Томар — живописный город, лежащий на берегах реки Набан в 140 км к северу от Лиссабона , был основан в 1157 году Гуалдимом Паишем, первым великим магистром ордена тамплиеров в Португалии. Над ним доминирует расположенный на высоком холме величественный замок-монастырь. Предполагается, что замок и монастырь Рыцарей Христа в Томаре основан на месте древнеримского храма. Этот монументальный ансамбль оборонительных и религиозных сооружений иллюстрирует семь веков истории Португалии.
Монастырь Христа в Томаре, замок тамплиеров
Португалия стала первой из стран Западной Европы, в которой обосновались тамплиеры. В XII в. первый король Португалии Афонсу Энрикеш пожаловал рыцарям-тамплиерам обширные земли между реками Мондего и Тежу (Тахо). Взамен рыцари должны были защищать границы молодого королевства от набегов мавров.
В 1160 г. тамплиеры начали строительство замка, который в 1190 г. выдержал осаду мавров во главе с Якубом аль-Мансуром. Впоследствии замок был перестроен в королевский монастырь Конвенту-де-Кристу (порт. Convento de Cristo) и служил центром ордена Христа.
Томар был главным замком тамплиеров в Португалии и являлся частью оборонительной системы, защищавшей южную границу королевства. С момента своего основания он пережил 5 веков строительства, включая эпоху Мануэля I (Счастливого). Он также становился жертвой разрушений, особенно в 1810 г., когда Наполеоновские войска превратили монастырь в барак.
Остатки сохранившегося на вершине холма монастыря сегодня являются самым ярким архитектурным достижением и достопримечательностью Португалии. В 1983 году ЮHЕСКО включило замок тамплиеров и монастырь ордена Христа в Список объектов Всемирного наследия как уникальный исторический памятник.
Крепость в городке Томар укрыла тамплиеров, когда по приказу папы «в пятницу, 13-го» в 1307 году орден был уничтожен. Со смертью Великого магистра Ордена тамплиеров Жака де Молэ казалось, что рыцари-храмовники навсегда исчезнут со страниц истории. Но Орден не прекратил своего существования; более того, французскому королю Филиппу Красивому, несмотря на все его усилия, не удалось распространить гонения на тамплиеров по всей Европе. Многие монархи Европы поддержали французского короля, но не все, например, германские рыцари-храмовники влились в состав Тевтонского ордена или перешли к иоаннитам.
Португальский король Диниш был обязан тамплиерам не только освобождением своих земель и самим троном, но и нуждался в их постоянной помощи в борьбе с маврами, поэтому в этой стране рыцари Храма вообще были оправданы судом. Кроме того, король полагал, что опальные рыцари больше не представляют для него опасности и даже могут еще послужить ему. Он мог бы захватить их богатства, но предпочел воспользоваться их секретами. Португальский король не только не предпринял никаких карательных действий против тамплиеров, но предоставил в своей стране убежище тем из них, кто избежал арестов у себя на родине.
В течение тринадцати лет рыцари-тамплиеры продолжали жить в Португалии по своим законам, однако позиция римского папы была непреклонной, и потому в 1318 (или 1320) году португальские тамплиеры, изменив свое название, стали рыцарями Ордена Христа. В их жизни почти ничего не изменилось: тот же устав, то же организационное строение, те же люди, которые унаследовали все состояние храмовников, находящееся в Португалии. За исключением одного: теперь Великий магистр не выбирался рыцарями, а назначался королем.
У тамплиеров в Португалии не было собственности, по договору с короной все замки и земли лишь передавались им в бессрочное владение за службу. Юридическим же владельцем была португальская корона. В конце концов Диниш амнистировал и создал из присягнувших ему 69 бывших тамплиеров Орден господа нашего Иисуса Христа (Ordem de Nosso Senhor Jesus Cristo). Магистром которого стал Хиль Мартинс, бывший до этого не тамплиером, а бенедиктинцем и магистром Ордена Святого Беннета Ависского. Ависский орден был первым португальским «национальным» духовно-рыцарским орденом. Его в ранний период называли также Братством Девы Марии из Эворы.
Папа Иоанн XXII, сменивший понтифика Климента V, полностью поддержал политику короля Дионисия по отношению к рыцарям и в 1319 году утвердил новый Орден, однако выговорил для себя право на частичное управление им и на посвящение в него рыцарей. Под новым названием Орден Христа существовал до XVI века и сыграл весьма заметную роль в военных успехах Португалии.
Папа Иоанн XXII также позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена — Томарский. В XVI веке Орден Христа уже непосредственно подчинялся португальскому монарху, после чего римский папа Александр VI освободил рыцарей от обетов бедности и воздержания. Впоследствии Орден настолько усилился, что король вынужден был принять меры, ограничивающие его самостоятельность.
Рыцари были обязаны следовать обетам бедности, безбрачия и покорности монарху. После окончания реконкисты они вновь остались без дела и грозили сделаться обузой для государства. Принц Генрих Мореплаватель в качестве великого магистра ордена обратил их против мусульманских властителей Марокко, обязав купцов уплачивать сбор со всех африканских товаров в пользу ордена. На эти средства велась реконструкция Томарского монастыря-замка.
Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Коммерческие устремления негоциантов в рясах с трудом уживались с пережитками средневекового уклада военно-рыцарской жизни. Многие члены ордена сожительствовали с женщинами, что побудило папу Александра Борджиа заменить обеты безбрачия и бедности на обеты супружеской верности и отчисления определённой части доходов в орденскую казну.
Под флагами с такими же крестами каравеллы Христофора Колумба («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья») пересекли Атлантику и достигли острова Сан-Сальвадор, расположенного в Багамском архипелаге. Сам Христофор Колумб был женат на Фелипе Мониз Перестрелло — дочери одного из рыцарей Ордена Христа, который и передал ему свои морские карты и лоции.
Король Мануэль Счастливый (31 мая 1469 — 13 декабря 1521.), видевший в томарцах одну из опор королевской власти, в качестве великого магистра последовательно секуляризировал орден Христа. Его преемник Жуан III объявил пост великого магистра наследственным среди королей Португалии.
В годы испано-португальской унии произошла очередная реформа ордена. Отныне в него мог вступить любой дворянин, отслуживший два года в Африке или три — во флоте. В 1789 г. орден был окончательно секуляризован, в 1834 г. было национализировано его имущество.
Монастырь Христа, архитектурные особенности
На протяжении многих веков многие португальские короли (каждый из которых по традиции принимал на себя звание гроссмейстера ордена Рыцарей Христа) реконструировали старые и возводили новые постройки монастырского ансамбля в соответствии со своими художественными вкусами и пристрастиями. Сегодня его архитектура представляет собой причудливую смесь романского стиля, готики, стиля мануэлино и ренессанса.
Оборонительные сооружения включают в себя внешнюю крепостную стену и цитадель с донжоном. Традиция возводить донжоны была принесена в Португалию тамплиерами, и донжон в Томаре – один из самых старых в стране. Другой новинкой для Португалии, также введенной тамплиерами, явились круглые крепостные башни, более эффективные для обороны, чем традиционные квадратные.
Романская церковь-ротонда была построена во 2-й пол. XII столетия. Как некоторые другие храмовые постройки Европы той поры, она сооружена по образцу мечети Купол Скалы в Иерусалиме, которая, как полагали крестоносцы, являлась остатком Храма Соломона. Возможно, что моделью для нее послужил также храм Гроба Господня в Иерусалиме (в том виде, каким он был до перестройки в начале XIX в.).
С внешней стороны церковь представляет собой многоугольник с шестнадцатью гранями, мощными опорами, круглыми окнами и колокольней. На портале храма тамплиеров изображено все — от растительного орнамента и круглолицых херувимов до рыцарей и изображений Бафомета.
При принце Генрихе Мореплавателе (1-я пол. XV в.) к круглой церкви был пристроен просторный готический неф с хором и ризницей. В интерьере он связан с церковью большой аркой. В 1510 г. по распоряжению короля Мануэля I неф был реконструирован, получив новое художественное оформление в специфическом для Португалии той поры стиле, объединившем в себе черты поздней готики и ренессанса и получившем название «мануэлино». В этом стиле выполнен пышный декор, украшающий неф с внешней стороны.
В ансамбль монастыря входят восемь внутренних двориков-клуатров, сформировавшихся в XV–XVI вв. Готический клуатр Кластро дель Сементерио, построенный при Генрихе Мореплавателе, долгое время служил некрополем для рыцарей и монахов ордена. Здесь погребены многие исторические деятели, в т. ч. Диогу да Гама – брат великого мореплавателя Васко да Гамы.
XIX столетие тоже оставило свой отпечаток на облике замка-монастыря: после упразднения ордена в 1834 г. граф Томар, в руки которого перешел этот архитектурный ансамбль, перестроил юго-западную часть монастыря в неоклассический дворец, где располагалась его резиденция.
Португалия, карта расположения монастыря Христа