Авасима-дзиндзя, женский храм кукол

Святилище Авасима-дзиндзя расположено далеко от проторенных дорог на японском острове Хонсю в префектуре Вакаяма, недалеко от священной для каждого японского буддиста горы Коя-сан. Авасима-дзиндзя с давних пор является местом паломничества женщин, которые приходят туда, чтобы молиться о здоровье и плодородии, а также, чтобы оставить кукол, из которых выросли их дочери, поскольку верят, что кукла, от которой неправильно избавились, может вернуться, чтобы преследовать семью. Святилище получило большую известность благодаря огромной коллекции кукол.

Куклы играют огромная роль в японской культуре. Это не просто игрушки — они используются в ритуалах и церемониях очищения и молитвы, а также являются ценным подарком для всех, от новорожденного ребенка до дипломатических послов. Некоторые из них являются важными экспонатами коллекций, и их не просто ценят — они почти священны.

У японцев есть огромное количество суеверий, связанных с куклами. Многие считают их загадочными и пугающими, а также верят, что у кукол есть души и они могут влиять на жизни людей. В стране Восходящего Солнца во многих храмах и святилищах проводятся специальные ритуалы, в ходе которых люди избавляются от своих старых кукол и игрушек. Просто выкинуть их непозволительно — души кукол могут вернуться, чтобы преследовать бывших хозяев уже в виде призраков. Другой разновидностью ритуала является перенесение болезни на куклу и предание ее различным стихиям – воздуху, огню, воде.

Святилище Авасима-дзиндзя предназначено, в основном, для хина-нингё, кукол, которые дарят молодым девушкам на День девочек, который отмечается 3 марта и восходит к 1687 году. Это время, когда в японских семьях молятся за здоровье и счастье дочерей. Каждый год в этот день в Авасима-дзиндзя проводится фестиваль кукол под названием «Нагаси-бина», во время которого лодки, гружёные куклами хина-нингё, отправляют в океан. Когда суда раскачиваются на волнах, куклы падают за борт и тонут в океане. Считается, что таким образом владельцы игрушек избавляются от болезней и невезения, поэтому ритуал очень популярен.

Также интересно:  Священный Амаркантак, исток великой Нармады

Согласно некоторым историческим источникам, храм Авасима-дзиндзя был основан в 3 веке н.э. легендарной императрицей Дзинму. Возвращаясь из военной экспедиции в Корею, ее корабль попал в шторм и чуть было не утонул. Во время шторма она возносила молитвы духам-ками, чтобы те спасли ее корабль и в ходе молитвы бросила в море тростниковую циновку, так называемую «тома«.

Корабль пережил шторм и благополучно прибыл на Томогасима, остров, известный тогда, как Авасима, где Дзинму обнаружила святилище Суканахикона-но-Микото. В благодарность за свое спасение она пожертвовала святилищу все сокровища, которые у нее были на борту корабля после похода в Корею, так как дух-ками, которому было посвящено святилище, являлся божеством медицины, который специализировался на лечении женских недугов, а также помогал женщинам забеременеть.

В период Эдо (1603 – 1867) женщины начали совершать подношение белья этому божеству, надеясь, что оно излечит их от «болезни цветка и ивы» — (гинекологических заболеваний), а также других женских проблем со здоровьем. В это же время в стране часто можно было встретить бродячих монахов, перевозивших небольшие святыни-дзуси, содержащие куклы Авасима Мёдзин, завязанные в кусок ткани. Они предлагали приложиться к святыне в обмен на милостыню.

Коллекция Авасима-дзиндзя не ограничивается одними хина-нингё. Здесь находятся тысячи кукол и ещё большее количество скульптур, статуэток, резных фигурок и статуй. Здесь есть фигурки оборотней тануки, котов манэки-нэко, неваляшек дарума, лягушек, самурая Ёсицунэ, шичи-фукуцзинь (семи богов счастья) и многие другие изделия. Кроме кукол и нижнего белья в Авасима-дзиндзя совершаются ритуальные подношения расчесок или украшений для волос.

Япония, карта расположения Авасима-дзиндзя

Похожие статьи

Добавить комментарий