Мы уже рассказывали о таких величественных образцах искусства фортификации, как «золотой город» Джайсалмер, «великая индийская стена» и форт Кумбалгарх, крепости Мехрангарх, городе призраков Бхангар, фортах Читторгарх и Джунагарх, мрачный Рантхамбор и зловещий Девагири, а также о морских крепостях Синхудург и Джанджира, Красном форте Дели и форте Агры, представляющими собой уникальные и бессмертные достопримечательности Индии. Сегодня расскажем о форте Амбер. Форт Амбер расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастанского форта, стоит на плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (крепость Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру.
Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.
История и архитектура форта Амбер
Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I — командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха — Джай Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастан в Средние века.
Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта — природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.
Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.
Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание — прасада, рядом с ней — одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады.
Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая — служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая — один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.
Достопримечательности форта Амбер
Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре — Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам — Джай Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями, предназначенными, скорее, для всадников на конях, чем для пешеходов.
За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. После Ворот Солнца следуют Чандра Пол (Ворота Луны), которые ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к храму Джагат Широмани (Сокровище Мира) — храму с огромным залом для молитв.
Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые — из красного песчаника.
Примечательно, что капители колонн сделаны в форме голов слонов, их воздетые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.
Путь в личные апартаменты дворца проходит через изумительные по красоте отделки ворота — Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу).
На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир — его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.
За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом.
Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.
Дворец Джай Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джай Нивасе расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), а также диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками.
При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).
Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.
Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов. Раджпутский стиль (от «радж» -«князь», «пут» -«сын») сформировался в Раджастане во время правления раджпутов — княжеских семей. Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.
На самом верху Джай Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары — заседания двора. Расположенная недалеко от Джай Нивас занана — настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.
Изящные балкончики, тонкие колонны и каменные решетки, многочисленные арки и беседки по углам крыш, многочисленные украшения форта Амбер производят впечатление настоящего восточного рая, созданного для тихих наслаждений красотой и покоем.
В помещениях форта Амбер царила прохлада и полумрак по контрасту с залитыми лучами солнца открытыми дворами. Возможно, по европейским меркам покои производят несколько угрюмое впечатление. Но только так можно было спастись от безжалостного, палящего большую часть года солнца.
С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца (они тоже использовались для прогулок) открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен. А далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.
Изначально крепость, известная сейчас под названием «Форт Амбер», была лишь дворцовым комплексом, придатком военной крепости, известной сейчас как «Форт Джайгарх». Джайгарх и Амбер были соединены защищенными стенами-переходами и подземными тоннелями… Между Амбером и Джайгархом лежит целый квартал древних домов и строений, лишь малая часть из которых обитаема. Остальные представляют собой живописные руины, разбросанные по склонам холма…
Если вы приехали в Джайпур не на один день, то смело можете посвятить пару дней на пешеходное обследование старых стен и башенок соседних скалистых гряд. Виды, которые вам откроются оттуда будут на 100% уникальными, которые не будут доступны ни одному «организованному» туристу. Среди культурных и природных объектов, представляющих собой достопримечательности Индии, также можно отметить грандиозные подземные сооружения — баоли, такие, как Рани-ки-Вав и Чанд Баори, пещерные храмы Эллоры и Аджанты, тибетские монастыри Фугтал Гомпа и Ки Гомпа, священный город Варанаси, храмы Кхаджурахо, Минакши Амман, храмы бога Сурьи в Конараке и Модхере.
Форт Амбер на карте
Также интересно
- Пагода Линь Фуок: Небесный храм и адское подземелье;
- Рани-ки-Вав, подземное чудо Гуджарата;
- Фугтал Гомпа, сотовый монастырь в скалах Ладакха;
- Сюанькун-сы: Висячий монастырь священной горы;
- Мацумото, самурайский замок Черного Ворона.