Боробудур – величественный буддийский храмовый комплекс, датируемый VIII-IX ст., расположенный на индонезийском острове Ява в сорока километрах юго-западнее города Джокьякарта. Это национальный символ страны, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Название этой грандиозной достопримечательности Индонезии переводится, как «тысячи Будд», также оно означает «буддийский храм на горе». По своей величине и значимости сооружение является одним из трех главных буддийских святынь в мире наряду с камбоджийским Ангкор-Ватом и храмом Шведагон в Мьянме. Сегодня Боробудур является местом массового паломничества туристов и обязательно должен включаться в экскурсионную программу по достопримечательностям Индонезии.
Об истории создания комплекса известно не так много. По мнению исследователей Боробудур был возведен одним из представителей династии Сайлендра между VIII — IX веками. Есть предположение, что храм символизировал цветок лотоса, и по этой причине должен был располагаться возле озера и отражаться на его поверхности. Подтверждением этой теории является факт существования водоема, о чем свидетельствуют найденные геологами характерные отложения.
Строительство памятника велось на протяжении восьмидесяти лет и было самым масштабным по тем временам. В тот период люди еще не знали о цементе. Большие каменные блоки высекались в соседних каменоломнях, транспортировались и укладывались по принципу пазлов. Барельефы вырезали уже на месте.
В 1006 году произошло крупное извержение вулкана Мерапи, находящегося поблизости. В результате этого, все сооружение было засыпано вулканическим пеплом, который «законсервировал» Боробудур на более чем 800 лет. Остались неясными причины, почему люди так и не вернулись на это место.
Боробудур был забыт вплоть до 1814 года, когда британский губернатор и востоковед Стэмфорд Раффлз обнаружил холм с выступающими из него каменными блоками с резьбой. В последующие годы проводились мероприятия по очистке монумента. Однако памятник сильно пострадал из-за мародерства, были похищены ценные рельефы, статуи и орнаменты.
Первые реставрационные работы объекта были осуществлены в начале прошлого столетия, под руководством Теодора ван Эрпа. В результате чего Боробудуру был придан внушительный и торжественный вид.
С 1973 по 1984 года выполнялось ряд задач по предотвращению проваливания, размывания почвы и коррозии. Для реализации задуманного, потребовалась кропотливая работа по разбору Боробудура и укреплению холма. Было демонтировано более 800 000 каменных блоков и плит, каждую часть фотографировали, заносили в компьютер, с тем, чтобы затем в точности вернуть на прежнее место. Все статуи и изображения подверглись основательной чистке и покрытию специальным составом, защищающим от воздействия влаги. В проекте принимало участие около 600 работников.
Сооружение представляет собой огромную сплошную ступу, сложенную из 2 млн. каменных блоков. Части очень точно притерты друг к другу. Структурно храм разделяют на три составляющие: широкое квадратное основание с размерами 123×123 метра и высотой 4 метра, пятиярусную пирамиду с террасами и монументальную ступу. Общая высота комплекса Боробудур – 35 метров.
Центральная верхняя семиметровая ступа установлена на трехступенчатой круглой платформе, вокруг которой расположены еще 72 ступы меньшего размера. Ступы имеют колоколобразную форму с отверстиями. Внутри них помещены статуи Будды, сидящих в позе лотоса. Индонезийцы верят, что если протянуть руку сквозь отверстие и прикоснуться к каменному Будде, то это принесет удачу и счастье.
Кроме этого, изваяния Будды расставлены в нишах каждого из пяти ярусов пирамиды: на первом – их 104, на втором – также 104, на третьем – 88, на четвертом – 72, и пятом – 64. Всего статуй должно быть 504, однако многие были повреждены или украдены. С первого взгляда может показаться, что все они похожи, но между ними существуют различия в положении кистей рук, называемое в буддизме «мудра». С южной стороны Боробудура руки Будды подняты вверх, с восточной – касаются земли, с западной – сложены на груди. На севере – левая рука у статуй лежит на колене, а правая приподнята в жесте, показывающем умиротворение. Что касается скульптур пятого яруса и тех, что находятся на круглых платформах, то их «мудра» показывает наивысший момент жизни Будды.
Стены и балюстрады Боробудура повсюду украшены красивыми барельефами иллюстрирующие не только религиозные мотивы, но и сцены из повседневной жизни. Благодаря этим каменным изображениям, можно получить представление о том, как жили люди на острове Ява еще задолго до прихода сюда первых европейцев. Общая площадь рельефов составляет 2500 кв. метров, а длина – около трех километров.
Так как храм находится в регионе, где часто идут проливные дожди, то его создатели предусмотрели систему водостоков.
Пройти на самый верх можно по одной из четырех каменных лестниц, расположенных на каждой стороне. Арочные ворота лестниц украшены изображениями мифических божеств, которые по поверьям должны отгонять злых демонов. Все экскурсии начинаются с восточного входа. Гиды обычно ведут посетителей по часовой стрелке, перемещаясь через все ярусы.
Боробудур воплощает в себе все представления буддистов о мироустройстве. Кроме этого, его многочисленные барельефы изображают жизнь Будды и повествуют об этапах становления религии. Поэтому, ученые и рассматривают храм как огромный каменный источник знаний.
Весь комплекс построен в форме сакральной конструкции – мандалы, которая в буддизме означает сферу обитания божеств и интерпретируется как модель космоса.
Сооружение символизирует три этапа, которые должен пройти человек, чтобы очиститься и освободиться от порочного круга мирских забот. Результатом является достижение высшей цели блаженного состояния – нирваны.
Камадхату – первый этап. Он символизируюет мир греховных вожделений. Этот уровень храма скрыт под землей и был случайно открыт в 1885 году. На его барельефах показываются человеческие пороки, убийства, пытки, сцены сексуального характера и пр. Чтобы сохранить всю конструкцию, его засыпали обратно землей. Фотографии барельефов можно увидеть в музее комплекса.
Рупадхату – второй этап, олицетворяющий материальную составляющую человеческой жизни. Он представлен в виде пятиступенчатой пирамиды. Некоторые его рельефы иллюстрируют эпизоды из «джатаки». Это священные притчи, повествующие о предыдущих реинкарнациях Будды. Согласно «джатаки», Будда в своих прошлых жизнях был королем, принцем, вором, рабом, ученым, а также животным – львом, лебедем, лошадью, черепахой. Всего около пятисот реинкарнаций.
Арупадхату – последний этап при достижении нирваны, показывающий нематериальную сферу. Это самая высшая точка Боробудура, где отсутствуют барельефы. Отсюда открывается потрясающий обзор окрестностей.
В стоимость входного билета храмового комплекса включено посещение двух музеев, которые расположены севернее в нескольких сотнях метрах.
Karmawibhangga Museum – содержит экспонаты, найденные при раскопках Боробудура. На открытой площадке музея представлены фрагменты статуй Будды, барельефы и оригинальные каменные блоки, которые не использовали при реставрационных работах из-за отсутствия крепежных элементов. Во внутренних помещениях выставлены фотографии самой нижней части храма (которая сейчас засыпана землей), сделанные в 1890 году, керамические изделия и многое другое.
Samudra Raksa Museum – представляет экспонаты, которые свидетельствуют о существовании в древности торговых связей между Восточной Африкой и Индонезией. Самым примечательным из них является копия деревянной лодки длиной 18 метров, реконструированной благодаря изображениям, найденных на барельефах.
Визит в Боробудур можно совместить с посещением двух других храмов меньшего размера, которые строились приблизительно в одно время. Эти святилища находятся на востоке от главного храма. Самый отдаленный из них – Чанди Мендут, расположен в трех километрах, а Чанди Павон – чуть более километра. Все сооружения играют особую роль в праздновании Дня рождения Будды, или праздника Весак. Он отмечается ежегодно в мае или июне и привлекает большое количество буддистских паломников. Праздничная процессия начинается возле Чанди Мендут, затем следует до Чанди Павон, и заканчивается в Боробудуре. Минуя три храма, шествие как бы символически проходит все три этапа достижения нирваны.
Особое внимание стоит уделить культовому комплексу Прамбанан, который датируется 850 годом нашей эры. В его состав входит более двухсот индуистских храмов, многие из которых сильно пострадали от землетрясений и вулканов. Наибольшей популярностью пользуется четырехъярусный храм Лара Джонгранг. Прамбанан расположен в 15 километрах на восток от Джокьякарты. С ним связано много легенд и историй.
Как добраться до Боробудура
На автобусе
Отметим, что общественный транспорт преимущественно нацелен на индонезийских пассажиров и иностранцы им почти не пользуются. Если вы решились прокатиться на нем, то вам нужно попасть на автостанцию Jombor bus terminal. До нее можно доехать на такси или городском автобусе. Также до Джомбора из центра Джокьякарты ходят автоэкспрессы Trans-Jogja 2А или 2В. На автостанции следует пересесть на автобус до Borobudur Bus Terminal. Время в пути займет чуть более часа. По прибытии вам необходимо пройтись в южном направлении до большой автомобильной стоянки перед центральным входом на территорию комплекса. Прогулка затрачивает около пяти минут.
На минибасе
Самый удобный и надежный вид транспорта для туристов. Многие туристические компании в Джокьякарте предлагают услугу прямого трансфера от дверей вашего отеля до самого храма. При этом на маршруте могут делаться остановки возле магазинов с сувенирами. Ориентировочная стоимость поездки 75000 рупий. Кстати, агентства продают комбинированные туры с возможностью посетить другой, не менее впечатляющий памятник архитектуры – Прамбанан.
На автомобиле
В Джокьякарте не является проблемой арендовать автомобиль. Для этого необходимо иметь водительские права международного образца. Дорога до храма лежит на севере города и занимает в зависимости от загруженности от 60 до 90 минут. В дневные часы возможны пробки.
Такси от аэропорта будет стоить приблизительно 190 000 рупий. Рекомендуется с водителем договориться насчет обратной дороги.
Где остановиться
В окрестностях Боробудура в пешей доступности есть немало мест, где любой турист, несмотря на его финансовое состояние, сможет подобрать достойное жилье. На ваш выбор отдельные виллы, отели и недорогие гестхаузы. Также большое количество гостиниц находится в Джокьякарте. Во многих заведениях предлагают бесплатный Wi-Fi, услуги трансфера и экскурсии. Чтобы выбрать оптимальный вариант достаточно воспользоваться любым Интернет – сервисом бронирования отелей.
Полезные советы
- Самым предпочтительным временем для визита в Боробудур является утро или вечер буднего дня. Обычно к обеду приезжает много туристических групп, включая индонезийские, которые создают определенные неудобства.
- Непередаваемые эмоции вызывает закат или восход солнца, наблюдаемые с наивысшей точки храма. Чтобы их увидеть, можно прибегнуть к услугам туров отеля Manohara Hotel Borobudur (http://manoharaborobudur.com).
- К осмотру достопримечательности допускаются группы составом не более тридцати человек. Посетителям рекомендуется надевать национальный индонезийский наряд – саронг, выдаваемый при входе бесплатно. Носить одежду, оголяющую колени и плечи – запрещено.
- Обязательно берите с собой удобную обувь, головной убор, бутилированную воду.
- Перемещаться между входными воротами, вокруг сооружения и музеями можно на автопоезде.
- На территории Боробудура располагаются закусочные, туалеты, киоски с водой и едой.
- В случае если ваш отель находится рядом с храмовым комплексом Боробудур, то вы можете взять у администратора напрокат велосипед.
- У главного входа свои услуги предоставляют гиды. Если у вас нет трудностей в общении на английском языке, непременно воспользуйтесь ими, так как они могут многое рассказать и истолковать суть барельефов.
Индонезия, карта расположения храма Боробудур