Какаштла (Cacaxtla) – одно из удивительных мест на карте Мексики. Находится эта зона археологических раскопок на юге мексиканского штата Тласкала в муниципалитете Нативитас в 40 минутах езды на машине от столицы штата города Пуэбла. Какаштла, чье название переводится, как «место, где дождь умирает в земле», получила известность благодаря хорошо сохранившимся настенным изображениям культуры майя. Город, существовавший в этом месте, достиг расцвета в эпиклассический период мезоамериканской истории. В 1 км от этой исторической достопримечательности Мексики находится городище Шочитекатль.
Предполагается, что Какаштла была столицей государства Ольмека-Шикаланка. Город возник около 4-5 вв. н. э. Связаны ли его создатели с культурой ольмеков, либо название относилось к территории, а не к этническому происхождению создателей города, до настоящего времени неизвестно. О культуре ольмека-шикаланка почти ничего не известно; термин впервые использовал историк и хронист Диего Муньос Камарго в конце XVI в., когда писал, что Какаштла была главным городом «ольмеков» (народ, известный современным историкам под названием «ольмеки», исчез за 800 лет до возникновения города, в 4 в. до н. э.).
После падения близлежащего города Чолула примерно в 600 г., в войне которого принимала участие и Какаштла, город превратился в центр власти в окружающем его регионе долины Пуэбла-Тласкала. Около 900 г. город начинает приходить в упадок и к 1000 г. окончательно заброшен.
Город был вновь открыт в 1975 г. крестьянами селения Сан-Мигель-дель-Милагро, которые, обрабатывая землю, обнаружили древнюю стену, на которой было изображено лицо персонажа, ныне известного как «Человек-Птица», и сообщили о находке властям. Город сразу же привлёк внимание археологов. 21 мая 2007 г. около 800 м² площади руин было полностью разрушено и ещё 800 понесло ущерб в результате сильного града, в связи с чем власти закрыли доступ к руинам вплоть до нового распоряжения.
Дворцы и храмы Какаштлы были построены на естественной платформе природного происхождения, обеспечивающей хорошую оборонительную позицию и вид на окружающие земли. Платформа (Gran Basamento) расположена в долине и разделяет современные штаты Пуэбла и Тласкала. На этой платформе, длиной в 200 метров и высотой 25 метров, концентрировались основные религиозные и гражданские сооружения города, а также жилища жрецов. В окрестностях платформы встречаются другие пирамиды меньшего размера и основания храмов.
Поскольку главный комплекс зданий Какаштлы не раскапывали до 1980-х годов, многие цветные рисунки на стенах сохранились и доступны для осмотра посетителям. Особый интерес представляет тот факт, что многие из настенных изображений сочетают символику Мексиканского плато с влиянием культуры майя, что делает Какаштлу уникальной в этом отношении.
Наиболее заметные фрески изображают в ярких цветах сцену сражения между воинами, одетыми в шкуры ягуара, и группой врагов, одетых как орлы. Во всех деталях художник изобразил как воины-ягуары убивают побеждённых. К сожалению, символика этой фрески и то, является ли она изображением реальной исторической битвы, остается загадкой. Археологи до сих пор пытаются понять её значение.
На другой поразительной фреске показаны две загадочные фигуры, которые, как считается, представляют правителей, нарисованных на колоннах. Один из них, известный как «Человек-птица», одет в костюм орла, он несёт большой посох и стоит на ухмыляющейся змее с перьями, напоминающей китайского дракона. Археологи считают, что эта сущность может представлять бога Кецалькоатля. Справа от нее длиннохвостая птица, известная как великолепный кетцаль, вид, который был священным в Мезоамерике.
В другой колонне изображен человек, одетый в кожу ягуара, у него также посох, из которого падают капли воды. Человек-ягуар стоит на спине свирепого зверя, похожего на драконоподобного змея с когтями и пятнистой кожей ягуара, и, как полагают, представляет бога, связанного с дождем и плодородием.
Среди 240 экспонатов музея Какаштлы есть также образцы различных техник резьбы, живописи, доиспанской керамики, а также 11 глиняных скульптур, названных Богами Кашаштлы и представляющих мифические существа, например, бога дождя, Тлалока.
В 2007 году при сильнейшем граде пострадали многие фрески Какаштлы, и тогда было принято решение построить над археологической зоной крышу, чтобы сохранить уникальные рисунки 1000-летней давности.