Продолжая тему отношения мексиканцев к жизни и смерти, затронутую в предыдущих статьях: «город призраков картеля Синалоа» и «мертвые в гостях у живых», расскажем о довольно необычном месте — своеобразном парке культуры и отдыха, выполненном в виде кладбища. Это веселое мексиканское псевдо-кладбище входит в десятку самых красивых кладбищ мира и является одной из необычных культурных достопримечательностей Мексики. Для нашего менталитета это такая совершенно не позитивная тема, которую затрагивать принято только в случае грустных событий, со слезами горя и печали от случившейся утраты. Однако, отношение к смерти в разных странах совершенно различное. Мексиканцы, например, приходят на кладбище, чтобы порадоваться за своих близких. Жители этой страны философски относятся к смерти, так как для коренных мексиканцев смерть – не трагедия, а начало новой жизни. Похороны – это праздник, когда все жители деревни собираются вместе и провожают умершего в лучший мир. Поэтому экспонаты, выставленные в этом парке отдыха не повергают людей в печаль, а, скорее, призваны подчеркнуть радость и ценность жизни.
История этого забавного места началась почти совсем недавно – в 1984 году. Шкарет (Хcaret) — небольшой городок на юго-восточном побережье острова Юкатан, который когда-то был торговым портом Майя. Начав проектирование своей резиденции, архитектор Мигель Кинтана Пали обнаружил на территории подземные озера и реки, не считая множества каменных сооружений, оставшихся от цивилизации Майя. Таким образом, идея с резиденцией отпала и Мигель со своими друзьями решил организовать эколого-археологический парк, где можно было бы не только полюбоваться природой Мексики, но и познакомиться с ее древней культурой. В план парка в число культурных объектов включили поистине мистическое место, соединяющее все земное и божественное – типичное мексиканское кладбище, которое получило название «The Bridge to Paradise», что переводится как «Мост в рай».
Само сооружение построено в форме спирально закрученного конуса или морской раковины, какие индейцы доколумбовой Мексики использовали, чтобы призывать богов – в них громко дули, получая характерные трубные звуки, разносившиеся ветром далеко во все стороны.
Структура подобна григорианскому календарю: снаружи холм образован семью уровнями могил, что символизирует количество дней недели. На главной лестнице 52 ступеньки – по количеству недель в году. А самих надгробий, как вы уже наверное догадались, здесь ровно 365 штук.
Внутри кладбище образует полую пирамиду. В ней, словно в пещере находятся алтари для свеч. На нижнем снимке здорово видно, сколько воска с них натекло — целая гора!
Снаружи перед главных входом вы встретите несколько вот таких не сильно примечательных с виду захоронений и соответствующую атрибутику в нишах:
Около которых можно присесть в тени на вот такие замечательных деревянные стулья и лавочки:
По сути, как таковых захоронений на этом кладбище нет. И с одной стороны оно вроде бы не настоящее. Но уникально и примечательно оно тем, что сюда свезли самые что ни на есть настоящие и реальные надгробия со всей Мексики, которые поражают воображение своей невероятной креативностью. так что получается, что всё-таки оно настоящее. Все памятники очень красочные и яркие. Каждую можно назвать настоящим произведением искусства: они оформлены в виде соборов, диванов с подушками, автомобилей, книг или, например, ни на что не похожих крестов. Главное, что их объединяет – здесь совсем нет места ни трагедии, ни ужасу, ни скорби.
Кругом открытое пространство, много света и зелени. Так же внутри кладбища существует скрытая спираль, по которой через все 365 ниш через специальные каналы от вершины до дна креста, создавая каскадный эффект, проходит вода, звук которой гарантирует посетителям отдых и покой. Вода — источник жизни в представлении Майя, так же как и священное дерево, соединяющее их мир духов с земным и загробным.
История надгробий такова: После смерти вся семья и друзья усопшего скидываются деньгами на надгробие. Совместно выбирался художник или архитектор и материалы, если денег было достаточно. Если семьи были бедные, то надгробие делали общими усилиями самостоятельно, а то и вовсе близкие члены его семьи — собственноручно. Каждая памятник должен был максимально отчётливо отражать усопшего – его характер, увлечения или профессию, время года его перехода в лучший мир, а так же часто способ его смерти, если та случилось преждевременно. Это одновременно выражает глубокое уважение к усопшему в сочетании с типичным мексиканским юмором!
На этом кладбище невозможно найти два одинаковых надгробия.
Вот, например, верный пёс, вечно охраняющий своего бывшего хозяина:
А вот, например, красивое уютное ложе с любимой книжкой. Все могилы подписаны их реальными владельцами и семьи умерших приходят сюда почтить их память.
Слишком набожным, как правило, воздвигаются миниатюрные католические храмы с башнями, крестами и порталами – самых разных форм и расцветок.
И из самых разных, порой даже неожиданных материалов:
Детали всех таких миниатюрных строений всегда изящны и функциональны, сразу видно, что выполнены с большой любовью.
Не сложно догадаться, что это памятник хорошему гончару:
Здесь родные и близкие гордятся исследователем или архитектором:
А это воздвигла семья уважаемого звонаря (кстати, за ручку колесо вращается и колокола издают мелодичный перезвон):
Это места обитания души веселого клоуна и уважаемого стеклодува:
Вот последний приют любителя погонять в кегли:
А этот памятник сооружен каменщику:
Любителям выпить и повеселиться ставят на могиле бочку с пивом, или храм, сооруженный из бутылок вина:
Это пристанище для души молодой утопленницы — импровизированное миниатюрное озеро с водой:
А это лодки и домики простых рыбаков:
И отдельный дом из ракушек для истинного любителя моря…
Конечно, встречаются и ангелы, и различные статуи Святых:
Хотя храмов, надо признаться, здесь естественно подавляющее большинство. Но каждый их них — отдельное произведение искусства:
Встречаются в изобилии и кресты. Только здесь могут быть как классических, так и совершенно абстрактных форм:
Вот такая колоритная и самобытная Мексика — старается радоваться за близких и шумно отмечать их успехи и достижения как при жизни, так и весело радоваться их лучшей жизни после смерти.