Медитационные пещеры Драк Йерпа — удивительная культурная достопримечательность Китая в целом и Тибета в частности и одно из самых святых мест центрального Тибета, расположенное на склонах гор в примерно двух часах езды от Лхасы.
Начиная с VII века на земле, освящённой царём Сонгценом Гампо, индийским буддийским мыслителем Атишей, великим махасиддхой Падмасамбхавой и его женой, просветлённой йогиней и дакини Еше Цогъял, проживали, изучали буддизм и уходили в затворничество отшельники, монахи и монахини.
Это место поражает своей удивительной энергетикой каждого путешественника, оказавшегося здесь. И это не удивительно: Драк Йерпа считается самым древним местом в Тибете, где практиковали отшельники. Согласно некоторым источникам место это ведет свою историю еще с добуддийских времен, когда в Тибете была распространена религия бон.
В IX веке здесь жил монах Лхалунг Пэлгье Дорже, убивший жестокого царя Лангдарму (чему посвящен отдельный танец в буддийской мистерии Чам). К сожалению, после убийства он не смог вернуться в родные места, так как его могли поймать и предать казни, поэтому он бежал из Центрального Тибета, и его следы затерялись в Кхаме.
Комплекс Драк Йерпа серьёзно пострадал во время «культурной революции»: монастыри были разрушены, пещеры разорены и даже деревья, росшие на склонах, срублены под корень на дрова. Но постепенно отшельники возвращаются в святые места, комплекс медленно восстанавливают и отстраивают заново. Взамен разрушенных ступ возводятся новые.
Горы укутаны разноцветным лоскутным одеялом из молитвенных флажков «лунгта», покрытых мантрами. Пилигримы забираются на верх скал, привязывают там один конец растяжки, а затем натягивают её к низу. Ветер треплет пятицветные флаги, и молитвы уходят прямо на небо. Пять цветов символизируют пять священных элементов: синий — небо (воздух), белый — облака (пространство, эфир), красный — огонь, зелёный — воду и жёлтый — землю.
Когда-то здесь располагалась летняя резиденция тантрического колледжа Гъюто из Лхасы. 500 монахов приезжали в Драк Йерпа каждое лето, что продолжить своё изучение тантрических доктрин. Но китайские хунвэйбины снесли все здания почти до основания.
Всего в Драк Йерпа около 80 медитационных пещер, около самых крупных и важных расположены монастырские постройки. Считается, что посетить Драк Йерпа крайне важно перед паломничеством к священной горе Кайлас. Место, действительно, очень мощное и светлое по своей энергетике.
Вся мебель, статуи, тханки и прочее в пещерах — новое или привезённое из других монастырей. В левом углу можно увидеть статую царя Сонгцена Гампо, затем правее — Атиша. Ещё правее статуи других выдающих буддийских учителей.
Считается, что в пещерах Драк Йерпа за семь месяцев медитации обрёл некоторые из своих сверхъестественных способностей маг и волшебник из страны Уддияны, махасиддха Падмасамбхава, который победил и подчинил себе властвовавших на Тибете демонов и помог распространению и становлению буддизма в стране снегов.
По легенде он появился на свет 8-летним мальчиком из цветка лотоса посреди озера Данакоша. Цветок лотоса сливался с яркими лучами света — проявлением сострадания Будды Амитабхи и всех будд десяти направлений. Появление Падмасамбхавы было предсказано самим Буддой Шакьямуни во многих сутрах. Когда Падмасамбхава пришёл на приём к царю, то в тех местах, где его стопы касались земли, расцветали лотосы. Именно поэтому необычного мальчика и нарекли Падмасамбхава, «рождённый из лотоса». Тибетцы называют его также Гуру Ринпоче, что означает «драгоценный учитель».
В одном святилище находятся восемь статуй воплощений богини Тары, богини защитницы, к которой часто обращаются с молитвами тибетцы. Тара появилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. Ченрези), когда тот оплакивал живых существ. Всего существует 21 воплощение Тары, но наиболее часто встречаются тханки и статуи Белой и Зелёной Тары.
Драк Йерпа также считается очень важным местом паломничества и поклонения Будде будущего, Майтрейе. Сейчас Майтрейя пребывает на небесах Тушита в ожидании подходящего момента для пришествия в наш мир. Учение Майтрейи будет нести безграничные любовь и сострадание. Оригинальная статуя Майтрейи была разрушена во время «культурной революции», но и сейчас поклониться установленной в 1987м году реплике считается крайне важным ритуалом.
Ещё одна легенда гласит, что в пещерах Драк Йерпа царю Сонгцену Гампо пришло видение, что ему стоит везти землю из этих мест на горных козлах в Лхасу, чтобы засыпать небольшое озеро и построить на его месте храм Джокханг.
В отдельной комнате находятся дхармапалы, йидамы-защитники учения — Ямантака, гневное воплощение бодхисаттвы мудрости Манджушри, а также Ваджрапани, «держащий в руке ваджру» — бодхисаттва силы. Очень часто Вы встретите это изображение его гневной формы вместе с бодхисаттвами Авалокитешварой и Манджушри — святая троица тибетского буддизма.
Корона имеет пять черепов, символизирующих пять семейств дхьяни-будд, будд пяти элементов. Хотя голова у божества скорее чёрного цвета, чем синего, так что возможно, перед нами Махакала в своём двухруком воплощении. Его тоже иногда изображают с ваджрой в правой руке.
Ваджракилая — гневное божество внутренних тантр в союзе яб-юм с супругой. Одной рукой она обнимает супруга, а в другой подносит ему капалу, чашу из человеческого черепа, наполненную кровью. В двух верхних правых руках Ваджракилая держит ваджры, в левых верхних руках — трезубец с нанизанными человеческими головами и ещё одна капала, хотя обычно рука просто сложена в угрожающую мудру. Две нижние руки держат ритуальный кинжал. На шее и поясе божества — ожерелья из человеческих голов, а ноги опираются на трупы. Над короной в волосах Ваджракилаи можно разглядеть змею.
На стенах местами сохранились древние фрески. Справа — Будда Шакьямуни, слева Будда Акшобхья или Ваджрадхара.
В пещерном антураже особенно жутковато выглядят гневные божества, с которыми душам умерших предстоит встретиться в бардо-пространстве перед очередным воплощением в одном из миров колеса сансары. Богиня-защитница Белая Тара выглядит гораздо доброжелательнее.
Китай, карта расположения монастыря Драк Йерпа