Хеврон, древний город праотцов

Столица округа Иудея, Хеврон расположен в 32 км южнее Иерусалима на высоте 927 м над уровнем моря. Хеврон — второй по святости в иудаизме после Иерусалима и один из самых древних городов ветхозаветного Израиля — раскинулся на западном берегу реки Иордан, в Иудейских горах (на вершине холма, который арабы называют в настоящее время Тель Румейда). Он был построен, согласно библейской книге Чисел, семью годами прежде Цоана, города египетского (ок. 1700 г. до н. э.), и прежде именовался Кириаф-Арба. В настоящее время город разделен на два сектора — один управляется Палестиной, а другой Израилем — и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО от обеих стран.

Известен Хеврон, прежде всего, тем, что библейский праотец Авраам (в иудаизме, христианстве и исламе почитаемый как родоначальник и образец веры) некогда прибыл сюда и разбил свои шатры; именно здесь открылся ему Бог, и здесь же был ему обещан долгожданный сын Исаак (который также жил потом в Хевроне, куда приходил, согласно библейскому преданию, и внук Авраама, Иаков). Здесь же, в пещере Махпела, и похоронены все три праотца и их жены (кроме Рахили) — Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иаков и Лия, а сам Хеврон в еврейской традиции именуется городом праотцов и праматерей.

История города, одного из старейших непрерывно заселенных в мире, насчитывает более 33 веков, когда здесь, как утверждает Ветхий Завет, жили великаны-рефаимы, являвшиеся детьми ханаанейских женщин и падших ангелов. В 13 в. до н.э. центр ханаанейской культуры, Хеврон был завоеван Иисусом Навином и отошел к колену Иуды (Иехуды), а царь Давид устроил здесь свою временную столицу и царствовал более семи лет, прежде чем завоевал Иерусалим.

Великан-рефаим

Несмотря на то, что с тех времен и до 1929 года город постоянно населяют евреи, Хеврон на протяжении своей истории принадлежал Римской империи и Византии, персам и арабам, крестоносцам и мамлюкам. В римский период Хеврон был частью провинции Иудея, небольшим городом, называвшимся Аврамиус. Развитие Хеврона началось во времена византийского правления — город находился на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию. При византийцах знаменитая пещера Махпела, священное место для иудеев, использовалась как церковь. Евреи же подвергались изгнанию и бежали из палестинских городов, в том числе и из Хеврона, в другие государства.

Также интересно:  Аокигахара, лес потерянных душ

Пещера Махпела (Маарат ха-Макпела на иврите), пожалуй, самое легендарное место в этих краях. Это монументальное строение над захоронениями в настоящее время разделено на еврейскую сторону и арабскую. На еврейской стороне оборудована синагога, на арабской — мечеть. Примечательно, что возвел огромное здание мавзолея над пещерой Патриархов царь Ирод Великий. Стены в 12 метров в высоту состоят из блоков, вытесанных из известняка, самый габаритный из которых размерами 7.5 на 1.4 метра, а поверхность стены строения Махпела похожа на Стену Второго Храма.

Существует предание, что еще до праотцов в этой пещере были похоронены Адам и Ева, поскольку Адам, однажды проходя мимо, увидел здесь слабый свет и узнал в нем свет рая, после чего и завещал похоронить себя в этой пещере. В свою очередь, как гласит легенда, праотец Авраам пророческим видением узрел спящих в этой пещере Адама и Еву, над которыми мерцали свечи, и стоял приятный запах. Понял он и то, что в этом месте наш физический мир соединяется с духовным миром (корень слова «Хеврон» на иврите как раз и означает соединение). Когда умерла жена Авраама Сарра, как говорит об этом книга Бытия, он попросил у жителей этих мест, сынов Хеттовых, место для гроба, чтобы схоронить умершую, купил эту пещеру и поле при ней у Ефрона Хеттеянина за четыреста сиклей серебра, и похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской, завещав похоронить здесь же и себя.

Пещера Махпела неоднократно упоминается на протяжении библейского повествования: ее видел Моисей, стоявший на горе Нево, а в период разрушения Первого Иерусалимского храма, Господь послал в Хеврон, на могилу праотцов с вестью о случившемся пророка Иеремию. Согласно еврейской легенде, узнав о падении Храма, праотцы разорвали на себе одежды и горько заплакали, и с тех пор три раза в день Дух Божий входит в пещеру и витает над могилами, а праотцы и их жены просыпаются и просят смилостивиться над их детьми — народом Израиля.

Также интересно:  Кафедральный собор в Майнце, гигант над Рейном

Мамре — еще одно наименование древнего Хеврона и еще одно памятное место, расположенное на самом деле в трех километрах севернее самого города (арабы называют его Харам-Рамет-эль-Халиль — священная возвышенность друга Божьего, то есть Авраама). Здесь находилась та самая дубрава Мамре, упомянутая в Библии, в тени которой благоденствовали праотец Авраам, а затем сын его Исаак. На этом месте Авраам воздвиг свой алтарь, здесь находился его колодец и здесь же, под сенью деревьев, он принимал гостей. Посетившие его три ангела (об этом повествует книга Бытия), традиционно считаются прообразом Святой Троицы, согласно догматическому учению христианской церкви.

Во время проведенных в XX веке археологических раскопок здесь были обнаружены фундамент древнего жертвенника, и возвышающиеся над ним стены из огромных квадратных плит, оказавшиеся частями гигантского здания, разрушенного в I веке н. э. У северной окраины Хеврона сохранились развалины древнего поселения Элоней-Мамре.

Найдены также остатки корней, принадлежащие большому старому дереву. Многие верующие считают, что это и был дуб Авраама (впрочем, не единственный в этих краях — так, Русская духовная миссия в 1868 году купила здесь участок, на котором по сей день растет шестисотлетний дуб, за которым ухаживают несколько русских монахов; легенда, связанная с этим местом, утверждает, что именно здесь Авраам принимал своих чудесных путников). В конце 1990-х годов корни дерева полностью отмерли, а кора высохла. Чтобы сохранить дуб, его укрепили металлическими подпорками. Вскоре дерево стало давать молодые побеги.

Тогда же рядом с Мамврийским дубом стараниями начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина был построен каменный двухэтажный дом для христианских паломников. Из-за сложной ситуации в городе, где проживали в основном мусульмане, вопрос о постройке православного храма на этом месте был поднят лишь в 1904 году.

Также интересно:  Унакоти: Каменные боги "Источника красоты"

Разрешение на строительство храма было получено только в 1914 году, после чего был построен храм Святых Праотцев. В 1997 году монастырь был передан Московскому патриархату.

В период арабского владычества Хеврон, по сей день именуемый в мусульманской традиции как Эль-Халиль-эр-Рахман (друг Божий — так Авраама именует Коран), или просто Эль-Халиль, продолжал оставаться святым, почитаемым городом, одним из наиболее святых городов ислама (наряду с Меккой, Мединой, Иерусалимом и Кайруаном), поскольку мусульмане не только почитают Авраама, как своего праотца, но и приписывают ему строительство мечети Аль-Харам в Мекке.

В свою очередь и пещера Махпела, согласно арабской легенде, является местом, пролетая над которым во время своего путешествия в Иерусалим на крылатом коне, пророк Мухаммед услышал голос архангела Джабраила (Гавриила): «Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама». Воздвигнутая над пещерой Махпела мусульманская мечеть по святости уступает лишь мечетям на Храмовой горе в Иерусалиме, а должность ее смотрителя передается по наследству. Сменившие арабов в XI веке крестоносцы именовали город Сент-Авраам и Castelium ad sanctum Abracham (крепость святого Авраама). В это время к зданию над пещерой Махпела была пристроена крепостная стена с бойницами, а в самом здании пробит боковой вход и возле него построена церковь св. Авраама.

Пришедшие снова на смену крестоносцам мусульмане сделали в здании церкви мечеть, из которой, через оставшийся боковой вход, можно пройти в сохранившийся и до наших дней зал праотцов. Сейчас это — почти квадратное помещение над пещерой, со стенами и колоннами византийского периода, посреди которого, друг против друга находятся надгробия Авраама и Сарры.

В южной части зала — надгробия Исаака и Ревекки, в северной — Иакова и Лии, а возле стены маленьким куполом на четырех колоннах отмечен вход в саму пещеру. Арабы-мусульмане (население Хеврона в основном арабское) в эту пещеру не спускаются, чтобы не потревожить покой святых, и лишь опускают туда лампады.

На сегодняшний день в Хевроне, несмотря на напряженную политическую обстановку, постоянно проживают около 1000 евреев.

Карта расположения города Хеврон

Похожие статьи

Добавить комментарий

*

code