Продолжая начатый в предыдущей статье о Диабладе рассказ об интересных мероприятиях, проходящих в Боливии, нельзя не затронуть тему довольно неординарного вида боевых искусств — женского рестлинга, который в последние годы приобрел настолько большую популярность, что может смело называться национальным видом спорта. Главными героинями боев являются чолитас (Cholitas), женщины-борцы, считающиеся в народе воплощением выносливости и силы. Еженедельно тысячи боливийцев и приезжих туристов собираются, чтобы насладиться неординарным зрелищем кровавых боев колоритных участниц в национальных костюмах, летающих по рингу, наваливающихся всей своей массой на соперниц, и разбивающих об их головы доски и деревянные ящики.
«Чолита» -это название боливийской женщины-борца является ласкательным вариантом слова «чола», которое происходит от испанского и индейского «huayqui» и «Chulu», и означает «помесь». Когда-то именно так испанцы презрительно звали девушек -полукровок, рождённых от испанца и индеанки. Однако шло время, количество полукровок росло, а испанцев становилось все меньше и меньше… И со временем слово «чола» стало утрачивать свое уничижительное значение. Под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов оно меняло смысл, одно время даже трактовалось в народе как «неадекватное поведение».
В современной Боливии словом «чола» называют дам, сохраняющих верность национальным одеяниям. Чолы носят шляпы-котелки, теплый плед и длинные юбки с подъюбниками. Однако иностранные туристы должны знать, что назвать местную женщину чолитой означает нажить себе проблем. Проживают чолы в основном в Андах, а именно в регионах Ла-Пас (La Paz), Потоси (Potosi), Оруро (Oruro), Кочабамба (Cochabamba), Тария (Tarija) и Чукисака (Chuquisaca).
Именно жители горных районов предпочитают борьбу «Луча Либре» (Lucha Libre), которая являет собой разновидность рестлинга. В Боливию «Луча Либре» пришла из Мексики, где этот этот вид единоборств появился в начале двадцатого века. От привычного американского рестлинга мексиканский отличался яркими, красочными нарядами борцов, которые обычно выступали в масках, а также артистичной и акробатической манерой схватки. Со временем такой видоизмененный рестлинг понравился как индейской половине населения Мексики, так и всей Южной Америке. Постепенно Луча Либре обрела популярность и в Боливии.
В Боливии этим популярным видом борьбы занимаются не только взрослые женщины и мужчины, но и дети. Согласно правилам боливийского рестлинга женщины- чолиты должны выступать в национальных костюмах. Боливийские женские наряды весьма колоритны, местные мужчины весьма оживленно реагируют на одно только появление чолит на ринге.
Бои чолит — зрелище не для слабонервных. Правда, туристам чаще всего демонстрируют показательные выступления борцов. Подобные выступления чолитас являют собой шоу, которые направлены в первую очередь на развлечение зрителей, а не на реальное выяснение отношений на ринге. Порой для разогрева публики участницы боя используют специальные капсулы с кровью – они незаметно разбивают их и выливают на себя кровь. Зрители не успевают понять, что произошло, настолько умело чолиты проделывают этот трюк, и ахают, видя окровавленные тела соперниц.
Кто и когда придумал устраивать бои между чолами, одетыми непременно в национальные боливийские наряды, неизвестно. Однако сегодня этот экстремальный спорт весьма популярен в Боливии, особенно в городе Эль-Альто (El Alto), где проходят самые крупные соревнования. Этот город располагается на высоте четырех тысяч метров над уровнем моря, рядом с Ла-Пасом, фактической столицей.
В Эль-Альто очень популярна группа рестлингисток под названием «Thе Fighting Cholitas». Каждое воскресенье чолиты выступают перед публикой в одном из спортивных заведений города. Во время поединка они наносят друг другу как постановочные, так и настоящие увечья. Билеты на их выступления можно приобрести непосредственно перед представлением в кассе спортивного комплекса или заранее в кассах туристических центров.
Стоимость билета на представление, в котором раньше участвовали только мужчины, составляет полтора доллара США для местных жителей. Иностранным туристам приходится выкладывать за это зрелище на несколько долларов больше, зато они получают лучшие места в первом ряду. Продажи билетов резко подскочили вверх после того, как организатор шоу Хуан Мамами (Juan Mamami) в 2001-ом году допустил к участию в боях женщин-борцов.
Каждый раз в спортивном комплексе собирается не менее одной тысячи зрителей. Казалось бы, чолиты должны получать за это очень неплохие деньги, однако в реальности все немного иначе. За один бой они получают порядка тридцати американских долларов, хотя для боливийских женщин это тоже неплохие деньги.
Женщины-борцы, которые участвуют в поединках, не являются профессиональными спортсменками, это настоящий любительский спорт. В обычной жизни чолиты зарабатывают себе на жизнь торговлей, шитьем или вышиванием. Что же касается тренировок, то одни чолиты тренируются у себя на заднем дворе, а другие делают это в специальных клубах. Тренировки обычно занимают несколько часов. Наиболее известными клубами-группами бойцов являются «Las Diosas del Ring» и «Los Titanes del Ring». Возраст чолит, которые принимают участие в боях очень разный. Самыми младшими борчихами являются девушки подросткового возраста, а самым старшим – около сорока лет.
Чолиты нередко вступают в бои с борцами мужского пола. Победа чолиты над борцом-мужчиной в таком поединке приносит особое удовольствие поклонницам боев.
Рост и вес бойцов практически не влияют на результат поединка, так как стиль боя базируется в первую очередь на технике. Боливийские борцы очень часто используют канаты, окружающие ринг, для проделывания крайне рискованных маневров. Такие приемы весьма зрелищны, но в то же время очень опасны. При допущении даже малейшей ошибки во время выполнения подобного приема, можно получить очень серьезную травму. Поэтому некоторые приемы носят соответствующие названия: «вращательное самоубийство», «суицид» и т.д. Однако даже возможность получения серьезной травмы не останавливает чолит. Среди малоимущих слоев населения Боливии ходит много историй о том, как девушки из бедных семей при помощи этих поединков смогли пробить себе путь к достатку и славе.
При участии группы боливийских участниц шоу «The Fighting Cholitas» в 2006-ом году был снят короткометражный документальный фильм «Боливийские борцы» (The Fighting Cholitas). Режиссером двадцати минутной картины выступил Джобрани (Mariam Jobrani), который вместе с Кенни Краусом (Kenny Krauss) и Терезой Дескинс (Teresa Deskins) также стал его продюсером. Премьера этого фильма состоялась одиннадцатого ноября 2006-го года в Соединенных Штатах Америки. Картина получила много восхищенных отзывов и наград международных фестивалей.