Баган (Паган) — главная достопримечательность государства Мьянма (Бирма), которую обязательно нужно посетить, путешествуя по стране. Тысячи старинных буддийских храмов и пагод, словно проросшие семена, рассыпанные в поле с древних времен, предстают взору на многие километры, погружая в таинственный мир и восхищая туристов со всего света. Рай для историков и паломников, позитивная энергия, одно из наиболее интересных и неповторимых мест не только в Мьянме, но и за ее пределами.
История Багана
Баган до недавнего времени был не столь известен в мире, как, например, храмовые комплексы Ангкор-Ват в Камбодже или Борободур на индонезийском острове Ява, но по своей художественной ценности находится в одном ряду с ними. Ныне архитектурная зона Багана входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 850 г. князь по имени Пьинбу (этническое происхождение его неизвестно) основал на месте небольшой крепости Паган столицу своего владения. Удачное расположение — на пересечении торговых путей — закономерно дало импульс развитию города. К XI в. под его властью находилась вся территория современной Мьянмы. Когда в 1057 г. король Аноратха (1044-1077 гг.) присоединил к своим владениям соседнее государство монов, Паганское королевство стало одним из крупнейших и влиятельнейших в Юго-Восточной Азии.
Аноратха конфисковал священные буддийские Палийские рукописи, хранившиеся в столице монов — городе Татоне, переселил в Паган буддийских монахов, художников и ремесленников. Буддийское учение Тхеравада стало государственной религией. Затем Аноратха попросил помощи в Шри-Ланке, также придерживающейся Тхеравады, и оттуда тоже прибыли монахи. Анаратха был также большим ценителем всего прекрасного и разумного. Постепенно Паган превратился не только в религиозный центр, но и в один из крупнейших центров торговли, культуры, науки и искусства, в городе были университет и несколько библиотек. Развивались фольклорный театр, этнические музыкальные жанры, живопись, в том числе фресковая, замечательные образцы которой можно увидеть в храмах Пагана. Велись исторические хроники Мьянмы.
При короле Чанзитхе (1084-1113 гг.) Паган переживает расцвет: идет грандиозное храмовое строительство. Каждый новый король считал своим долгом добавить несколько храмов и пагод к уже имеющимся. Приближенные царя, да и просто богатые люди, старались не отставать, каждый хотел построить хотя бы одну ступу, пусть небольшую. Но внутренние распри ослабили страну, с XIII в. начинается период упадка королевства, оно стремительно теряет свои территории и приходит в упадок под ударами пришедших с севера монголов. В 1369 г. паганский король упоминается в исторических хрониках последний раз. Жители столицы постепенно покидают ее.
Давно заросли улицы города, разрушились деревянные строения, но буддийские храмы и ступы сохранились. В течение многих лет Мьянма была закрытой страной по внутриполитическим причинам, и Паган соответственно тоже — terra incognita. Сейчас ситуация меняется, туристов из-за рубежа и паломников здесь становится все больше. К Пагану нет железной дороги, лишь один небольшой аэропорт расположен вблизи него, так что трудности с посещением города есть и у жителей Мьянмы, но тем не менее это сейчас одно из самых почитаемых мест в стране. По некоторым данным (правда, у многих историков они вызывают сомнения), первым европейцем, увидевшем Паган, был Марко Поло (1254-1324 гг.), в его записях есть описания города, войны с монголами, но, возможно, это изложение чужих рассказов.
Затем город выпадает из поля зрения европейцев вплоть до XVIII в., когда до него добрался англичанин Сайме, увидевший уже разрушающийся Паган и зарисовавший его. Английские офицеры и миссионеры начинают посещать город, но не задерживаются здесь. Мьянма (а тогда она называлась Бирма) была самой дальней окраиной Британской империи. В 1885 г. Бирма официально стала английской колонией под названием Британская Бирма. Для Пагана наступила эпоха авантюристов и алчных грабителей, пытавшихся вывезти всё, вплоть до целых фрагментов фресок, а в первую очередь, конечно, золото.
Ученые — археологи, историки, искусствоведы — пришли в Паган только в начале XX в., но настоящее изучение Пагана началось только после обретения Бирмой независимости от Великобритании, и это произошло в 1948 г.
Баган, археологический памятник Мьянмы
Археологический памятник Мьянмы — руины города Паган (Баган) находится в центре страны, в 145 км на юго-запад от города Мандалай, на плато западного, левого берега полноводной и самой крупной реки Мьянмы Иравади, истоки которой находятся на юго-восточных склонах Гималаев. Территория Пагана тянется приблизительно на 13 км вдоль берега реки.
В Пагане не найти и двух одинаковых храмов — каждый по-своему уникален. Почти в каждом крупном храме есть колокол. Если загадать желание и ударить в колокол три раза, то желание непременно сбудется.
Сейчас обжитая часть Пагана — всего лишь небольшая деревня, в то время как храмы и пагоды раскинулись на площади более 40 км2. Храмы разбросаны без какой-либо системы. Некоторые заросли кустарником, другие стоят на открытом месте, а иные скрыты под сенью пальм. Большинство их сложено из красного кирпича и белого камня, наиболее значимые — покрыты листовым золотом.
Подходы к наиболее известным храмам заасфальтированы, и вокруг этих ступ всегда много торговцев и людей, желающих быть проводниками: помочь за скромное вознаграждение подняться по лестнице, посветить фонариком. Однако сохранилось огромное количество заброшенных храмов, затерянных в бескрайних полях Багана. Многие из них разрушены, некоторые реставрируются, а некоторые и по сей день представляют собой площадку для археологических изысканий. Ниже приведены фотографии находок, обнаруженных автором этой статьи за время пребывания в этом удивительном городе.
Чаще всего храмы имеют симметричную форму, четыре алтаря и четыре выхода, ориентированных по сторонам света. Есть «губьяучжи» — пещерные храмы с лабиринтами коридоров, покрытых фресками. Из огромного количества пагод и ступ всех размеров и форм самые яркие, крупные, запоминающиеся в Багане — Ананда, Суламани, Дхаммаянджи, Швезигон, Татбинью, Хтиломинло, Швезандо, Годопалин и Мануха.
Достопримечательности Багана
Ананда (Ananda Pahto)
Один из первых великих храмов Багана, остается и поныне одним из наиболее привлекательных и часто фотографируемых. Этот шедевр монского архитектурного стиля, с некоторым северо-индийским влиянием, отражает переход от раннего к среднему периоду бирманской архитектуры. Располагающаяся к востоку от старых городских стен, внушительных размеров белая конструкция доминируют над окрестностями. Храм сильно пострадал во время разрушительного землетрясения 1975 г. и тщательно восстанавливался.
Храм Ананда был построен в период с 1090 по 1105 г. во время правления короля Чанзиттха (Kyanzittha) и призван символизировать нескончаемую мудрость Будды. Храм вдохновлял и последующих правителей на возведение прекрасных сооружений. Он отличается совершенством пропорций и симметричностью форм. Периметр храма представляет собой квадрат, каждая сторона которого — 53 м.
Основной массив здания состоит из террас с окнами. Центральная башня достигает в высоту 51 м. Здесь самое большое в Багане количество терракотовых изразцов, а также 4 впечатляющие позолоченные статуи стоящего Будды высотой 9,5 метра, изготовленные из тика и направленные к 4 сторонам света. Однако только 2 статуи (направленные на север и юг) — подлинные, и являются ровесниками здания. Две другие — это копии, созданные для замены разрушенных во время пожара ок. 200 лет назад. В западной части святилища установлены статуи основателя и настоятеля храма Ананда. На пьедестале западного портала видны отпечатки стоп Будды. Первоначально, стены храма были украшены настенной живописью и фресками, однако до наших дней сохранилось немного. В январе, 3 дня во время полной луны проводится ежегодный фестиваль (Ananda Paya Festival).
Суламани (Sulamuni Pahto)
Храм Суламани был построен в 1181 году по приказу короля Нарапатиситху и являет собой сочетание двух стилей бирманской архитектуры: раннего и средневекового стиля. Для первого характерны горизонтальные и плоскостные объекты экстерьера, для второго напротив вертикальное направление. Такое сочетание желает храм очень необычным и интересным для туристов.
Храм стоит на террасе и имеет два этажа, что придает ему сходство с пирамидой, его кирпичная кладка считается одной из лучших в Багане. Храмовый комплекс окружает высокая стена, когда-то к её внутренней стороне примыкали сотни монашеских келий, но до наших дней они не сохранились. Пагоды находятся по углам основной террасы.
Внутри храм Суламани представляет собой образец декоративных традиций Багана: резные карнизы, фронтоны и расписные стены. Все это сегодня восстановлено мастерами в первозданном виде.
Дхаммаянджи (Dhammayangyi Pahto)
Гигантский, похожий на одну из древних пирамид Теотиуакана храм Дхамаянджи — один из крупнейших буддийских храмов Бирмы, крупнейший по площади храм Багана, построен во второй половине XII века.
Храм Дхаммаянджи построен в 1167 г. королем Наратху (1167-1170 гг.), известным своим жестоким нравом — он убил отца и задушил брата. По злой иронии судьбы, в своем храме Наратху и погиб, убитый заговорщиками. Дхаммаянджи виден практически из любой точки Пагана, он напоминает ступенчатую пирамиду и издали кажется мощной крепостью. Внутри его много сумрачных коридоров, и Будды не золотые, как обычно, а раскрашенные в разные цвета.
Швезигон (Shwezigon Paya)
Ансамбль Швезигона является одним из крупнейших и наиболее почитаемых буддийских комплексов в Бирме. В святилище Швезигона находятся великие реликвии буддизма: лобная кость Будды и его зуб (впрочем, возможно, что это копия священного зуба, хранящегося в храме «Зуба Будды» в Канди). Эти реликвии — дары Швезигону от сингальского правителя Виджаябаху I (1059—1144), усердного защитника учения хинаяны — одного из толкований буддизма, получившего распространение в Бирме во времена царя Аноратхи. По преданию, король Аноратха велел поместить налобную повязку самого Будды на спину белого слона, сказав: «Там, где слон упадет на колени, будет построена ступа для хранения священных реликвий». Слон опустился на колени на том месте, где сейчас стоит Швезигон. Это единственный храм, сохранивший свое золотое убранство с древних времен. Снаружи он светлый и легкий, но внутри слабо освещен, полон таинственности.
Центром храмового ансамбля является Швезигон-четия — ступа, воздвигнутая на трех больших террасах, возведенных на восьмиугольном многоступенчатом цоколе. Террасы и цоколь золотой ступы первоначально служили для процессий паломников, которые должны были обходить ступу вокруг, поднимаясь и переходя с террасы на террасу. Такие же процессии устраивались и в Боробудуре. Этот обход ступы по часовой стрелке — прадакшина — являлся для буддийских паломников способом выразить почтение к этому месту, посвященному памяти Будды. Специально для этих процессий вокруг Швезигон-четии устроен широкий обход, вымощенный каменными плитами. По углам, на парапетах террас, находятся небольшие кирпичные храмы — уменьшенные копии верхушки ступы. Три террасы опоясаны плитами из покрытой глазурью терракоты, на которых изображены религиозные буддийские сюжеты.
Центральную ступу окружают многочисленные каменные и деревянные постройки, храмы и павильоны различного назначения — для молитв, отдыха и т. д. Деревянные храмы увенчиваются резными многоярусными крышами — пьятта. На территории ансамбля находится множество изваяний демонов-охранителей храма. Предметами поклонения служат 37 статуй натов — древнебирманских языческих божеств, причудливо смешавшихся в Швезигоне с буддийскими святынями.
Татбинью (Thatbyinnyu Pahto)
Массивный и величественный храм Татбинью — это самый высокий храм Багана. Он находится к западу от храма Ананда, в пределах городских стен, к северу от ворот Тог. Высота Татбинью составляет 61 метр, длина каждой стороны – 58 метров. Он был построен около 1150 году в период правления короля Алаунситу. Отличительные особенности храма — многоуровневый архитектурный дизайн в индийском стиле и художественная кирпичная кладка.
В средние века Татбинью был не просто храмом, а целым религиозным комплексом. На первом этаже располагался монастырь, на втором – библиотека. Верхнюю часть здания занимали святилище и ступа. Здание сильно пострадало во время землетрясения в 1979 году, поэтому сейчас вход на верхние террасы для туристов запрещен.
Хтиломинло (Htilominlo Pahto)
Хтиломинло представляет собой храм высотой 46 метров, который имеет сходный архитектурный стиль с Суламани. Он был построен королем Хтиломинло, также известным как Надаунгмьяр. Легенда гласит, что когда король Нарапатиситу задумался о выборе преемника, он решил кинуть жребий, расположив пятерых своих сыновей вокруг белого зонтика в центре. Раскрутив зонтик, он доверился судьбе. Зонтик указал на Хтиломинло, который по и был выбран, став следующим королем.
Храм был построен на месте, где был выбран король Хтиломинло, который, вероятно, выстроил его в знак признательности богам за свое избрание. Снаружи храм покрыт барельефами различных мистических существ. Внутри посетители смогут увидеть четыре больших изваяния Будды, расположенных в каждой стороне храма.
Швезандо (Shwesandaw Paya)
Швезандо была построена в 1058 году при короле Аноратха для того, чтобы поместить сюда подаренный королём государства Баго волос Будды. Сама пагода не так архитектурно изыскана, как остальные, но именно с нее открывается потрясающий вид на Баган.
Для того, чтобы увидеть закат с неё, придётся подняться по крутым ступеням вверх. И причём, чем выше, тем круче ступени. Во время заката все стоящие в округе храмы и пагоды окрашиваются в розовато-золотистый цвет, который просто невозможно передать фотоснимками.
Годопалин (Gawdawpalin Pahto)
Годопалин — один из величайших храмов в Багане, построенный королем Нарапатиситу и завершенный его преемником Хтиломинло. Это двухэтажное здание высотой 55 метров, но несмотря на то, что масштаб храма довольно впечатляющий по сравнению с другими, его архитектурный стиль не столь изыскан.
Существует легенда, что во время царствования король Нарапатиситу, возомнив о себе, самонадеянно провозгласил себя божественной особой, чьи заслуги превосходят заслуги предков. В качестве наказания боги послали ему слепоту, и ему удалось прозреть только после того, как он, выстроив храм, искупил свои грехи.
Мануха (Manuha Paya)
Самый необычный храм Пагана построен Манухой, пленным королем побежденных монов. Мануха был почетным пленником, ему оставили слуг, часть казны и разрешили построить храм. Он представляет собой три приставленных друг к другу куба, лишенные каких бы то ни было украшений. Но пустоты внутри нет, все пространство занимает статуя сидящего Будды; голова его упирается в потолок, локти — в стены; для того чтобы пройти в следующее помещение, надо протискиваться между стеной и ладонью статуи.
В следующих залах — снова статуи, которым явно мало места. Особенно впечатляет лежащий Будда, и он так стеснен, что кажется, будто комната служит ему гробом. Этот стиснутый стенами Будда — будто бы сам Мануха, выразивший таким образом протест против неволи.
Также в окрестностях Багана располагается удивительный монастырь Таунг Калат, живописно разместившийся на вершине горы Попа. Из достопримечательностей Мьянмы стоит также увидеть великолепный Шведагон в столице страны Янгоне и прекрасные виды озера Инле.
Мьянма, карта Багана