Среди неповторимого ландшафта альпийских предгорий, примерно в 80 км от Мюнхена, на большом острове площадью 230 га посреди озера Кимзее был сооружен по приказу короля Людвига II и в соответствии с его грандиозным замыслом «Баварский Версаль« — дворцовый комплекс Херренкимзее. Замок Херренкимзее — последний и самый крупный, а также самый дорогостоящий из всех замков, возведенных для короля, призван был стать монументом в честь абсолютной монархии и затмить своим великолепием французский оригинал.
21 мая 1878 г. был уложен первый камень в основание замка. Архитектором стал, как и при строительстве замка Линдерхоф, Гeopг Долльманн. Тремя годами позже масштабное сооружение было вчерне готово. В 1884 г. Король Людвиг II распорядился продемонстрировать ему дворец и парк ночью, при включенных электрических прожекторах. И лишь однажды, осенью 1885 г., провел монарх в «своем Версале» целых девять дней.
В замке Херренкимзее было закончено строительство лишь важнейших помещений: дворец в целом остался незавершенным. Фасад сада является точной копией садового фасада в Версале. Спустя два года после смерти короля замок и парк были открыты для публики. С тех пор прогулочные катера доставляют на остров бесчисленных посетителей. К замку по большому кругу ведет дорога от крутого берега с царственным видом на Альпы, через тенистые леса и аллеи.
Лишь частично удалось претворить в жизнь план Карла фон Эффнера по разбивке парка Херренкимзее. Липовые аллеи к востоку и западу от замка выводят к берегу озера и определяют симметрию всей композиции. У подножия большой лестницы под открытым небом разбит французский парк свободной планировки со стилизованными цветочными клумбами, дорожками из гравия и коврами-орнаментами из парковых насаждений.
Среди живых изгородей, окаймляющих клумбы, привлекают внимание два мраморных фонтана, которые Иоганн Непомук Гауттманн украсил парами женских фигур: Дианы и Венеры, Амфитриты и Флоры.
Гордо возвышается в центре парка лишь недавно восстановленный фонтан работы Гауттмана (1883 г.) : «Источник Латоны», копия фонтана в Версале. Украсившие фонтан фигуры лягушек, черепах и амфибий изначально были позолочены.
В наши дни попасть в замок можно, пройдя через сад. В вестибюле вошедшего приветствует внушительная фигура павлина работы поставщиков королевского двора Тьерри и Бройля. Царственная птица из бронзы, покрытой голубой эмалью, напоминает о Бурбонах, а также об особой склонности короля к миру Востока.
Роскошный лестничный марш представляет собой копию знаменитой Лестницы Посланников, которую построил в Версальском дворце Франсуа д’Орбей для «Короля-Солнце» (лестница была снесена в 1752 г.) Король Людвиг II стремился при этом не к слепому подражанию, а, скорее, к воссозданию «в духе стиля». Под невесомой конструкцией современной стеклянной кровли благородные материалы и богатые живописные украшения создают общее настроение праздника.
Цветочная облицовка стен выполнена из штучного мрамора. Фигуры Дианы и двух нимф в нише мраморного источника изготовлены в мастерской Филиппа Перрона. Картины принадлежат кисти Франца Виндманна и Людвига Лескера. Искрящиеся тысячами граней хрустальные люстры произведены венской фирмой Лобмейера.
С лестницы открывается анфилада парадных покоев, спроектированная Георгом Долльманом и Францем Виндманном в стиле Людовика XIV: так называемые «Большие апартаменты». По образцу Версаля, вереница помещений открывается «Гвардейским залом», в данном случае это — Зал лейбгвардейцев-кавалеристов, где выставлены алебарды королевской стражи. О временах Людовика XIV повествуют картины первой прихожей, выдержанной в бело-золтых тонах. Под потолочной росписью Вильгельма Гаушильдта, изображающей торжествующих богов Бахуса и Цереру, размещается ценнейшее произведение ручной работы — шкаф в стиле Булль: черепаховая отделка, и богатый орнамент позолоченной фурнитуры.
Образ Людовика XIV – самодержавного властителя и «Короля-Солнце» — преобладает также и во второй прихожей, которую из-за окон овальной формы называют также «Залом бычьего глаза». Бронзовая конная статуя создана Филлипом Перроном. Натурой для вздыбленного скакуна послужил любимый конь Людвига II.
Поражает своей роскошью парадная опочивальня: «сердце» и идеальный центр дворца. Это помещение, являющееся, согласно придворному ритуалу абсолютной монархии, местом утренних и вечерних аудиенций — подлинный образец преклонения перед Людовиком XIV. Как писал Людвиг II: “Здесь дозволяется царить только лишь инициалам «Л.Л.» и лилиям Бурбонов — тому владыке, который был для меня посредником милости Божией». По изобилию и богатству отделки спальня дворца Херренкимзее превосходит версальский подлинник. Господствующее место в комнате отведено роскошной кровати размером 3 х 2,6 м. Еще за три года до закладки фундамента были заказаны драгоценные ткани. Дора и Матильда Эрес изготовили вышитые гладью пологи. Резные украшения ложа и балдахина — работы Филиппа Перрона. Проект в целом разработал Юлиус Гоффманн.
С северной стороны к парадной опочивальне примыкает Зал совета. Потолочная роспись работы Швойзера (1883 г.), парящая над бело-золотыми резными панелями обшивки, изображает Меркурия, дающего людям совет из олимпийской обители богов. И снова преобладающим мотивом отделки помещения является образ Людовика XIV, — в придворных сценах, и, прежде всего, на большом полотне Жюля Жюри — копии Гиацинты Риго. Портьеры из голубого бархата украшены вышитыми лилиями Бурбонов.
Так называемые «Каменные часы» — астрономические часы с изображениями Земли, Солнца, Луны и знаков Зодиака, — относятся к числу исторических часов, которые заказал король Людвиг II мюнхенскому часовых дел мастеру Карлу Швейтцеру.
Сбоку от Зала войны и Зала мира простирается анфиладой из семнадцати арочных окон, занимая почти всю западную часть дворца, знаменитая Зеркальная галерея, копия «Галери де Глясе» в Версальском дворце. Зеркальный зал дворца Херренкимзее, сооруженный в 1879 -1881 гг. по плану Гeopra Долльманна, кое в чем даже превзошел французский образец.
Всю волшебную силу игры иллюзий и теплого блеска являет это роскошное помещение, когда летом, в конце недели, зажигаются две тысячи свечей, звучит праздничная музыка и сверкают 33 люстры и 44 канделябра.
По версальскому образцу оформлены оба угловых помещения: Зал войны и Зал мира. Отделанные мрамором помещения украшены большими многофигурными композициями, в виде аллегорий, представляющих Мир и Войну. Эскизы исторических изображений создавали Юлиус Франк, Йозеф Мунш и Вильгельм Рёгге.
К Большим апартаментам в стиле Людовика XIV примыкают жилые покои Людвига II. Они были спроектированы Юлиусом Гофманном и Францем Паулем Штульбергером. Отделка помещений следует, в подражание покоям Людовика XV, стилю рококо. Голубой цвет — любимый тон монарха — господствует в спальне. Отто Штёгер, тот самый мастер, который воплотил в жизнь романтические световые эффекты в Гроте Венеры замка Линдерхоф, разработал проект синего светильника в виде шара, который заливал королевскую опочивальню волшебным, неправдоподобным цветом. Роскошная позолоченная кровать украшена жанровыми сценами, изображающими Венеру и Адониса. Вышивка-роспись балдахина — работы сестер Йеррес. Туалетный гарнитур изготовлен из драгоценного мейссенского фарфора.
Сцены придворной жизни и огромное полотно, — копия работы Жюля Юр и с картины Яна ван Лоо, — представляют в рабочем кабинете короля Людовика XV Французского. Здесь можно увидеть даже изготовленную для Людвига II в Париже копию знаменитого королевского письменного стола на колесиках, работы Оебена и Ризенера, изготовленного ими в 1760-1769 гг. и предназначавшегося для Лувра. Тонким золотым шитьем окаймлены зеленые бархатные портьеры. Каминные вазы изготовлены по особому заказу на фарфоровой мануфактуре г. Севр.
Как очаровательный зеркальный кабинет, в изобилии украшенный отделкой в стиле рококо, задумал Голубой салон Ойген Дроллингер. Захватывающие арабески в инкрустациях паркета продолжаются в богатой лепнине золотых орнаментов в форме сплетающихся ветвей и листьев, как было задумано Францем Паулем Штульбергером. Белые декоративные детали роскошного камина из мейссенского фарфора, мраморная статуя Юпитера и люстры (гипсовая модель, первоначально должна была быть изготовлена из слоновой кости), прекрасно сочетаются с голубым сиянием драпировки.
Фарфоровый кабинет украшен всеми мыслимыми изысканными произведениями из мейссенского фарфора. Росписью на фарфоре покрыты не только створки дверей, но также и стены. Не только откидные столики, светильники и вазы, но также и гирлянды фруктов у каминного зеркала и многорожковые, украшенные цветами люстры — все это шедевры мейссенских мастеров.
Один из сюжетов росписи на фарфоре изображает женскую фигуру, сидящую на троне в окружении двух ангелочков. Это аллегорическое изображение Истории. На медальоне, который держит один из ангелочков – портрет Людвига II. Это единственное изображение монарха во дворце Херренкимзее. Портрет был поставлен на это место уже после смерти короля.
Как воспоминание о «Петит Галери» в Версале была задумана малая игровая галерея длиной в двадцать метров. В нишах застыли фигуры работы Иоганна Хирта, изображающие четыре части света. Ангелочки и добрые гении — аллегорические изображения искусств и наук, а также вереница персонажей из греческой мифологии (в потолочной росписи Вильгельма Рёгге и Йозефа Мунха) населяют эту комнату, открывающую утонченные виды. Многократно отражался в зеркалах блеск позолоченных бронзовых светильников и пяти хрустальных люстр.
Столовая вполнена в форме большого овала. Она скопирована с Салона в стиле рококо парижского отеля Субиз. Здесь представлено избранное общество XVIII столетия: бюсты Людовика XV и его фавориток: маркизы де Помпадур, герцогини де Ментенон, герцогини Лавалье и графини Дюбарри. Картины Франца Виндманна воссоздают историю Амура и Психеи.
Как и в замке Линдерхоф, Людвиг II велел оборудовать столовую убирающимся обеденным столом «Столик, накройся!». Такой стол можно было накрывать на первом этаже и поднимать его наверх: король, чуравшийся людей, мог, таким образом, сохранять одиночество во время трапезы. Изысканные украшения стола, а также 18-рожковая люстра изготовлены из мейссенского фарфора.
По винтовой лестнице спускался король Людвиг II из своей опочивальни на первый этаж, в купальню, поражавшую своими новшествами. Два лестничных марша погружаются в глубокий овал бассейна. Окружающие его стены превращены художником Йозефом Вайссером в средиземноморскую панораму. Здесь же Венера, римская богиня любви, окруженная своей свитой.
К купальне примыкает Розовый кабинет, который служил комнатой для одевания. Подобно Голубому кабинету, он в изобилии увешан зеркалами, которые превращают золоченую резьбу по дереву в тенистые аллеи, уходящие вдаль. Изысканные живописные изображения купания Дианы и Венеры, Нептуна и Амфитриты — копии кисти Йозефа Вайссера с картин Франсуа Буше. Нежные фарфоровые люстры и расшитые лилиями портьеры, обивка мебели из розового шелка довершают утонченное очарование этого помещения.
Также в «Баварском Версале» можно осмотреть дворцовый музей, где представлена изысканная мебель и предметы интерьера из убранства дворца.