В южноиндийском штате Андхра Прадеш, в местечке Ахобилам (Аховалам), известном центре паломничества в Южной Индии и одном из 108 дивья-дешам (обязательных мест посещения для последователей вайшнавизма), на живописных склонах Восточных Гхатов расположился самый знаменитый храмовый комплекс «человека-льва» Нарасимха — четвертого аватара Вишну. Святилище, где по преданию явилось божество, находится на большой высоте в горах, в тропическом лесу Налламала в чрезвычайно труднодоступном месте, недалеко от города Аллагадда округа Курнул и в 40 км от Нандьяла. Эта уникальная религиозная и культурная достопримечательность Индии называется Шри Лакшми Нарасимха Свами (Sree Laxmi Narasimha Swamy) и отличается тем, что состоит из целого комплекса святынь, где почитаются разные ипостаси Нарасимха.
Нарасимха, гневная ипостась Вишну
Нарасимха — в вайшнавизме «человек-лев», полу-антропоморфная аватара Вишну, ужасающая, свирепая и отражающая демоноборческие мотивы его образа. В индуизме же Нарасимха рассматривается как олицетворение божественного гнева. По преданию в Сатья-югу Вишну как человек-лев воплотился на Земле для восстановления закона дхармы, когда было необходимо устранить угрозу миру. Своё имя получил от того, что человеческое тело аватара венчала львиная голова («нара» — человек, «симха» — лев).
В образе Нарасимхи Вишну избавляет Землю от тирании демона-асура Хираньякашьяпу, который за свою аскезу получил от Брахмы «условное бессмертие» — дар неуязвимости. Хираньякашьяпа не мог быть убит ни человеком, ни животным, ни оружием, ни голыми руками, ни днём, ни ночью, ни внутри дома, ни вне его. Благодаря своему дару Хираньякашьяпа захватил власть над тремя мирами, подчинил себе богов и поселился во дворце бога Индры на небе.
Хираньякашьяпа жестоко преследовал своего сына Прахладу, который с малых лет был почитателем Вишну. Последний, приняв облик человека-льва, явился на помощь своему приверженцу. В сумерках, стоя на пороге своего дворца, Хираньякашьяпа в споре с Прахладой утверждал, что Вишну не вездесущ, поскольку его нет в ближайшей колонне. Он презрительно ударил по ней своей булавой, после чего из расколовшейся колонны чудесным образом вышел человек-лев.
Нарасимха разорвал когтями демона на части и вырвал тому сердце, тем самым положив конец правлению Хираньякашьяпы, восстановив мир и дхарму на Земле. После молитв Прахлады Нарасимха исчез, оставив сына Хираньякашьяпы во главе асуров.
Индуисты верят, что Бог с головой льва — это идеальное существо, воплощающее в себе добродетели физического мира. Нарасимхе часто поклоняются кшатрии (цари, воины). Мантрам Нарасимхи приписывается свойство оберегать от зла, изгонять врагов, приносить победу в борьбе за правое дело. С VI по XII века, в Центральной и Южной Индии появились храмы, полностью посвящённые Нарасимхе.
Великолепные образы Нарасимхи сохранились в пещерных храмах Бадами (Карнатака), созданные правителями Чалукья в VI веке, и в храмах Канчипурама (Тамилнад) VIII—IX веков, в храмах Халебида и Вирупакши в местечке Паттадакал, в храме Кайлаша (пещеры № 10, 15 и 16) Эллоры, в храме богини Дурги в Айхоле, в храме Лакшмана в Кхаджурахо, в храме Джаганнатха в Пури. Однако самой культовой статуей Нарасимхи в Южной Индии признано изваяние Угра-Нарасимхи, или Лакшми-Нарасимхи, в Хампи, воздвигнутое в 1528 году во время правления Кришнадевараджа из династии Виджаянагара. Самыми же известными местами поклонения божеству выступают три храма — Ахобилам, Симхачалам и Мангалагири, из которых главным является Ахобилам.
Ахобилам, храмовый комплекс человека-льва
Согласно местной пуране (стахалапурана Ахобилам), в месте, где Нарасимха растерзал демона Хираньякашьяпу и благословил Прахладу, на лесных холмах расположено девять храмов в честь Нарасимхи. В каждом из них установлена определённая форма божества. Вся территория делится на две части: Эгува Ахобилам (верхний Ахобилам) с шестью святынями и Дигува Ахобилам (нижний Ахобилам) с тремя святынями. Пять храмов соединены между собой дорогой, в то время как остальные находятся в труднодоступных местах и к ним необходимо добираться горными тропами.
В храме Ахобила Нарасимха (Ahobila Narasimha), самом древнем из девяти, Нарасимха представлен в своём гневном аспекте, называемом «Угра Нарасимха» (Ugra Narasimha). Он почитается как основное божеством храма, а его мурти (святыня) считается «сваямбху» — нерукотворным, то есть самопроявленным. Почти все постройки относятся к 8 веку, но были перестроены в 15 веке. Храм Ахобила Нарасимха является единственным храмовым комплексом в верхнем Ахобиламе, где проводится полное ежедневное богослужение.
В нескольких милях от храма Ахобила Нарасимха в горе расположена расселина, которая делит её на две части. Местность получила название «угра-стамбхам». Стамбха переводится как «колонна, связывающая небеса и землю», и её почитание широко распространено в индуизме. Считается, что Нарасимха возник из когда-то находившейся здесь дворцовой колонны. Сегодня угра-стамбхам является популярным местом паломничества.
В нижнем Ахобиламе главным местом является храм Прахлады у подножья — Прахладаварада Нарасимха (Prahladavarada Narasimha), наверху горы центральным местом поклонения является храм Ахобалешвар (Ahobaleshwar Narasimha). Ахобалешвару часто приписывают статус места, где разворачивались события жизни четвертого аватара Вишну. К нему ведет лестница, состоящая из 450 ступеней. Дорога к храму (в обе стороны) занимает порядка 3 часов. Рядом с этим храмом есть ракта-кунд — озеро с красной водой. Легенда гласит, что здесь Нарасимха омыл свои лапы после убийства отца Прахлады и с тех пор, воды помнят это событие.
Местные верят в особое происхождение святынь Ахобилама. Рассказывают, что холм Гарудадари (другие название Гарудасайлам, Гарудачалам), вокруг которого сконцентрированы обители Бога, стал священным по воле Гаруды (ваханы (средства передвижения) Вишну). Гаруда хотел поклоняться Нарасимхе во всех его проявлениях. Чтобы выполнить желание своего преданного, аватар Вишну с головой льва поселился в лесах Ахобилама, раскинувшихся вокруг этого холма.
Местное предание гласит, что Нарасимха женился на девушке из племени ченчу. Как следствие, местное население почитает человека-льва своим зятем, как и жители Андхра-Прадеша в целом. В храмах Ахобилама сложилась своеобразные ритуалы, среди которых — подарки Нарасимхе от представителей ченчу и паломников в виде новой одежды на ежегодном фестивале в Ахобиламе. Местная община совершает «кальянотсава» (бракосочетание) Нарасимхи и Ченчиты во время ежегодного праздника «брахмотсавам», в ходе которого встречаются местные и классические традиции.
Другим характерным ритуалом является праздник охоты. Он включает в себя торжественный вынос божества из храма и шествие по 32 деревням, которое может длиться до сорока дней. Праздник, во время которого Нарасимха «охотится», начинается на следующий день после макара-санкранти — праздника урожая, отмечаемого в январе. В каждой деревне Нарасимхе предлагается остановиться в мандапе в форме открытого колонного зала и отведать найведью, то есть специально приготовленную для божества пищу. Праздник собирает всех жителей деревни и окрестностей. Ежегодное путешествие Нарасимхи по Андхра-Прадешу приближает божественный образ к населению, делая его менее храмовым и более «народным» божеством.
Наибольшие празднества в Ахобиламе устраиваются во время Нарасимха Джаянти — Дня рождения Нарасимха. Он отмечается в мае-июне (дата плавающая). Праздник выпадает на Чатурдаши (14 лунные сутки) Шукла Пакши (растущей Луны) месяца Вайшакха индийского календаря. Во время празднований проводятся торжественные пуджи, храмовые Божества обильно украшаются цветами и вывозятся на огромных, праздничных колесницах в рамках праздничной процессии, путешествуя по местности в сопровождении поющих и танцующих поклонников.