Путь Святого Иакова — маршрут, проложенный католическими паломниками в раннем Средневековье к месту захоронения апостола в Сантьяго-де-Компостела, где находится собор Святого Иакова и статуя того, кто пожертвовал собой во имя славы Всевышнего. Город Сантьяго-де-Компостела находится в Северной Испании, где и проходит основная часть Пути. Путь Святого Иакова — не только паломнический путь католика. В наши дни — это еще и один из популярнейших туристических маршрутов, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Проходя одной из дорог, что проторены за века до нас многими тысячами паломников, путник насладится прекрасными видами, изучит историю средневековой Европы, увидит множество храмов, других культовых и прочих памятников старины.
В иной год Путем Святого Иакова проходят более 100 тыс. чел. из разных стран мира. Они строго придерживаются маршрута, определенного одиннадцать веков назад. В старину, находясь в пути, паломники ориентировались по звездам, а направление им указывал Млечный Путь. Поэтому у дороги есть еще одно название — Камино Эстрельяс, или Звездный путь. В наше время не всеми, кто вышел на Путь Святого Иакова, движут религиозные причины. Для многих маршрут — поиск самого себя в мире, поиск приключений или крайне любопытный туристический маршрут.
В наше время католическая церковь не предъявляет к паломникам строгого требования осуществлять паломничество пешком. Только желающие, как и в старину, преодолевают путь пешим ходом.
Популярен стал велосипед. Можно встретить и тех, кто отправился в путь верхом на лошади или осле. Последний довольно популярен на финальном отрезке пути — по гористым районам Северной Испании.
В начале путешествия пилигримы получают так называемый «Паспорт паломника», документ, где проставляются отметки об обязательном посещении конкретных мест на маршруте и предъявление которого является основанием для получения Сертификата паломника в конечной точке.
Основная часть маршрута берет начало от пиренейских перевалов на границе Франции и Испании. Проходит по Северной Испании, по автономным сообществам (с востока на запад) Арагон, Наварра, Ла-Риоха, Кастилия и Леон и заканчивается в Галисии, в городе Сантьяго-де-Компостела. Здесь в соборе Святого Иакова и покоятся мощи Иакова Зеведеева, ставшего непосредственным свидетелем воскресения Христа.
На всем протяжении пути паломника ждет масса природных и культурных достопримечательностей Испании, к числу которых принадлежат перевал Сомпорт, гора Ига-де-Монреаль, источник Иране, край Полей, перевал Ронсеваль, каменные указательные холмики-монхохе, церковь Санта-Мария-дель-Паласио (Логроньо, X в.), приют для паломников Лас-Куэвас (Виана, XII в ), скамья Роланда (Нахера), крепость Сьюдадела (Хака, XVI в.), романо-барочноготический собор Св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1075-1211 гг), церковь Сан-Мартин-де-Турз (Фромиста, XI в.), собор Сан-Педро (Хака, ХІ-ХІІ вв.), монастыри Сан-Мильян-де-Сусо и Сан-Мильян-де-Юсо (Сан-Мильян-де-ла-Коголья, XII в.), монастырь Вальва-нера (Нахера, XII в ), церковь Михаила Архангела (Эстелья, 1187-1196 гг.), церковь Сантьяго (Сангуэса, XII—XIII вв.), романская церковь Апостола Сантьяго (Вильяфранка-дель-Бьерсо, ХІІ-ХІІІ вв.), церковь Сантьяго (Каррион-де-Лос-Кондес, XIII в ), кафедральный собор Санта-Мария-де-Леон (Леон, 1205-1301 гг.), кафедральный собор Богоматери в Бургосе, (1221-1567 гг.), готический собор Санта-Мария (Памплона, 1397-1527 гг., Музей религиозного искусства), кафедральный собор Санта-Мария (Асторга, 1471-1772 гг.).
Французская часть маршрута удивит паломника такими достопримечательностями, как собор Нотр-Дам (Ле-Пюи-ан-Веле, XI—XIII вв.), «Мост дьявола» и аббатство Св. Гийома Желонского (804 г., Сен-Гильем-ле-Дезер), аббатство Святой Фе Аженской (XI—XII вв., дер. Конк), базилика Св. Сернина (XI—XII вв., Тулуза), аббатство Св. Марии Магдалины (с. Везле, ІХ-ХІ вв ), собор Св Трофима (Х-ХУ вв., Арль), готический собор Сен-Гатьен (XIII—XVI вв., Тур).
Святой Иаков Старший (Зеведеев) — один из двенадцати апостолов Христа, старший брат Иоанна Богослова. Когда Испания была римской провинцией, Иаков приехал сюда проповедовать Евангелие. По возвращении в Иерусалим он был схвачен и убит царем Иудеи Агриппой I (10 г. до н. э. — 44 г.): «…царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом…» (Деяния 12:2).
Ученикам апостола удалось сохранить его тело, они сложили останки в ковчег, положили в лодку и выпустили ее в Средиземное море. Божественное провидение привело лодку в Испанию, где и вынесло на берег в устье реки Улья. В 813 г. некий монах Пелайо, подчиняясь звезде, указывавшей ему путь, нашел ковчег с нетленными мощами святого. Позднее, узнав об этом, в 896-899 гг. астурийский король Альфонс II Целомудренный (791-842 гг.) повелел воздвигнуть церковь, а в ней установить ковчег с мощами. Памятуя о том, как монах Пелайо нашел мощи, король назвал храм и место Компостела, или «Место, указанное звездой».
Существуют и несколько других версий обретения мощей Святого Иакова. Например, католические предания рассказывают о том, что ученики апостола сами отвезли его останки в Галисию, местечко Ирия Флавия. Другие версии именуют это место finis terrae, или «край света». Здесь тело было сожжено, останки спрятаны, как говорят древние тексты, в Arca Marmorica, или «мраморный саркофаг». Ныне это место называется Фистерра, куда паломники могут идти после посещения Сантьяго-де-Компостела (путь называется Камино Фистерра).
Упрочению традиции паломничества в значительной степени помог легендарный сон императора Франкского государства Карла Великого (742/747-814 гг.). Во сне ему явился Млечный Путь, простиравшийся от города Кампостела через Испанию и Францию, и Господь, призывавший Карла изгнать мавров со святого Пути. Карл Великий провел войска через пиренейские перевалы, освободил Кастилию и Леон, Галисию, Наварру и Ла-Риоху — исторические регионы, по которым сегодня и проходит путь Святого Иакова. Некоторые из этих событий (битва в Ронсевальском ущелье) являются основой французского эпоса «Песнь о Роланде», памятные знаки о которых установлены в Ронсевале.
Обретение мощей и строительство церкви произошло в критическое время для Испании, чья территория почти вся была захвачена маврами. Но в то время внутриполитическое положение халифата Аббасидов утратило стабильность, его сотрясали восстания, на окраинах власть захватили местные династии. Халифат вступал в стадию распада, но все еще был очень силен.
И вот тогда-то и произошло чудесное явление мощей Святого Иакова, ставшего покровителем Испании и Реконкисты. Для испанцев обретение мощей избранного Христом ученика стало подтверждением покровительства Спасителя. Под знаменами с изображением лика святого шел в бой цвет испанского дворянства.
Около 1160 г. в Испании учрежден католический военный орден Сантьяго, или Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. В XII в. орден совмещал монашеские обязанности — помощь паломникам с их охраной, а также участвовал в войнах с маврами и крестовых походах. Он существует и в наши дни, теперь это — гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании. Членами сообщества были, в частности, завоеватель Мексики испанский конкистадор Эрнан Кортес (1485-1547 гг.) и бразильский писатель Жоржи Амаду ( 1912-2001 гг.).
В XI в. мавры утратили былое могущество, их стремительно изгоняли из Испании. А Святой Иаков, который сам некогда отправился в дальнее путешествие из Святой земли в Испанию, стал считаться покровителем паломников.
В XII в. папа Каликст II даровал паломникам право на получение индульгенции. Тем самым паломничество в Сантьяго-де-Компостела стало вторым по значимости в католическом мире после паломничества в Святую землю. Паломнический маршрут привлек внимание массы верующих христиан, а из-за разветвленности путей, протянувшихся по всей Европе, он оказал беспрецедентное влияние на распространение культурных достижений в эпоху Средневековья.
В Средние века количество паломников стало огромным. Вдоль Пути Сантьяго появлялись новые деревни и монастыри. Деревни превращались в города, монастыри богатели. Но сначала эпидемия чумы, затем Реформация и последовавшая за ней политическая нестабильность XVI в. почти уничтожили популярность Пути.
За несколько веков паломники из Франции, Германии, Португалии, Италии, Польши и других мест Европы, где закрепилась католическая вера, проложили разветвленную сеть маршрутов к перевалу Сомпорт. Постепенно из них выделилось несколько наиболее важных, от одной католической святыни к другой, от одного паломнического центра к другому.
Первый паломник, прошедший священным Путем и чье имя сохранилось в документах, — епископ Годескальк (Готшальк) из Ле-Пюи-ан-Веле. Он преодолел маршрут из Франции в Компостелу зимой 950-951 гг. Путем Святого Иакова прошли английский король Эдуард I Длинноногий (1239-1307 гг.), король Иерусалима Жан де Бриенн (около 1148-1237 гг.), святой Франциск Ассизский (1181/1182-1226 гг.), фламандский живописец раннего Возрождения Ян ван Эйк (ок. 1385/1390-1441 гг.), папа Иоанн Павел II (1920-2005 гг.), бразильский писатель Пауло Коэльо (род. 1947 г).
В настоящее время существует 14 путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела, по территории Пиренейского полуострова, считающихся испанскими. Два пути — португальских — проходят на северо-востоке и северо-западе Португалии. На северо-западе находится английский маршрут, самый короткий сухопутный: он начинается от порта Ферроль, куда прибывали суда с паломниками с Британских островов. Севернее пиренейского перевала Ронсеваль на территории Франции собираются три дороги: Лиможская, Турская и Поденская, каждая из которых, в свою очередь, вобрала в себя множество путей со всей Европы.
На территории Испании единый путь получил название Французского. Восточнее этих трех маршрутов через Францию к Пиренеям подходила Арагонская дорога, пересекавшая перевал Сомпорт и вливавшаяся во Французскую дорогу юго-западнее Памплоны. Подобный раздел потоков верующих объяснялся тем, что с 778 г. графы Тулузские держали под контролем юг Франции, выступая против власти Королевского домена и претендуя на самостоятельность, в том числе в организации движения паломников. К тому же пилигримы приносили графам неплохой доход.
Главные пункты на испанском Французском маршруте — Памплона, Эстелья, Наваррете, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада, Вильяфранка-дель-Бьерсо, Сантьяго-де-Компостела. Западнее трех главных французских маршрутов подходит альтернативный Путь Сулак (или Литораль, так как находится в приливно-отливной зоне), что идет вдоль побережья Аквитании (сегодня здесь курортный район Силвер-Кост) и заканчивается в испанском городе Ирун, вливаясь в Северный маршрут (Камина-дель-Норте), вдоль побережья Бискайского залива.
На преодоление Французского пути пешком уйдет более месяца. Ежедневный переход пеших паломников — от 15 до 40 км (пройденная дистанция зависит от возраста и состояния здоровья). Чтобы получить сертификат о прохождении Пути, необходимо пройти пешком минимум последних 100 км до Сантьяго-де-Компостела или проехать 200 км на велосипеде или лошади. Также маршрут можно проходить частями, чем и пользуются испанцы, отправляясь по Пути в выходные и праздники, в течение длительного времени.
Некоторые из храмов и монастырей на Пути внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: например, кафедральный собор Богоматери в Бургосе, аббатство Св. Марии Магдалины в Везле и монастыри Сан-Мильян-де-Сусо и Сан-Мильян-де-Юсо в городке Сан-Мильян-де-ла-Коголья у подножия горного хребта, где хранятся реликвии, связанные с именем Святого Иакова.
Одни из лучших образцов католической скульптуры выставлены в нишах романской церкви Сантьяго в Каррион-де-лос-Кондес. Реликвии могут быть довольно своеобразными. Например, в Санто-Доминго-де-ла-Кальсада стоит древний курятник, напоминающий об одном из самых известных чудес Святого Иакова. Чтобы доказать невиновность юного пилигрима, ложно обвиненного в воровстве, по воле апостола зажаренная птица ожила. Событие вошло в испанский фольклор поговоркой о пении жареного петуха.
В конце Пути пилигримы по очереди заходят за алтарь собора в Сантьяго-де-Компостела, где находится статуя Святого Иакова. Они встают на ступеньку, прикладывают руки к плечам апостола и целуют вмурованную в спину статуи раковину морского гребешка (так ка эмблемой этого святого является изображение раковины, а ракушки были отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь Святого Иакова, нашивавшимся, например, на одежду). Затем паломники преклоняют ноги у ковчега с нетленными мощами великомученика и… отправляются за получением сертификата паломника.