Чавин-де-Уантар: Древние храмы людей-ягуаров

Древнеамериканская культура чавин оставила после себя немало памятников. Археологический комплекс Чавин-де-Уантар является центром этой культуры. О ней мало что известно, а сооружения на этой территории — загадка на загадке. Известно, что люди культуры чавин были приверженцами культа змееволосого человека-ягуара, чье изображение неоднократно встречается по всему Чавин-де-Уантару, вырезанное на стелах и обелисках, в подземных тоннелях.

Чавин-де-Уантар, святилища на каналах

Чавин — археологическая культура индейцев на севере Перу, считающаяся самой ранней из всех здесь известных (конец 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.). Одна из ее неразгаданных тайн — строительство лабиринта подземных каналов.

Влияние культуры чавин распространялось на всю территорию современного Перу. Памятники, относящиеся к культуре чавин, разбросаны вдоль Тихоокеанского побережья по полосе примерно 800 км длиной и 150-200 км шириной. Ее представители строили первые на этой земле города. Главный центр, Чавин-де-Уантар, находится в горах примерно посередине этой территории — в 100 км от побережья Тихого океана. А главный памятник этой культуры — храмовый комплекс — расположен на высоте свыше З км.

В настоящее время Чавин-де-Уантар объявлен археологическим заповедником, памятники которого в 1985 г. включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Происхождение культуры чавин пока неясно, но, возможно, она имела какие-то связи с древними культурами Мезоамерики. Ее представители достигли больших успехов в развитии земледелия, строительства, обработки золота. Население стояло на рубеже классового общества. Влияние Чавина распространялось на всю территорию Перу. Создание комплекса относят к 1200 г. до н. э., но он неоднократно перестраивался.

Археологи обнаружили свидетельства более ранних поселений в Чавин-де-Уантаре, радиоуглеродный анализ относит их к 1400 г. до н. э. А строительству храмов предшествовало сооружение разветвленной сети подземных каменных каналов, по которым вода перетекала из ближайшей реки и подавалась под здания комплекса. С прагматической точки зрения масштаб сети каналов значительно превосходит потребности культового центра. Поэтому возможно, как утверждают некоторые археологи, эти гидротехнические сооружения использовали и для промывки золота, а возможно это был самый ранний городской водопровод на континенте.

Также интересно:  Планета мумий, часть 22: Странные обитатели музея криптидов

Вход в комплекс находится с восточной стороны — там, где сохранились следы большой круглой площади, окруженной с севера, запада и юга прямоугольными платформами, на которые следовало подниматься по каменным ступеням.

Эта часть комплекса, была ориентирована в сторону солнца и символизировала живое пространство. Сама площадь в форме круга являлась символом солнца. Здесь проходили религиозные церемонии, связанные с поклонением богам в образе людей-ягуаров. Вероятно, площадь вместе с постройками могла использоваться и для астрономических наблюдений.

Найденные археологами остатки сооружений возведены методом сухой кладки из тесаных плит песчаника и базальта. Постройки, в которых выявлено несколько периодов реконструкции, представляют собой различные храмовые платформы, содержащие ряд связанных между собой галерей и камеры на разных уровнях.

За северной и южной платформами возведены две симметрично расположенные пирамиды. Между ними шла Лестница ягуаров, она вела к платформе главного дворцово-ритуального ансамбля. Такое название ей дали археологи: в прошлом ее украшали скульптурные изображения хищника, перемежаемые антропоморфными фигурами.

Черно-белым порталом ученые назвали сооружение, которому в Чавин-де-Уантаре, судя по всему, придавалось особое сакральное значение. Портал состоял из лестницы и каменной «крыши» на колоннах. Ступени лестницы были двухцветными: с северной стороны — из черного известняка, а с южной — из белого гранита.

С обеих сторон лестницы стояли две круглые колонны из серого андезита, украшенные рельефными изображениями чудовищ: с человеческим телом, широко распростертыми крыльями кондора и задранной головой ягуара, но при этом с клювом хищной птицы. В лапах это странное существо сжимало копье-металку. Колонны поддерживали огромную каменную плиту с восемью рельефными изображениями кондоров.

Комплекс Чавин-де-Уантар представляет собой гармоничное сочетание платформ, храмов и площадей. Обращает на себя внимание структура архитектурного центра культуры чавин — планировка построек, собранных в отдельные группы, вероятно, в зависимости от ритуального предназначения.

Также интересно:  Земля богов: Долина Куллу, часть 2

Монумент Лансон: Подземное копье, устремленное в небо

Лансон — главная загадка комплекса. Монолит явно указывает на связь с миром предков. Возможно, Лансон — ключ к разрешению тайны всего Чавин-де-Уантара.

Главный трехэтажный храм Эль-Кастильо точно ориентирован на восток, к нему ведут многочисленные подземные галереи, он украшен каменными статуями богов. Внешние стены храма украшали каменные головы животных и людей, выполненные в намеренно устрашающей манере, из них сохранилась только одна, на месте других зияют пустоты.

В основании сооружения — почти квадратная платформа, чьи стены сделаны из камней, уложенных плашмя, в своеобразной манере: два ряда узких плит перемежаются рядом плит большей толщины. Само сооружение забутовано (заполнено) смесью земли и щебня. На каждом из трех этажей постройки располагались многочисленные коридоры, комнаты, галереи, лестницы, вентиляционные люки и водоотводные шахты. На верхней площадке сохранились следы каменных строений, очевидно алтаря.

Храм опоясывал карниз, ниже которого выстроился ряд скульптурных голов с человеческим лицом, имеющих много фантастических черт. У голов на затылке имеется выступ, при помощи которого они были вмонтированы в кладку.

Самый странный памятник комплекса — монолит Лансон. На последнем этапе существования Чавин-де-Уантар строение, называемое Старым храмом, представляло собой насыпное узкое сооружение с двумя внутренними пересекающимися галереями. В месте пересечении Галереи креста установлена 4,5-метровая заостренная стела из белого гранита в форме сложного многогранника. Отсюда и ее название (лансон в переводе с испанского — «копье»).

Лансон вкопан в пол, поднимается до потолка и проходит сквозь отверстие в потолке, его тонкая верхняя часть сужается к концу. На нем вырезана человеческая фигура с клыками ягуара и змеями вместо волос. Обращают на себя внимание знаки орнамента, по своему стилю и расположению напоминающие мезоамериканское иероглифическое письмо. То есть эти знаки появились в одно и то же время в культурах, находящихся друг от друга на расстоянии примерно 6 тыс. км. Рельефными украшениями сходного стиля украшены притолоки, двери и карнизы.

Также интересно:  Шринагар: Плавучие дома и легенды об Иисусе

Неподалеку от монолита Лансон находится лестница, о назначении которой ученые долгое время и не подозревали. Понадобилось землетрясение 1970 г., открывшее доступ к подземным помещениям. Выяснилось, что лестница вела в семь подземных галерей. В Галерее жертвоприношений находилось девять камер, содержавших наиболее полную и превосходно сохранившуюся коллекцию керамики культуры чавин из всех известных до сих пор. Входящие в нее уникальные предметы, видимо, составляли атрибуты культовых церемоний.

В Чавин-де-Уантар присутствуют еще два монументальных памятника, которые также нуждаются в определении. Смысл их и назначение совершенно непонятны. Первый получил название обелиск Тельо и представляет собой четырехугольный столб с рельефным изображением двух аллигаторов с клыками ягуара. Второй назван стелой Раймонди; на нем имеется изображение фигуры с мордой ягуара, держащей в каждой лапе-руке по изящному жезлу.

Первые систематические раскопки в Чавин-де-Уантаре, начатые перуанским ученым Хулио Тельо в 1919 г., не были закончены из-за сильнейшего наводнения: весь раскоп был затоплен десятиметровым слоем грязи и камней. С тех пор усилия археологов были направлены на то, чтобы восстановить все в прежнем виде.

Перу, карта расположения Чавин-де-Уантар

 

Похожие статьи

Добавить комментарий