Путешествуя по Луаре или по её притокам, нельзя оставить без внимания многочисленные очаровательные и величественные замки, украшающие долину этой реки. Замок Азе-лё-Ридо, уютно расположившись в тихом зелёном местечке на берегу реки Эндр, является одним из самых живописных и романтических из них и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе группы «Долина Луары». Глядя на него, сейчас трудно поверить, что в давние времена это изящная архитектурная достопримечательность Франции была грозной оборонительной крепостью.
Азе-лё-Ридо, история замка
Город Азей, основанный еще в эпоху Древнего Рима, превратился со временем в мощную каменную фортификацию, с которой дозорные могли наблюдать за бродом через Эндр. В XII веке замок принадлежал Ридо или Ридель д’Азей — барону, прославившемуся своей жестокостью и прозванному «отродьем дьявола». Генрих II Плантагенет захватил все его владения, которые затем были возвращены Филиппом-Августом сыну Ридо — Гуго, тюреннскому рыцарю, верному вассалу короля, который принимал участие в битве при Бувине. В начале XV века замок по-видимому принадлежал герцогу Бургундскому.
Во время столетней войны, после англо-бургундского договора 1418 года, дофин Франции – будущий король Карл VII, оставив Париж, был вынужден найти пристанище в замках Луары. Однако гарнизон Азе-ле-Ридо находился в союзе с Бургундией, и когда дофин прибыл под его стены, он был встречен насмешками защитников крепости.
Разозлённый Дофин приказал осадить замок и после его захвата повесил всех уцелевших солдат гарнизона, а окрестные деревни и сам замок были преданы огню. С этого момента из-за своих руин город получил название Азей-ле-Брюле (сожженный).
Сто лет спустя, когда замок всё ещё называли «Азей-сожженный», его приобрёл Мартин Бертело – интендант Финансовой Палаты королей Людовика XI и Карла VIII. Несмотря на то, что столетняя война окончилась, страну продолжали потрясать разного рода чрезвычайные события, эпидемии и продолжительные войны с Италией. Однако, короли и дворянство, возвращаясь из очередной итальянской компании, были полны потрясающих впечатлений от изумительного нового итальянского искусства. Итальянское влияние, сказавшееся на архитектуре замка Амбуаз и выразившееся в переделках замка Блуа, вскоре стало распространяться на родовые замки аристократии и особняки богатых буржуа.
Параллельно в поведении высшего французского общества на первые роли выходят индивидуализм и рьяное стремление к личному успеху. Эти два фактора оказали влияние и на изменение архитектурных пейзажей Франции, и в частности облика шато Азе-ле-Ридо. В 1515 году после смерти Мартина Бертело, его сын, будучи правителем Тура, вступил во владение замком.
В 1518 году он провёл масштабные архитектурные работы, выстроив на месте старой крепости, два крупных здания, а также скупил прилегающие окрестные земли. Вскоре после этого он занял должность главы Палаты счетов, и стал одним из богатейших людей Франции.
Жиль Бертело и его супруга, были полностью увлечены стремлением построить изящный современный замок, который полностью бы соответствовал их социальному положению. Фундамент и старая башня были сохранены, чтобы сохранить свидетельства исторического прошлого Азей-ле-Ридо. Оборонительные возможности, были улучшены путём расположения площадок для тяжелой артиллерии вдоль нижней линии замка, и сооружении линий бойниц под крышей для размещения стрелков.
В тоже время остальные здания замка должны были служить для торжественных приёмов королей и других важных особ. Для этих целей были сооружены большой банкетный зал, роскошные апартаменты для знатных гостей, часовня для религиозных обрядов, большая кухня с подсобными помещениями, а также величественная спальня владельцев замка. Бертело считал, что создание величественного имиджа замка начинается уже с парадной лестницы, поэтому чертежи замка, были исправлены с учётом размещения вместо стандартной спиральной лестницы, первой прямой парадной лестницы, по итальянскому дизайну.
Жиль Бертело по роду службы, иногда был вынужден отсутствовать в своём имении. Он продолжал оплачивать счета, а за строительными работами и превращением его дома во всё более грациозный и элегантный замок, наблюдала его жена. И так продолжалось около десяти с лишним лет. К сожалению, для Бертело, король Франциск I относился с антипатией к слишком влиятельным и богатым представителям буржуазии. К тому же он постоянно нуждался в пополнении казны, для удовлетворения своих политических амбиций. По его указанию был сформирован специальный комитет для расследования финансовой деятельности таких людей, стоявших у него на пути. Комитет довольно легко обнаружил факты хищения денежных средств, и Жиль Бертело оказался вовлечённым в опасный финансовый скандал.
Он мудро решил прекратить дальнейшие строительные работы, но это не помогло отвести от него подозрения. После арестов и казней многих буржуа, он неизбежно ожидал своей очереди. Отстранённому от должности и приговорённому к смерти, ему всё же удалось бежать в Мец в 1528 , и спустя два года он умирает, так и не завершив грандиозного дела своей жизни. В 1535 году королевским указом, его активы, в том числе и замок, были арестованы и затем конфискованы у его супруги.
Впоследствии король предложит замок капитану своих лучников Антуану Раффину, как знак своей признательности за его верное служение. Новые владельцы переехали в Азей-ле-Ридо только в 1547 году. В последующие два с лишним столетия в замке сменяется несколько хозяев, и лишь пару раз его удостаивают своим посещением короли Франции.
В 1791 году замок приобретает маркиз Шарль де Бъенкур. Он был одним из экспертов внедрения новых рационализаций в сельском хозяйстве, поэтому, прежде всего, занялся усовершенствованием построек, используемых для усадебного хозяйства. В 1825 году его сын Арманд Франсуа начинает полную реконструкцию всего замка. Постепенно из его внешнего облика исчезают последние элементы архитектуры раннего средневековья.
В 1845 году была демонтирована последняя башня, оставшееся от старой крепости, что позволило построить две другие башни по углам фасада. Таким образом, замку придали единое стилистическое оформление. Библиотека и другие жилые помещения, были декорированы в стиле нео-ренессанса. Вокруг замка заложили большой парк, а южную и западную стороны выровняли по границе водной поверхности, в которой как в зеркале отражаются замечательные виды этого красочного шато.
В 1871 году после поражения французской армии замок захватили прусские войска, реквизировав его у маркиза де Бьенкур; 19 февраля того же года принц Фридрих-Карл Прусский останавливался в замке со своим штабом. Рассказывают, что во время обеда, который подавали на кухне, огромная люстра, сорвавшись с замка свода, обрушилась на стол, чуть не убив принца. Фридрих-Карл посчитал это покушением на свою жизнь, и его офицерам стоило большого труда убедить его не сжигать замок в отместку. После отъезда принца и его офицеров замок вернулся к его законному владельцу.
В 1899 году последний маркиз де Бьенкур, попав в затруднительное финансовое положение, был вынужден продать мебель из замка и земли вокруг него. В 1905 государство выкупило опустошённый замок и прилегающие угодья. Новые восстановительные работы начались в 1907 году, и сегодня музей и исторические здания замка Азе-ле-Ридо, стали одним из популярнейших мемориальных мест долины Луары, являя собой ярчайший образец архитектурных и исторических памятников эпохи Ренессанса.
Замок Азе-лё-Ридо, архитектура и интерьер
Снаружи замок окружен угловыми выступающими башнями, связанными между собой в верхней части ложным дозорным поясом, выполняющим роль декоративного орнамента. Конструктивные особенности, традиционные для старинных родовых замков, гармонично сочетаются с декоративными элементами фасадов, явно тяготеющих к стилю итальянского Возрождения.
Изящные пилоны, увенчанные капителями, поддерживающими карнизы; люкарны с фронтонами, украшенными волютами и нимбами в виде раковин, а также симметрия всего ансамбля в целом обнаруживают влияние итальянской архитектуры. Это наглядно продемонстрировано в парадной лестнице, вход на которую через две соединенные вместе двери, над которыми выступают рельефы саламандры — эмблемы Франциска I, и горностая — эмблемы Клод де Франс.
Три верхних прямых марша лестницы прерываются площадками с парными итальянскими окнами-лоджиями, из которых открывается прекрасный вид на сады. Кессонированные каменные своды лестницы украшены арками со скульптурными изображениями (XIX а) королей и королев XV и XVI вв.
Внутри замка был оборудован Музей Ренессанса, в котором хранятся мебель, гобелены, предметы быта и картины. Здесь следует обратить внимание на кровать под балдахином, принадлежавшую маршалу Пьеру Филле де ла Барру, погибшему во время осады Ниццы в 1705 году. Эта кровать под шелковым покрывалом, расшитым яркими цветочными узорами, установлена в Голубой спальне, а в Красной спальне находится другая кровать под балдахином из штофного полотна. Эта кровать находилась ранее в замке Эффиат.
Среди ренессансной мебели, украшавшей залы замка, следует упомянуть ларь из покоев Франциска I, декорированный колонками, медальонами, фантастическими животными.
В кухне также находится изящный ларь с двумя резными профилями на переднем плане. Здесь, кроме того, выставлены образцы сервантов, керамической и металлической посуды, решеток, щипцов, разделочных вилок, тазов, кувшинов…
В библиотеке замка представлены фотографии, схемы и чертежи, иллюстрирующие ход реставрации проделанной семьей Бьенкур в течении XIX века. С противоположной стороны от библиотеки посетители могут осмотреть зал отдыха. Его окна украшены цветным стеклом образца XVI-XVII веков, из которых открывается вид на реку и парк, заложенный Бьенкурами. Посетители могут полюбоваться здесь широкими полотнами и портретами королей, которые переносят вас в эпоху правления Валуа, когда нынешние здание замка ещё не было построено.
Пройдя через этот зал, посетители попадают в прихожую личных королевских покоев. Несколько портретных изображений на стенах, напоминают о королях, чьи имена тесно связаны с историей Азей-ле-Ридо: Франциска I, Генриха III и Людовика XIII. Бывшее королевское величие замка подчеркнуто красной и золотой обивкой стен. Далее расположена королевская спальня. Среди выставленной в ней мебели, большой интерес представляет шкаф из грушевого дерева, декорированный элементами из слоновой кости. Также здесь можно полюбоваться набором гобеленов времён регентства Людовика XIII.
На первом этаже расположен большой главный зал, использовавшийся для банкетов и торжественных приёмов. Пространство над огромным камином занимает лепное изображение саламандры, символа королевской власти Франциска I.
Стены зала украшают красочные гобелены XVI-XVII веков, под одним из которых находится личный богато отделанный ларец Франциска I.
Франция, карта расположения Азе-лё-Ридо