Цитадель Эрбиль — главная достопримечательность столицы иракского Курдистана города Эрбиль, расположенного на равнине в предгорьях Загроса между реками Большой и Малый Заб. Цитадель стоит на телле (холме) размером 430×340 м, высотой около 30 м и площадью 102 тыс. м2. Считается, что сначала она была построена, как оборонительное сооружение, а уже позже здесь появились постоянные жители. Произведенные здесь раскопки показали, что холм — естественного происхождения, он обрастал укреплениями на протяжении многих веков. За всё это время здесь успели пожить шумеры, ассирийцы, вавилоняне, персы, монголы, город был христианским, а затем оказался под властью османов. Те стены, что стоят сегодня, возведены в самый поздний, арабский период. В 2014 г. Цитадель Эрбиль была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эрбиль — один из самых древних постоянно населенных городов мира: первые свидетельства о жизни здесь людей относятся к 5-му тыс. до н. э. Тогда город назывался Урбилум, что переводится как «Город четырех святилищ» или «Четыре бога». О первых веках его существования известно только то, что около 2300 гг. до н. э. здесь правил царь народа гутии, затем шумеры, а начиная с 2050 г. до н. э. — ассирийцы, при которых город, известный под именем Арбела, был центром поклонения богине Иштар.. Именно ассирийцы и начали строить Цитадель, хотя точных сведений об этом периоде пока не найдено. Предполагается, что это укрепление играло важнейшую роль в эпоху Новоассирийского царства с 934-го по 609 г. до н. э. Политика его правителей заключалась в планомерном физическом уничтожении всех соседей и их городов. Эрбиль фактически оставался одним посреди обезлюдевшего пространства, собирая невиданное количество награбленных ценностей.
После падения государства ассирийцев город остался ассирийским, но уже подчинялся тем, кто был сильнее: персам, грекам, парфянам, селевкидам, сасанидам, римлянам. Во времена персов тут проходила «Царская дорога», ведущая к Эгейскому морю. Здесь собирал свои армии из подвластных народов персидский царь Дарий III для отпора македонцам. Город прославился благодаря решающей победе, которую одержал недалеко от Арбел (точнее, под местечком Гавгамелы в 75 км к северо-западу от Арбел) в 331 до н. э. Александр Македонский над персидским царем Дарием III. После поражения Дарий бежал через этот город, и само сражение античные историки называют Битвой при Арбелах, хотя сейчас установилось географически более точное название — Битва при Гавгамелах.
В III в. до н. э. — III в. Эрбиль становится столицей небольшого царства Адиабена, (иначе «Арбелитида»), подвластного Парфии, затем вошёл в качестве столицы наместничества в состав державы Сасанидов. Адиабена известна в еврейской традиции тем, что её правители в начале н. э. приняли иудаизм ; но основной религией населения к концу античности стало христианство. Город известен мученичеством 350 христиан во время гонений в 345 г. Вообще христиане-ассирийцы оставались основным населением Эрбиля и окрестностей вплоть до разгрома города Тимуром (1397 г.), когда уцелела только одна ассирийская деревня. С 642 г. Эрбиль, вместе со всей Месопотамией, попадает под власть арабов и начинает исламизироваться.
В 1144 г. тюркский атабек Зейнуддин Али Кучук превращает Эрбиль в центр самостоятельного эмирата. Этот эмират достиг расцвета при эмире Музафар-эд-Дине Гёкбуру (1190 — 1232), зяте египетского султана Саладина. В мусульманском мире Музаффар известен тем, что ввёл празднование дня рождения пророка Мухаммеда — первый такой праздник был устроен с большой роскошью в Эрбиле в 1207 г. При Музаффаре было построено несколько строений, сохранившихся до сих пор, в том числе вторая (после цитадели) достопримечательность города — минарет Музаффарийя (ныне более известный как «Надломленный минарет») — 33-метровая башня, когда-то бывшая частью комплекса медресе.
Музаффар построил также базар Кайсери, сохранившийся в перестроенном виде. А к XIII в., когда край подвергся нападению кочевников Чингисхана, большинство населения уже были курдами. Спустя год осады монголы захватили город и владели им до 1410 г. После монгольского нашествия Цитадель навсегда утратила свое оборонительное значение, городом владели недолговечные государства Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, а также шах Исмаил Сефевид. У последнего город в 1517 г. отняли турки, чья власть сохранялась ровно 400 лет. В ноябре 1918 г. Эрбиль был занят англичанами, сделавшими его столицей особого губернаторства. С 1921 г. Эриль в составе Ирака. До недавнего времени в крепости жила почти тысяча семей, пока в 2007 г. практически все население Цитадели не выселили, чтобы провести реставрацию и превратить крепость в объект международного туризма.
Местные достопримечательности относятся к разному времени. В 2007 году все жители, обитавшие внутри крепостных стен, были выселены с территории цитадели для того, чтобы провести масштабные археологические работы. Однако в одном доме специально оставили жителей — чтоб не прерывать символическое беспрерывное обитание здесь людей.
Интересно то, как построена крепость — по сути её стенами являются дома жителей. Они построены плотно друг к другу и выходят фасадами на сторону «большого города», в под их окнами, соответственно, находится насыпь. Причём насыпь эта поднимается под углом 45 градусов.
Изначально, в город можно было попасть только с одной стороны — с юга. Здесь же сейчас находится главный местный базар — Кайсери. Интересно и устройство территории с точки зрения разделения на три разных квартала, где обособленно жили люди, Скажем так, разного социального уровня. В квартале Серай жили богатые и известные семьи, в квартале Такья — дервиши, а в квартале Топхана — ремесленники и крестьяне.
Современное население Эрбиля представлено в основном мусульманами-суннитами и христианами: ассирийскими католиками-халдеями и православными армянами. Оставшаяся часть населения представляет очень пеструю этно-конфессиональную картину. Например, в городе сохранились большие группы приверженцев таких своеобразных религиозных течений, как шабакизм и мандеанизм.