Бхубанешвар, древний город мандиров

Город Бхубанешвар, столица штата Орисса — один из крупнейших храмовых центров Индии эпохи раннего Средневековья. За время правления нескольких могущественных династий — буддистов Бхаумакаров, шиваистов Кесариев и Гангов — здесь были созданы многочисленные памятники архитектуры, привлекающие толпы поклонников индийского искусства и любителей экзотики и представляющие собой яркие культурные достопримечательности Индии.

Обширное озеро Бинду Сагар — центр, вокруг которого расположен основной комплекс храмовых построек. Легенда рассказывает, что бог Шива однажды открылся своей жене Парвати, что Бхубанешвар — его второе любимое место после Бенареса. Чтобы тайком от мужа посмотреть на это чудо, Парвати обратилась в простую пастушку. Но по дороге к ней привязались два демона, Критти и Ваша, предложившие ей выйти замуж за кого-либо из них. Парвати, притворившись усталой, попросила демонов посадить ее на плечи и сокрушила их своих весом.

Чтобы она могла снять усталость и утолить жажду после этой борьбы, Шива создал озеро Бинду Сагар и возвел обитель, получившую название Криттивашаш, или Лингараджа. Считается, что это озеро воплотило в себе святость всех священных рек и источников Индии, поэтому Бхубанешвар является популярным центром паломничества.

Все мандиры (храмы) Бхубанешвара сооружены из красноватого местного камня и снаружи украшены большим количеством скульптурных изображений, в то время как внутри большинство из них практически лишено какого-либо убранства. Создававшиеся на протяжении двухсот лет постройки демонстрируют все формы зарождения и развития местного архитектурного стиля, берущего свое начало с храма Парашурамешвара (ок. 750 г.), башня которого высится над простым, геометрически правильным четырехгранником молитвенного зала.

Парашурамешвара посвящен одной из инкарнаций Вишну и украшен изображениями танцоров, музыкантов и мифологических животных. На наружных стенах святилища изображены божества Ганеша и его брат Картикея, восседающий на павлине. Парашумешвар — один из старейших храмов Бхубанешвара, построенный в седьмом веке до нашей эры. Он потрясающе сохранился, даже скульптуры и барельефы на его стенах.

Также интересно:  Питильяно, "маленький Иерусалим" Тосканы

Этот храм, с его простым прямоугольным залом для собраний, простой ступенчатой крышей и приземистой башней в форме пчелиного улья, олицетворяет господствующий в Ориссе стиль конца VII века. Кроме самого качества наружной скульптуры храма, Парашумарешвара замечателен также тем, что отображает произошедший в то время переход от буддизма к индуизму.

К числу наиболее ранних построек Бхубанешвара принадлежит прекрасный храм Муктешвара (IX в.) — классический образец индуистского храма, увенчанного пирамидальной крышей с многочисленными окнами. Храм окружает каменная стена с редкими по стилю воротами с полукруглой аркой. Муктешвара является одной из жемчужин храмовой архитектуры Ориссы, примечателен искусной скульптурой и элегантными пропорциями.

Его красивые ворота декорированы томно склонившимися женскими фигурами, в них видна каждая деталь причёски и украшений. Уникальным представляется потолок с декорированной резьбой в виде лотоса с восемью лепестками. Свет в проникает через решетчатые окна в виде кристаллов. Муктешвара был построен через двести лет после храма Парашурамешвара и представляет новый, более сложный стиль, который возник в Бхубанешваре.

Самой поразительной чертой является скульптура из песчаника. Напротив главного входа стоит декоративная торана (ворота), которую венчают две женские фигуры в положении полулежа — шедевр Муктешвары. Оскалившиеся львы и карлики, обрамляющие окна со стороны портика, очень красивы. 

Относящийся к тому же времени небольшой храм Раджарани остался недостроенным, но, несмотря на это, отличается своим превосходным скульптурным убранством. Название храма относится к особому песчанику rajarania (желто-розовому), используемому при строительстве храма.

Если смотреть с дальнего конца хорошо орошаемого сада, в котором стоит храм, самой необычной чертой здания представляются очертания его деула с последовательными выступающими ярусами, образующими изящную восемнадцатиметровую башню.

Подойдя ближе, вы сможете различить множество скульптурных фигур, которыми славится Раджарани. Лучшие из них расположены вокруг башни, примерно в 3 м от земли. Стражи восьми направлений являются божествами, которые защищают главный алтарь. Окруженные своими средствами передвижения и атрибутами, они составляют разительный контраст ленивым и соблазнительным позам восхитительных женских фигурок, расположенных между ними.

Также интересно:  Кастельфольит-де-ла-Рока, "каменный корабль" Каталонии

Храм Вайталдеул необычен мрачностью резного интерьера. Ранее здесь проводились тантрические ритуалы, в том числе с человеческими жертвоприношениями. Главное божество – устрашающая, восьмирукая Чамунда (форма Дурги) с гирляндой черепов, восседающая на мертвеце с шакалом и совой по сторонам. Храм был построен примерно в 800 годы в стиле, отличном от всех современных ему зданий Бхубанешвара, с множеством заимствований от более ранних буддийских сооружений.

Вайталдеул отличают несколько образцов чрезвычайно искусной резьбы по камню. Среди панелей с изображениями индуистских божеств, покрывающих внешние стены, можно кое-где встретить примеры ранней индийской эротической скульптуры.

Самый большой храм Бхубанешвара — храм Лингараджа, построенный около 1000 года. Этот знаменитый памятник раннесредневекового индийского зодчества превосходит все прочие храмы города как своими размерами, так и несравненными скульптурами. Предполагается, что он был основан правителем Джаяти Кесари, который в VII столетии перенес столицу из Джайпура в Бхубанешвар и превратил этот город в гордую столицу большого и процветающего королевства. Спустя три столетия преемники Джаяти Кесари возвели на месте старой постройки ныне существующее здание.

Комплекс храма Лингараджа высится в центре огромного, площадью более чем 250 гектаров, прямоугольного внутреннего двора, окруженного с четырех сторон каменной стеной. Издалека видна его могучая башня 108-метровой высоты. В состав ансамбля входят три больших святилища и несколько маленьких храмов и кумирен. Главный, южный, храм посвящен слоноголовому богу Ганеше, западный — богине Парвати, а северный — Картикее.

Другое имя Шивы — Трибхубанешвара, или «бог из трех миров». В храме Лингараджа образом Шивы является его лингам (фаллос), носящий название «Сваямбху линга» и имеющий вид огромной гранитной глыбы длиной около 8 м. От него храм Лингараджа и получил свое название (вторая часть слова означает «раджа» — король, владыка). Здешний лингам уникален еще и тем, что это — так называемая «хари хара»: считается, что одна его половина принадлежит Шиве, а другая — Вишну, что привлекает в храм приверженцев обоих богов.

Также интересно:  Костяные шедевры, часть 5: Расписные черепа Халльштата

Фасады храмовых построек покрыты скульптурами, изображающими различных богов и богинь, сцены из индуистской мифологии. Такое же каменное убранство покрывает колонны и стены молитвенных залов. Вход в храм Ганеши украшает изваяние быка Нанди.

Храм Лингараджи — один из лучших памятников средневековой индийской архитектуры, демонстрирующий вершины мастерства зодчих и скульпторов XI столетия.

В пятнадцати минутах езды на авторикше от центра города, в окрестностях Бхубанешвара, находятся пещеры Удайгири и Кхандагири. Двойные холмы Удайгири (Гора Восхода) и Кхандагири (Сломанная гора) испещрены жилищами монахов джайнов I век до н.э. Из 18 пещер Удайгири особенно впечатляет Ранигупха, или пещера Царицы с пышными экспрессивными скульптурными фризами, изображающими танцующих и музицирующих женщин, монархов, слонов и обезьян.

Известна также Малая слоновья пещера, с шестью великолепными слонами при входе. В Ганешгумхе есть сценка, где женщина скачет на слоне, пока воины в юбках пытаются её схватить. В Тигровой пещере, фронтон напоминает голову тигра с открытой пастью. В Кхайнагири находятся 15 джайнских пещер с резьбой. Здесь особенно интересна Пешера Ананты с фигурами двух змеев и богиней Лакшми в бассейне с лотосом, омываемой двумя слонами.

Большинство пещер низкие, в них нельзя выпрямиться. Это отражает практику самоподавления и аскетизма, которой должны были следовать монахи. Пещеры до сих пор привлекают садху, которые собираются сюда ежегодно для медитаций. О садху также можно прочитать здесь.

Ратнагири, Удайгири и Лалитгири – это буддистские места, где на холмах имеется ряд скальных скульптур будд и бодхисатв. В Ратнагири в VII-XI веках находился крупный буддийский университет и монастырь, заслуживает внимания красивая четырех метровая статуя медитирующего Будды, вход украшен превосходной резьбой.

Индия, карта Бхубанешвара

 

Похожие статьи

Добавить комментарий