Ганден – это один из трех (наряду с Сэра и Дрепунгом) великих монастырей и университетов школы Гелуг тибетского буддизма в Лхасе, играющий ключевую роль в политической и культурной жизни тибетского народа, и представляющий огромное значение для мировой культуры как уникальная культурная достопримечательность Китая.
Монастырь возвышается в 47 километрах от Лхасы на высоте около 4500 метров на горе Вангбур в Тибете, и является одним из самых больших буддийских монастырей, прославленным университетом буддийской школы гелуг в Тибете, а так же и местом массового паломничества.
Основан монастырь Ганден по инициативе учеников, с согласия и одобрения их великого наставника Цонкапы, основателя школы гелуг. Легенда гласит, что в одной из своих прошлых жизней Цонкапа, будучи ребенком, поднёс Будде хрустальные чётки, и Будда предсказал юноше особое предназначение — ему суждено было воскресить учение Будды и основать великий монастырь.
Взамен подаренных чёток мальчику была обещана раковина, которую Будде подарил король нагов. Будда отдал эту раковину своему ученику Маудгальяяне, а тот закопал её в Тибете, как сокровище, на благо будущего распространения учений.
В 1409 году Цонкапа учредил великий молитвенный фестиваль в лхасском храме Джокханг. Впоследствии ученики, обеспокоенные тем, что постоянные путешествия отразятся на здоровье их учителя, предложили ему построить монастырь в любом месте, где он только пожелает. Цонкапа согласился и выбрал гору Дрогри, приблизительно в пятидесяти километрах к востоку от Лхасы. Он лично освятил землю и назвал монастырь «Ганден», или, на санскрите, «Тушита», – в честь чистой земли грядущего Будды Майтрейи.
Строительство главного храма и более семидесяти зданий монастыря было завершено в том же 1409 году – в строгом соответствии с индийскими монастырскими правилами. В следующем году Цонкапа извлёк драгоценную раковину из холма за Ганденом, которую зарыл там Маудгальяяна.
В 1416 году Цонкапа передал раковину Гандена своему ученику Джамьянгу Чодже (1379–1449), который позднее в том же году основал монастырь Дрепунг. С тех пор раковина хранится в Дрепунге. В 1419 году, когда Цонкапа покинул этот мир, другой его ближайший ученик Джамчен Чодже (1354–1435) основал монастырь Сера.
До конца своих дней Цонкапа часто бывал в Гандене, он умер в этом монастыре и там были сохранены его останки. Строительство главного храма Гандена с огромными статуями и трёхмерными мандалами считается четвёртым великим деянием Цонкапы.
Со времени основания Ганден стал резиденцией Гандена трипы – держателя золотого трона Гандена и главы традиции гелуг. Эту традицию основал Цонкапа, её также называют традицией ганден в честь монастыря Гандена. «Луг» означает традиция, а «гелуг» – сокращение от «ганден луг».
Расположенный на громадной территории, Ганден с его многочисленными зданиями был поделен на два колледжа и превратился в огромный монастырский комплекс, в котором обучалось около четырех тысяч монахов.
Монахи жили в одном из зданий, называемом Cuoqin Vihara и имеющем 108 колонн. Сейчас в этом здании содержатся бронзовые статуи Майтрейи и Цонкапы, трон основателя монастыря и его коллекции.
Храм Chituokhan – одно из ранних зданий монастыря. В нем жил сам Цонкапа и те, кто сменил его на высоком посту. Будучи главой монастыря, Цонкапа последовательно развивал свое направление буддизма и написал много книг. В храме хранится множество буддистских писаний, древние документы и личные вещи Цонкапы.
Зал Yanbajian – большое здание с 72 колоннами, занимающее 4 этажа. Его строительство началось в 1409 г. и закончилось в 1416 г. Во дворе стоят ступы, установленные в честь разных настоятелей монастыря. Внутри зала можно увидеть доспехи императора Цянлуна, который лично преподнес их в дар Гандену в 1757 г. Сейчас это одно из наиболее высоко ценимых сокровищ Гандена. На доспехах есть слова, написанные на ханьском, маньчжурском, монгольском и тибетском языках. В своих словах император выражает почтение Будде.
Во дворце Shidoukhan установлена ступа в честь самого Цонкапы. На ней указано место и дата смерти духовного лидера – 25 октября 1419 г. В последующие за этой датой годы один из учеников Цонкапы создал серебряную ступу в память об учителе. Во времена правления 13-го Далай-ламы серебряную ступу сменила золотая.
Ганден входит в список культурных реликвий Тибета, находящихся под особой охраной государства. Во время тибетских волнений 1959 г. и в течение долгого периода Культурной революции монастырь Ганден понес значительный ущерб. С начала 80-х годов государство стало финансировать реконструкцию объекта.
Из-за своей отдаленности от города Ганден не так популярен среди туристов и паломников, как Сера и Дрепунг. Однако знаменит он тем, что был первым монастырем ордена Гелугпа, его главным центром, и в нем пребывали руководство и политические лидеры школы гелуг.
Китай, карта расположения монастыря Ганден