На всем протяжении Северной Африки сохранилось множество руин древнеримских городов, таких, как Джемила, Типаза, Сабрата и Лептис-Магна. Можно отыскать здесь и остатки более ранних пунических поселений. Если же говорить о древнегреческих колониях в Северной Африке, то трудно найти лучший пример, чем Кирена. Этот город расположен в фантастически красивой местности, у подножия живописных гор Ахдар, в зеленой и плодородной долине, открывающейся к Средиземному морю. Самое первое и самое крупное греческое поселение на побережье Северной Африке, Кирена была важным экономическим и политическим центром Древнего мира на протяжении всей своей тысячелетней истории. По названию этого города восточная часть Ливии до сих пор носит название Киренаика. Считается, что Кирена – самый большой и самый важный греческий город за пределами классической Греции.
Кирена, история города
Кирена была основана в 630 г. до н. э. как колония греков-дорийцев, выходцев с острова Фера (Тира, Санторин). Первые греческие поселенцы Кирены мирно сосуществовали с местными ливийскими племенами, так что здесь заключалось гораздо больше смешанных браков, чем это обычно было в греческих колониях, поэтому население Кирены непрерывно прирастало. Позже, во время правления Батта II, по совету оракула в Дельфах в Кирену переселились несколько групп новых греческих колонистов. Переселенцы из Греции продолжали приезжать сюда и в дальнейшем, и таким образом жители города постоянно сохраняли связь со своей исторической родиной. Эта связь поддерживалась и благодаря интенсивной торговле. Кирена поддерживала коммерческие отношения практически со всеми греческими полисами и уже в VI в. до н. э. по своему богатству даже превосходила большинство из них. В V столетии до н. э. Кирена достигла пика процветания.
Тесно связанная с материковой Грецией, Кирена была известна и как крупный научный и культурный центр. В III в. здесь возникла даже собственная философская школа, основанная Аристиппом, учеником Сократа. Кирена стала родиной нескольких выдающихся греческих ученых. Уроженцами города были математик Феодор (ок. 465–390 до н. э.), поэт Каллимах (ок. 310 – ок. 240 до н. э.), знаменитый математик и астроном Эратосфен (276–193 до н. э.), первым вычисливший окружность земного шара.
Наряду с культом Аполлона в Кирене возник и приобрел популярность синкретический культ Зевса-Амона. В Ливийской пустыне, в оазисе Сива, издавна существовало святилище Амона с широко известным в древности оракулом. Греки – жители Кирены отождествили это ливийско-египетское божество со своим собственным верховным богом Зевсом. Из Кирены культ Амона распространился и на материковую Грецию; популяризации этого культа способствовал, в частности, известный поэт Пиндар (522–445).
На протяжении почти двух столетий Киреной управляли собственные цари – потомки легендарного Батта. Вскоре после 460 г. до н. э. Кирена стала республикой. Спустя 130 лет город вошел в состав империи Александра Македонского, а после смерти великого полководца какое-то время оставался формально независимым полисом. В 246 г. до н. э. Береника II, дочь киренского царя Магаса, вышла замуж за египетского царя Птолемея III, и таким образом Киренаика была присоединена к Египту. С этого времени Кирена стала частью империи Птолемеев. Впрочем, город пользовался при этом большой свободой в управлении своими собственными делами.
Под властью Птолемеев Кирена оставалась до 96 г. до н. э., после чего вошла в состав Римской империи, а в 74 г. до н. э. стала центром провинции Киренаика. Римский период в истории Кирены стал наиболее мирным и спокойным. Сюда переселилась некоторая часть иммигрантов из Италии, а часть киренских греков получила римское гражданство. На средства императора Августа в городе был построен новый храм Зевса (с точной копией известной статуи Зевса Олимпийского работы Фидия), другие императоры также не скупились на щедрые подарки. II столетие н. э. стало вторым периодом расцвета города. Мирная жизнь была ненадолго прервана в правление императора Траяна, в 115 г., когда еврей по имени Лукуас объявил себя мессией и поднял восстание. В Кирене к тому времени сложилась крупная еврейская община. При императоре Веспасиане (73 г. н. э.) среди киренских евреев уже были волнения, но восстание 115–117 гг. оказалось намного серьезней. Его подавление привело к значительным разрушениям в городе и гибели многих сотен людей.
В Кирене довольно рано появилась и христианская община. Уроженец Кирены, Симон Кирениянин, упоминается уже в Новом Завете: он нес крест Христа (см., например, Мк. 15, 21). Кирена – родина философа Синезия, уже в зрелом возрасте принявшего крещение и ставшего в 410 г. епископом Птолемаиды. Археологические раскопки в городе и окрестностях выявили остатки множества христианских церквей; некоторые из них были богато украшены.
Хотя из-за появления новых крупных коммерческих центров на побережье Северной Африки – в первую очередь Александрии и римского Карфагена – обороты киренских купцов значительно уменьшились, Кирена и ее порт Аполлония сохраняли свое важное экономическое значение вплоть до катастрофического землетрясения 262 г. После этого бедствия император Клавдий II восстановил Кирену переименовав ее в свою честь – Клавдиополис, однако начавшийся упадок города был уже необратим. Новое разрушительное землетрясение, произошедшее в 365 г., окончательно подвело черту под тысячелетней историей Кирены. В конце IV столетия начались набеги кочевых племен пустыни на Киренаику и Триполитанию. Большинство жителей покинуло ставший небезопасным город. Уже в IV в. Аммиан Марцеллин описывал Кирену как почти опустевшую, а в следующем столетии упоминавшийся выше епископ Синезий говорит о ней как об обширных развалинах, находящихся во власти кочевников. Точку в истории Кирены поставило вторжение арабов в 643 г. Окончательно разрушенный город после этого уже никогда не восстанавливался.
Ныне на руинах Кирены располагается небольшое ливийское селение Шаххат. Много лет учеными из разных стран здесь ведутся археологические раскопки, позволившие во многом воссоздать судьбу древнего города, входящего ныне в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Древняя Кирена, архитектура и достопримечательности
Руины Кирены занимают территорию приблизительно 1 × 1,2 км. Ее храмы, агора, гимнасий и театр были первоначально смоделированы по образцу аналогичных построек в греческих Дельфах. В самом центре города, на агоре, расположена гробница легендарного Батта, основателя Кирены. Когда-то ее окружало множество прекрасных памятников и храмов. До наших дней уцелело несколько великолепных мраморных статуй, выделяющихся своей белизной на фоне золотисто-коричневого камня, из которого сооружены основные постройки города. В их числе – две статуи богинь изобилия, когда-то украшавших храм Деметры и Коры, а также статуя крылатой богини победы Ники, воздвигнутая в память о морской победе Птолемеев в III столетии до н. э.
В римскую эпоху общественный центр города переместился на форум. Форум Кирены имеет поистине гигантские размеры – 96 × 85 м, и, лишенный сегодня некогда украшавших его построек и статуй, выглядит еще большим. Во II столетии до н. э. Птолемей VIII построил на этом месте гимнасий – площадь для спортивных состязаний, а в I в. н. э. римляне преобразовали его в форум. В его центре высился храм, а на противоположной стороне – базилика, где заключались торговые сделки и устраивались судебные заседания.
Одна из главных достопримечательностей Кирены – храм Аполлона, бога-покровителя города. Он был первоначально построен уже в VII столетии до н. э., но в IV в. до н. э. был разрушен землетрясением. Восстановленный храм был повторно разрушен во время еврейского восстания 115 г. н. э. Приблизительно в 50 м от храма сохранился священный источник Аполлона, вода которого считалась целебной. Здесь до сих пор можно видеть каменные ванны для пациентов, приезжавших сюда для лечения. Храмовая статуя Аполлона, играющего на лире, ныне экспонируется в Британском музее в Лондоне.
Ансамбль храма Аполлона в конце I в. н. э. пополнился римскими термами, известными как термы Траяна. Вода сюда поступала из источника Аполлона. Водопровод римских времен сохранился до наших дней, и вообще здание терм находится в прекрасном состоянии. К числу других памятников античной Кирены принадлежат храм Деметры и храм Зевса (последний был преднамеренно поврежден по приказу ливийского диктатора Муаммара Каддафи в 1978 г.).
Храм Зевса располагается в верхней части города, несколько в стороне от остальных построек. Он был сооружен в V в. до н. э., позднее капитально реконструирован римлянами, разрушен во время еврейского восстания 115 г. и восстановлен в 120 г. В большом землетрясении 365 г. храм очень сильно пострадал и больше не восстанавливался.
Самым древним и самым внушительным из построек Кирены является театр. Археологи насчитали целых шесть фаз его строительства, начиная с конца VI столетия до н. э. до римского периода (II – начало III в. н. э.), когда старый греческий театр был преобразован в амфитеатр. В это время была построена так называемая стена Никодама, отделившая зону театральных представлений от зоны, где совершались священные обряды. Несмотря на многочисленные позднейшие переделки, театр сохранил в своей основе первоначальный греческий проект. Размеры театра сравнительно скромны – он мог разместить едва ли больше 1000 зрителей, но расположен он на редкость удачно: с его скамей открывается ошеломляющий вид на долину Кирены и синеющее вдали Средиземное море.
На руинах Кирены до сих пор продолжаются археологические раскопки, которым, кажется, не будет конца, и древний город то и дело преподносит исследователям новые сюрпризы. Так, в 2005 г. итальянские археологи обнаружили при раскопках форума 76 прекрасно сохранившихся римских статуй, датирующихся II столетием н. э. Статуи уцелели благодаря тому, что во время землетрясения 375 г. оказались под грудой щебня от рухнувшей стены храма. И хотя отдельные детали статуй были отбиты, ученые легко смогли восстановить их, собрав все недостающие фрагменты.