«Дом вечного огня»: Атешгях, древний храм огнепоклонников

Уникальная достопримечательность Азербайджана древний зороастрийский храм Атешгях считается одной из главных достопримечательностей Апшеронского полуострова. Территория, где стоит этот храм, известна тем, что из земли выходит природный газ, и при соприкосновении с кислородом происходит естественное возгорание. Древний зороастрийский храм расположен в 30 км от центра Баку, на окраине селения Сураханы. Название храма «Атешгях», в переводе означает «Дом огня», «Место огня».

Выходы горящего газа на поверхности Апшеронского полуострова сохранились в наше время и в небольшом поселке Мехеммеди на Апшеронском полуострове близ Баку, где находится гора Янардаг. Склон горы охвачен пламенем днем и ночью на протяжении многих лет. Здесь из верхних слоев почвы испаряется природный газ. Загораясь, он создает впечатление, что гора горит.

Храмовый комплекс Атешгях, история святилища

Самые ранние упоминания об огне бившем из под земли на Апшеронском полуострове встречаются у Приска Панийского (V в.), в арабских источниках VII-Х вв. Когда-то давно на этом месте было древнее капище зороастрийцев-огнепоклонников (III-IV вв. н.э.), называемое Семиямным капищем. Название было дано благодаря семи источникам огня, семи огненным «ямам».

Местное тюркское население, согласно летописям, называло его «Едди гёзлепир», что отражало, в принципе, похожую суть – «Семиглазное капище». Глазом считался выход огня. Там же выходили и теплые серные воды, в которых местные жителями принимали лечебные ванны.

После введения в Азербайджане ислама многие зороастрийцы были вынуждены уехать в Индию, где и продолжалась дальнейшая история религии Огня. Зороастрийские святилища приходили в упадок, хотя часть населения Закавказья довольно долго оставалась зороастрийцами и после введения ислама. Об этом можно прочитать у ал-Истахри, который в Х в. пишет, что недалеко от Баку живут огнепоклонники. Это подтверждается упоминанием провинции Багаван – «Области богов» (т.е. огнепоклонников) у Моисея Каланкатуйского, а также археологическими данными.

Также интересно:  Великий Новгород, культурный центр Средневековья

Прошли столетия, прежде чем в Средние века торговля и Шелковый путь не связали купцов-индуистов из пенджабского Кангара с заброшенным зороастрийским комплексом в Сураханы, и с ХVI в. индусы потянулись сюда на паломничество.

Как сообщает немецкий путешественник Кемпфер, побывавший здесь в 1683 г., с середины ХVII в. индусы начинают основывать здесь постоянные поселения. Наиболее ранняя постройка при храме – конюшня – относится к 1713 г. В течение XVIII в. вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай.

Летописи утверждают, что монастырь был построен индийскими купцами – сикхами и шиваитами – для своих монахов. Большинство монахов было выходцами из северных областей Индии – большей частью из Мултана, а так же из Лахора, Тенессерима, Качбуди и т.д. Говорили монахи на индустани. Кстати, монастырь в те времена назывался не Атешгях (так его продолжало называть лишь местное население), а Шридалаваджи.

Храм Атешгях, достопримечательности и архитектура

В плане Атешгях представляет собой пятиугольное сооружение с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре двора – четырехугольный главный алтарь, внутри которого неугасимый огонь, которому были не страшны свирепые апшеронские ветра.

Центральный алтарь, выстроенный в персидской архитектурной планировке в виде чахар-тага – четырех арок, обращенных к четырем сторонам света, сочетает в себе и атрибуты индуистской религии, среди которых можно выделить трезубец (тришул) и надпись на санскрите. Алтарь был восстановлен, как гласит его украшенная изображением свастики надпись, на средства купца Канчанагара в 1810 г.

В силу того, что Атешгях строился жителями окрестных поселений, его внешний вид сочетает в себе черты местных архитектурных традиций и элементы древних алтарей священного огня. Над высоким входным порталом – традиционная на Апшероне гостевая комната – балахана. Происхождение этого термина – из древнего фарси, где «бала» имело значение «высокое». Таким образом «балахана» означает «высокое место», и это вполне в зороастрийских традициях.

Также интересно:  Храм Солнца: Черная Пагода Конарака

Недалеко от храма расположена большая погребальная яма, где раньше на священном огне кремировали тела верующих индусов. Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Некоторые из них лежали нагишом на негашеной извести, другие вешали на себя тяжелые цепи весом 25 кг и более.

В храме сейчас функционирует небольшой музей, где воссозданы сцены из жизни обитателей храма и его гостей.

В начале XIX в. храм имел уже тот вид, в котором он дошел до наших дней– он состоял из центрального алтаря, балаханы и 26 келий. На кельях – вырезанные в камне надписи, выполненные шрифтами индийского письма нагрик, деванагари и гурмуки. Из них явствует, что индусами Атешгях использовался как храм индуистской богини огня Джваладжи. На одной из плит также обнаружили сикхскую надпись на языке панджаби.

Согласно сведениям де Шардена, храм огня в Сураханы в 60-х гг. XVII в. посещался и зороастрийцами. Это подтверждает персидская надпись почерком насх над стрельчатой аркой входного проема одной из келий, где говорится о визите зороастрийца из Исфахана.

Атешгях интересовал многих выдающихся личностей, посещавших Апшерон. Среди них можно выделить русского царя Александра II, ориенталистов Дорна, Березина, писателя А.Дюма-отца, химика Менделеева, художников Верещагина и Иванова, французского путешественника Виланда, английского путешественника А.Джексона и др.

К середине XIX в. огонь в Атешгяхе постепенно угасал – виной тому многочисленные землетрясения, а также активные нефтеразработки и построенный в 1853 г. рядом с комплексом нефтеперерабатывающий завод. Однако монахи думали иначе: они видели в этом кару богов за недостаточное смирение плоти и недобросовестные молитвы. И постепенно уезжали – к 70-м гг. XIX в. в Атешгяхе остался лишь один монах, да и тот вернулся на родину предков в 1883 г. Атешгях пришел в запустение.

Также интересно:  Психоделический пейзаж пещеры Тростниковой Флейты

Атешгях начали реставрировать в 30-е гг., основная часть реставрационных работ была проведена в 60-е. В итоге в 1975 г. Атешгях был открыт для посещения как культурный и туристический объект. В XXI в. Атешгях получил статус историко-культурного заповедника.

Азербайджан, карта расположения храма Атешгях

Похожие статьи

Добавить комментарий