Исторический центр Сиены: Музей средневековья под открытым небом

Сиена — центр провинции Сиена в регионе Тоскана. Население — 60 тысяч человек. Является одной из самых посещаемых достопримечательностей Италии. В городе полностью сохранилась архитектура и традиции средневековья. Исторический центр внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Символами Сиены являются чёрный и белый цвета, связанные с чёрной и белой лошадьми основателей города, Сениуса и Аскиуса. Покровителями города считаются Святой Ансано и Екатерина Сиенская.

Достопримечательности исторического центра Сиены

ворота Сан-Марко

Исторический центр Сиены расположен на трёх холмах — Терциях и окружён высокими кирпичными стенами XVI века. В город можно попасть через несколько старинных ворот, расположенных по периметру городской стены. Каждые ворота имеют свои названия: ворота Святого Марка, Римские ворота и т.д..

Римские ворота

Весь исторический центр Сиены, занимающий площадь около одного квадратного километра, представляет собой систему узких, местами не превышающих двух метров шириной, запутанных, круто поднимающихся и опускающихся улиц, по сторонам которых находятся двух-трёхэтажные жилые дома средневековой постройки. Дома стоят вплотную друг к другу, во двор можно попасть только из зданий.

базилика Санта-Мария деи Серви

Историческая часть Сиены разделена на 17 районов (контрад), которые сформировались ещё в XVI веке. Каждый район имеет свой флаг, герб и название: Улитка, Пантера, Лес и т.д. Видимых границ между районами нет. Одно здание может принадлежать сразу к двум контрадам, но понять, в каком районе находишься, несложно, на улицах часто встречаются скульптуры, являющиеся символами определённой контрады. Даже на зданиях можно увидеть барельефы и скульптурные композиции с символом района.

контрада Улитки

контрада Волчицы

контрада Пантеры

В самом центре Сиены находится полукруглая построенная в виде вогнутой раковины площадь Пьяцца-дель-Кампо, центром которой в свою очередь является монументальный дворец Палаццо Публико с высокой башней Торре дель Манджа.

Пьяцца-дель-Кампо

Фасад дворца немного изогнут, и тем самым дворец служит своеобразным фокусом полукруглой площади, к которому сходятся пересекающие вымощенное кирпичом пространство травертиновые лучи. Строительство дворца началось в 1297 г.; он должен был стать резиденцией городского судьи (подеста) и Совета Девяти.

Палаццо Пубблико

Палаццо Пубблико – яркий пример итальянской средневековой архитектуры. Почти каждый из главных его залов расписан фресками, в создании которых принимали участие выдающиеся мастера сиенской школы – Симоне Мартини, братья Амброджо и Пьетро Лоренцетти. Эти фрески необычны тем, что, во-первых, заказчиками их выступали городские власти, а не церковь или религиозные братства, а во-вторых, написаны они на светские, а не на традиционные для той поры библейские темы.

Сиенский собор

Входящая в ансамбль дворца 102-метровая колокольня Торре дель Манджа (1325–1348), увенчанная своеобразной короной, созданной по рисунку известного живописца Липпо Мемми, долгое время была самой высокой башней Италии (ныне она занимает второе место после башни Торраццо в Кремоне). В 1360 г. на ней были установлены механические часы. У подножия колокольни располагается мраморная лоджия, известная как Капелла ди Пьяцца – часовня, построенная сиенцами по обету в 1352 г. в благодарность Пресвятой Деве за избавление города от чумы.

Кампанилла

Сиена сохранила до наших дней множество выдающихся архитектурных памятников. Но настоящим ее украшением является городской собор Санта-Мария дель Ассунта, или просто Дуомо («Собор») — прекрасный образец итальянской готики. Его строительство восходит к тем временам, когда этот старинный тосканский город находился на вершине могущества и славы, а династия прославленных мастеров Пизано создавала свои лучшие работы.

Также интересно:  Парк Гарахонай: Живое ископаемое Канарских островов

Сиенский собор, история возведения

Закладка собора относится к 1220-м годам (предположительно — в 1226 г.). Он планировался как зальный храм и строился в стиле романского зодчества. Однако полвека спустя граждане «высокомерной Сиены», как называл этот город Данте, пожелали изменить первоначальный план и перестроить уже почти готовый собор в стиле вошедшей в моду готики.

Строительство было затеяно немыслимое: предполагалось, что новый собор станет самой большой церковью в христианском мире. При этом здание уже построенного храма должно было войти в его состав лишь в качестве одного из трансептов.

План перестройки был разработан сиенским архитектором Лоренцо Маитани, строителем собора в другом итальянском городе — Орвьето. Однако сооружение монументального храма — Дуомо Нуово («Нового собора»), призванного превзойти собор Святого Петра в Риме и начавшееся в 1321 году, вскоре было прекращено: на Сиену одна за другой стали обрушиваться неурядицы. Городская казна опустела, вспыхнули раздоры между соперничающими партиями. А эпидемия чумы, в 1348 году выкосившая половину населения Сиены, окончательно поставила крест на амбициозном проекте (о нем сегодня напоминают лишь величественные арки, колонны и остатки стен). С 1357 года работы по строительству Дуомо Нуово были прекращены, и мастера вынуждены были бросить все силы на завершение уже существующего здания. Работы продолжались до 1382 года, когда были закончены западный фасад и апсиды собора. Его восточный фасад так и не был завершен; сохранился лишь рисунок, как он должен был выглядеть.

После всех этих перипетий с перестройками и достройками собор в Сиене приобрел план латинского креста и ряд готических элементов, демонстрируя, однако, при этом постоянство романских форм итальянской архитектуры. То, что затея с гигантским Дуомо Нуово так и не была воплощена в жизнь, послужило собору лишь на пользу.

«Отказавшись от этой мысли, сиенцы обратились к украшению старого Дуомо со всем жаром своей набожности, со всем вкусом, которым наделила их природная художественная одаренность, — отмечает публицист П.П. Муратов. — Эта работа велась на протяжении двух столетий. В результате — перед нами здание, которому нет равных по завершенности во всей Италии. В сравнении с сиенским Дуомо, Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции или Сан-Петронио в Болонье кажутся какими-то неоконченными сооружениями. В этом колоссальном труде Сиена сумела всюду выказать верный художественный такт». Стоит отметить, что несмотря на неудачу с постройкой Дуомо Нуово, сегодняшний Сиенский собор все равно является одним из самых больших соборов Италии.

Сиенский собор, архитектура и интерьер

Храм, приподнятый на широкой террасе, стоит на открытой площади и господствует над окружающими постройками. С трех сторон к нему ведут марши лестниц. Пышно украшенный западный фасад — великолепный образец итальянской готической архитектуры, облицованный полосами белого, красного и зеленого мрамора, имеет три портала, которые уравновешиваются тремя фронтонами-вимпергами, расположенными выше.

Над созданием Сиенского собора работал Никколо Пизано (1220—1278) — один из самых выдающихся итальянских архитекторов и скульпторов Средневековья. Однако в большей степени собор в Сиене связан с именем Джованни Пизано (1250—1320), сына Никколо. Фасад Сиенского собора — первая его самостоятельная работа (1285—1295 гг.). Мастер покинул Сиену в 1300 году, успев завершить возведение фасада лишь до линии вимпергов над дверьми (верхняя часть с круглым окном достроена в 1370 г.). Мастер широко использовал монументальную скульптуру.

Также интересно:  Собор Святого Павла в Лондоне, национальное достояние Британии

Аналогию скульптурному стилю Джованни Пизано можно найти к северу от Альп, однако драматическая глубина стиля Джованни оставляет далеко позади все, что может быть найдено на севере. Высокие фигуры на фасаде собора, ведущие диалог между собой и зрителем, выглядят чрезвычайно выразительно и убедительно. Сегодня большинство скульптур представляют собой копии, а их оригиналы в целях сохранения перемещены в музей собора.

Лейтмотивом центрального фасада является жизнеописание Богородицы или, как её чаще величают, Девы Марии. Наклонные поверхности и мелкие детали искусно украшены лепниной с растительным орнаментом. Даже дверь поражает своей красотой. Периодически её заменяли, последняя смена произведена в 1958 г. Бронзовые створки также украшены изображениями Святой.

Если снаружи собор поражает переливами белого, красного и зеленого, то внутри царят черные и белые цвета. Чередующиеся полосы черного и белого мрамора украшают и изящную колокольню-кампанилу, строительство которой было завершено в 1313 году. Шестиярусная звонница-кампанила легко взлетает в небеса, являясь зрительной осью всего ансамбля.

Узкая, квадратная в плане башня выглядит тоньше, чем есть на самом деле. В толщу стен кампанилы врезаны прямоугольные проемы, увеличивающиеся в ширину по мере подъема вверх. В них установлены тонкие колонки, число которых растет с высотой, — от одной до шести в верхнем ярусе. Завершает кампанилу пирамидальный купол с четырьмя башенками по углам.

Всякого вступающего в собор неизменно захватывает волшебная элегантность его внутреннего убранства. Центральный неф сооружен в строгом романском стиле. Мощные, высотой 18 м, полосатые черно-белые колонны с тяжелыми коринфскими капителями протянулись по всей длине нефа, удерживая полукруглые романские арки и своды потолка, где на синем фоне сияют серебряные звезды.

Витражи в огромных окнах-розах отбрасывают яркие блики на красочный, инкрустированный мрамором пол. Пространство и свет находятся в редкой гармонии. Пышность, пожалуй даже избыточность декора, производит ошеломляющее впечатление.

Над средокрестием поднимается увенчанный фонарем купол в романском стиле. Его размеры — 54 м в высоту и 16 м в диаметре. По всему периметру кровли на полосатых черно-белых полуколоннах установлены фигуры святых (XV в.) в полный рост.

Вдоль карниза установлены десятки бюстов. Они изображают Пап, а также Рема и Ромула. Большинство бюстов имеют схожие черты, потому что для их создания использовались лишь несколько клише. Различить облики помогают только соответствующие подписи.

Настоящее чудо — знаменитый мозаичный пол собора. Он создавался на протяжении двухсот лет, с 1369 по 1547 год (по другим сведениям — по 1562 г.), над ним работало 48 мастеров — от весьма именитых до совсем безвестных.

Помимо разнообразного геометрического орнамента здесь представлены сцены из Нового Завета и аллегории на евангельские темы — всего 56 композиций. Вот уже несколько столетий эти уникальные бесценные произведения тщательно сберегаются закрытыми, и лишь несколько дней в году они открываются для полного обозрения, приводя в восхищение и настоящее благоговение поклонников искусства…

Вот композиция «Избиение младенцев», созданная Маттео ди Джованни — одна из лучших и наиболее известных; с ней соперничает в известности лишь «Авессалом» работы Пьетро дель Минелла… Вот «Император Сигизмунд» работы Доменико ди Бартоли… А вот и «Семь возрастов жизни» — удивительное произведение Антонио Федериги.

Также интересно:  Деликатесы, часть 8: Касу Марцу и другие насекомые

В Сиенском соборе работали великие мастера. Великолепную чашу для святой воды при входе исполнил Антонио Федериги, статуи в алтаре — Франческо ди Джорджио. Алтарный образ, известный под названием Маэста (ныне хранится в музее собора), создал в 1308—1311 годах выдающийся мастер итальянской готической живописи Дуччо ди Буонинсенья из Сиены (ум. ок. 1318/19 г.). В центре композиции — Дева Мария, восседающая на троне в окружении ангелов и святых. Внизу — сцены детства Христа, вверху — ряд эпизодов из последних дней земной жизни Марии. С другой стороны представлены 26 сцен из жизни Христа, включая его страсти, Воскресение и эпизоды после Воскресения.

В соборе работал и другой выдающийся художник — Симоне Мартини (ум. в 1344 г.). Считается, что он был учеником Дуччо, но точных сведений о его жизни нет. Хотя Симоне многое почерпнул у Дуччо, его творческий диапазон был намного шире. Для собора в Сиене он в 1333 году создал прекрасный алтарный образ, центральным сюжетом которого является Благовещение. Здесь наиболее ярко проявились особенности стиля Симоне: легкие удлиненные фигуры написаны с необычайным изяществом и мастерством.

Среди художественных сокровищ собора — скульптурные шедевры Донателло и Микеланджело. Многое здесь связано и с именем Никколо Пизано. Монументальная восьмиугольная кафедра, над которой он трудился вместе со своим сыном Джованни, — один из наиболее известных шедевров этого мастера.

Расположенный в северном нефе алтарь Пикколомини был создан в 1481 году Андреа Бреньо. В 1501—1504 годах великий Микеланджело создал для него четыре статуи святых Григория, Павла, Петра и Пия. Установленная над алтарем статуя Девы с Младенцем — работа сиенского скульптора Джакопо делла Кверсия.

Рядом — вход в знаменитую библиотеку Пикколомини. Ее основание относится к 1492 году и связано с именем уроженца Сиены Франческо Тодескини-Пикколомини, в 1503 году ставшего римским папой под именем Пия III. Здесь хранятся его личные книги и рукописи. Десять больших фресок, украшающих стены библиотеки и изображающих жизнь папы Пия III, принадлежат кисти Пинтуриккио. В центре библиотечного зала — скульптурная группа «Три грации», римская копия III века н.э. с работы древнегреческого скульптора Праксителя.

Бульшая часть художественных сокровищ хранится в музее собора — Museo dell’Opera. Он расположен в недостроенном нефе Дуомо Нуово. Здесь можно видеть оригиналы работ Донателло, Джованни Пизано, Джакопо делла Кверсии, Дуччо ди Буонинсенья и других великих мастеров, на протяжении столетий работавших над украшением Сиенского собора, — Дуомо Санта-Мария дель Ассунта, Дома Девы Марии, на алтарь которой они принесли лучшие свои творения, весь жар своих сердец. И на вопрос Данте: «Чья кисть повторит или чей свинец, чаруя разум самый прихотливый, тех черт и теней дивный образец?» многократно цитируемый в этой главе П.П. Муратов отвечает так: «Сиена может дать гордый ответ на этот вопрос: все, что здесь сделано, сделано руками ее несравненных, благороднейших мастеров».

К числу других известных храмов Сиены относятся базилика дель л’Оссерванца (1490–1496 гг.), базилика Санта-Мария деи Серви (1234–1533) с колокольней XIII в. и богатейшим собранием памятников искусства XIII–XVII вв. в интерьере, базилика Сан-Доменико (1226–1265 гг., перестроена в XIV в.) – один из самых важных ориентиров в городе, базилика Сан-Франческо (1228–1255 гг., перестроена в XIV в.), церкви Санто-Спирито (1498–1504 гг.) и Сан-Мартино (XII в., колокольня – 1738 г.).

Италия, карта Сиены

 

Похожие статьи

Добавить комментарий