Фестивали мира, часть 10: Фёти-ди-Жед, сошествие духов

В Гаити, самой загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду скрупулезно соблюдают принцип двойственности. Жизнь и смерть всегда соседствуют друг с другом, и на Гаити это знают как нигде лучше. Ведь смерть не есть конец, она дает возможность возрождению и обновлению жизни. Поэтому одному из самых значимых в стране праздников удается совмещать в себе воспоминания об умерших и радость жизни. Фёти-ди-Жед (Fete de Gede) – День Предков или День всех усопших – отмечается в католический День всех усопших, но под глубоким влиянием религии вуду.

Центральными фигурами праздника являются лоа (духи) Iwa Gede – хранители кладбищ Барон Самеди (Baron Samedi ) и Маман Брижит (Maman Brigitte). Выступающие в своих одеждах черного и фиолетового цвета, они способны в любой момент нарушить течение праздника непристойным поведением.

2 ноября, когда ежегодно отмечается Фёти-ди-Жед, жители Гаити приходят на кладбища к могилам своих предков. Люди приносят подарки: свечи из пчелиного воска, цветы, бутылки рома с перцем чили. Таким образом они согревают кости усопших.

При входе на кладбище людей встречает установленный на пьедестале крест, символизирующий вход во владения Барона Самеди, главы большой семьи Iwa Gede. Возле креста принято собираться и готовить напиток в честь Барона Самеди, которым окропляют крест.

Здесь наступает один из наиболее подходящих моментов для магии и колдовства вуду. Традиционное одеяние адептов – одежда черного и лилового цвета, обязательным атрибутом считаются зеркальные черные очки.

Жрецы (хунганы) и жрицы (мамбо), одержимые присутствием духов, выполняют вудуистические ритуалы для предсказания будущего, периодически исполняют дикие танцы, имитирующие половой акт. Считается, что непристойные танцы и выходки с сексуальным подтекстом призваны обмануть смерть и отблагодарить жизнь.

Также интересно:  Гластонбери: "Стеклянный остров" Авалон, земля мифов и легенд

Непристойные выражения и жесты должны сообщить духам, что люди ждут их прихода, готовые сломать барьеры видимого мира и увидеть незримое. В это время кто-то задыхается и впадает в полуобморочное состояние, другие выполняют неконтролируемые движения телом. Не останавливая движения в ритм музыки, многие из присутствующих пьют ром и поливают его на свои гениталии. Многие принимают участие в танце с тростью – символом плодородия: согласно верованиям гаитян, во время праздника духи могут исцелить бесплодие.

Прибрав и почистив памятники и надгробия, гаитяне «кормят» усопших, оставляя им еду и напитки с праздничного стола. Жители Гаити верят, что в условиях суровой жизни, умершие хотя бы в своей загробной жизни должны получить все то, чего были лишены в этом мире.

Во всех храмах вуду в Гаити под вечер продолжается празднование Фёти-ди-Жед (Fete de Gede). Все начинается с приходом сумерек, сигналом к началу праздника служат 13 барабанных ударов, теперь здесь будут есть, пить и танцевать до рассвета, участвуя в ритуальных танцах и прославляя жизнь. А под утро обычно происходит ритуальное жертвоприношение животных.

Считается, что из 8 миллионов жителей Гаити 2/3 с той или иной периодичностью практикуют вуду. Несмотря на годы гонений, запретов и казней, гаитянам удалось сохранить наследие африканских предков. Первыми запретили вуду французы, занявшие территорию страны в 1697 году. Однако, рабам были позволены танцы по выходным, и находчивые выходцы из Африки замаскировали под них ритуалы своей религии. После провозглашения независимости Гаити в 1804 году, белые были изгнаны из страны, многие из них, в том числе католические священники, убиты. Возмущенный происходящим, Ватикан порвал связи с Гаити, что дало возможность вуду свободно развиваться в течение 56 лет, вплоть до 1860 года. Именно в этот период формируется вуду как сложный сплав африканских религий и католицизма. Позже католическая церковь несколько раз в период между 1860 и 1940 годами выступала против вуду, но без успеха. В 1949 в Гаити развернулась широкая кампания по искоренению вуду, многие колдуны и священники (бокоры, мамбо и хунганы) были убиты, но желаемого эффекта это не принесло. В начале 50-х годов XX века наступает период мирного сосуществования вуду и католицизма, последний на Гаити даже перенимает барабанный бой и песнопения во время службы.

Также интересно:  Кошмарный сон окулиста: праздник Урс Аджмер

Последователи вуду, выходцы из Гаити, живущие в других странах, всегда стараются приехать на Гаити в день Фёти-ди-Жед. Широкое распространение праздник получил и на юге США, где проживает большая гаитянская община.

Похожие статьи

Добавить комментарий