Абидос: Храмы богов загробного мира

Дворцы, храмы и некрополи древнеегипетского города Абидос находятся на левом берегу Нила, в 5 км от русла, около деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна, неподалеку от города Эль-Бальяна. Абидос в прошлом — центр царства, затем — религиозный центр, а потом в течение тысяч лет — заброшенные развалины.

Архитектура Абидоса отличается весьма своеобразными постройками — тяжеловесными и мрачными, что вполне объяснимо, если знать, что храмы здешние посвящены богам загробного мира — сначала Хентиаменти, за ним Осирису, и находятся они в окружении необъятного некрополя. Считалось, что где-то в Абидосе находится голова самого бога мертвых. От названия города получила название Абидосская триада египетских богов: Осирис, Исида и Гор.

Абидос, история древнего города

Древнейшие находки, сделанные археологами, относятся к Нагада — додинастической культуре Верхнего и Среднего Египта и датируются 4 тыс. до н. э. — началом бронзового века.

Следующий этап истории напрямую связан с постепенно сформировавшимся культом бога Хентиаменти. Основание храма Хентиаменти относится к периоду Раннего царства (3120-2649 гг. до н. э.). Именно Абидос, где находились некрополь и святилище бога с головой шакала, охранявшего вход в Дуат — загробный мир, избрали первые египетские фараоны местом погребения. Впервые имя Хентиаменти появилось на печатях некрополей фараонов I династии Дена и Каа. Также в ранний период храма поддерживался культ Упуата (Открывающего Пути) — бога в образе волка, сопровождавшегося усопшего в Дуат.

При фараонах II династии (около 2847 — 2622 г. до н. э.) Абидос — уже один из центров Древнего Египта наряду с официальной столицей — Танисом. При II! династии (около 2686 — 2575 г. до н. э.) столица перенесена в Мемфис, Абидос же остался религиозным центром.

В эпоху Древнего царства (III-VI династии) храм процветал. При фараоне VI династии Пепи I (2310-2260 гг. до н.э.) его перестроили. В эпоху Первого переходного периода (середина XXIII — середина XXI в. до н. э., VII—X династии) храм переходил из рук в руки во время борьбы за власть между городом Гераклеополь и Фиванским царством.

В конце 3 тыс. до н. э., когда начали поклоняться Осирису — новому владыке загробного мира, святилище перешло к нему. Осирис — бог возрождения, владыка загробного мира и судья душ усопших, обучивший людей земледелию, садоводству и виноделию. Согласно древнеегипетской мифологии, убит в Абидосе и расчленен братом — богом Сетом, жаждавшим занять его место. Части тела Осириса рассыпались по разным местам. Исида, супруга Осириса, сделала так, что Осирис ожил. На землю он возвращаться не пожелал, оставшись царем мертвых, а править живыми оставил сына Гора. По преданию, голова Осириса находилась именно в абидосском погребении бога, чем и вызвано поклонение этому месту.

Легенда об Осирисе обещала вечную жизнь всем, включая и простых смертных. Понятно желание многих древних египтян быть похороненными именно здесь. В случае, когда перевезти останки покойного не представлялось возможным, в Абидосе строилась символическая гробница (кенотаф). Сохранились многочисленные кенотафы тех, кто хотел быть похороненным поблизости, но почему-то не получилось. Если средств на кенотаф не оказывалось, родственники ограничивались сооружением поминальной колонны или же путь покойника в Абидос изображался в виде фрески на стене одного из храмов. С эпохи XI династии (ХХII-ХХ вв. до н. э.) начинается сооружение поминальных памятников чиновниками из разных частей Египта. Они не являлись гробницами, но обеспечивали воздвигшим участие в церемониях культа Осириса.

Так Абидос стал центром культа Осириса. При фараонах XIX династии Сети I и его сыне Рамсесе II построены два храма, посвященные Осирису и другим богам, а также кенотаф самого Сети I. Начиная с эпохи Среднего царства — при обязательном присутствии фараона — тут регулярно проводились празднества и торжественные церемонии в честь бога. Быть погребенным рядом с могилой Осириса почиталось за великую честь. Существовал обряд посещения могилы Осириса: саркофаг с телом усопшего ставили на ладью (напоминание о священной ладье Осириса из папируса) и доставляли по Нилу. Стены погребений сплошь покрыты заупокойными надписями, оставленными паломниками в надежде, что скончавшийся заступится за них перед Осирисом.

Последняя — и единственная в Абидосе — пирамида (ступенчатая Синки) сооружена по повелению Яхмоса I (1550-1525 гг. до н. э.). В дальнейшем храмы постепенно приходят в упадок. Древнегреческий историк и географ Страбон (64/63 гг. до н. э. — около 23/24 гг.), восхищавшийся кенотафом и храмом Сети I, описывал Абидос, прежде равный Фивам, как запущенную деревню.

Никакого определенного плана застройки Абидоса не было. Дома горожан к нашему времени полностью исчезли, об их внешнем виде и планировке города можно только догадываться. Сами же храмы воздвигали там, где оставалось свободное место. В древности существовал канал, по которому между Нилом и храмовым комплексом ходили большие папирусные суда и плоты с каменными блоками и заготовками для колонн.

Абидос, достопримечательности и архитектура

В темноте галереи храма Сети I таится Абидосский список — перечень царей, нанесенный иероглифами на стену тридцать три века назад.

Археологические находки, сделанные в Абидосе, имеют всемирно-историческое значение. В 1818 г. англичанин Уильям Бэнкс нашел иероглифический Абидосский список, содержащий имена  76  фараонов  —  предшественников Рамсеса II. В 1835 г. бесценная реликвия куплена Британским музеем и сегодня представлена в его экспозиции. В 1864 г. археологи обнаружили в храме Сети I еще один Абидосский список, дополнивший предыдущую находку. Так как первый список имел дефект в верхней части, то благодаря второму стало возможным восстановить недостающие имена фараонов.

Второй список помог составить полную хронологию династий Древнего Египта. Французский ученый Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832 гг.), до этого разгадавший тайну языка иероглифов, использовал Абидосский список, чтобы подтвердить правдивость истории Древнего Египта в изложении жреца Манетона. Список оказал неоценимую помощь немецкому археологу Карлу Рихарду Лепсиусу (1810-1884 гг.) — основателю современной систематической египтологии.

В настоящее время руины представлены тремя группами. Северная — разрушенный храм Осириса-Хунте-Иментиу и большой некрополь к востоку и югу от него.

Центральная — небольшой храм, некрополь гробницы додинастических правителей и кенотафы фараонов I-II династий. Среди них — захоронение фараона I династии Джера (около 2870-2823 гг.), которую в эпоху Нового царства, со времен Аменхотепа III, почитали, как гробницу Осириса. К эпохе Древнего царства принадлежат гробницы Уни, вельможи времен Тети, Пепи I и Меренра со знаменитыми биографическими надписями, найденными французским египтологом Франсуа Мариетом (1821 -1881 гг.) и хранящимися в Каирском музее.

Восточная группа — сооружения времен XIX династии, среди которых — знаменитые храмы Сети I и Рамсеса II. Вокруг разбросано еще несколько некрополей древнеегипетской знати, окружающих гробницы царей I и II династий: например, некрополь Умм-эль-Кааб в 1,5 км к западу от Абидоса.

Долгое время считалось, что эти гробницы с царскими стелами, печатями и погребальной утварью — подлинные усыпальницы фараонов. Оказалось, что в те времена существовал обычай сооружать для царя две гробницы: в священном городе Осириса Абидосе и в Саккаре, около Мемфиса, и в какой именно находилась мумия — неясно и по сей день.

Шедевр храмовых построек Египта — храм Сети I (Страбон называл его Мемнониумом), посвященный Осирису. Фараон Рамсес II приказал достроить его в память о скончавшемся отце.

Г-образный в плане храм сооружен целиком из белого мрамора. Сохранились остатки двух широких дворов за пилоном, двух гипостильных (колонных) залов. Один из них заканчивается семью святилищами: шесть посвящены богам Амону, Исиде, Ра-Хорахти, Осирису, Гору и Птаху, седьмое — приравненному к ним фараону Сети I.

Один из двух выходов из зала ведет в галерею с Абидосским списком: высеченным на стенах перечнем имен фараонов — предшественников Сети I — в порядке их правления.

В росписи стен и барельефах на колоннах и стенах Сети I предстает великим воином, ведущим войско на битву с хеттами, или в окружении богов. А на одном из барельефов Сети I с маленьким сыном Рамсесом.

Западнее — храм Рамсеса II, на внешних стенах которого изображена битва при Кадеше 1296 г. до н. э. Особняком стоит самый знаменитый абидосский кенотаф — Осирион Сети I: подземное сооружение, в которое вел кирпичный сводчатый проход. Сооружение задумано как символическая монументальная гробница Осириса.

Происхождение и возможность осуществления такого грандиозного строительного проекта, как Осирион, до настоящего времени остается для науки загадкой. Вес всего лишь одного гранитного блока, из которых собрано святилище, превышает 100 тонн. Такие же блоки были использованы при строительстве Великих Пирамид в Гизе и Сфинкса. В наши дни во всем мире не существует технического средства, которое могли бы поднять такой объем. В связи с этим исследование подземного храма, находящегося на глубине 17 м ниже уровня земли, не представляется возможным. Пробраться по подземному, залитому подземными водами туннелю Осириону археологам удалось всего на 300 м. Дальнейшие исследования в этой области приостановлены из-за отсутствия соответствующих технических средств – подъемников гранитных плит.

Группа иероглифов на арке храма Сети I вызывает большой интерес уфологов, усматривающих в них изображения вертолета, танка или подлодки, самолета или НЛО. Традиционное объяснение таинственной резьбы в храме Абидос – это коррозионные процессы, которые неизменно настигают любой памятник архитектуры с тысячелетней историей. Считается, что со временем произошло облупление камня, и оригинальные египетские иероглифы изменили свой первоначальный вид. Но тут же возникает закономерный вопрос: как может несколько рисунков на одной балке храма содержать несколько совершенно точных, с верными пропорциями изображений, в то время как другие остались неизменными?

Древнеегипетский храм Абидос послужил площадкой для снятия известного голливудского фильма «Звездные врата».

Египет, карта расположения Абидоса

Похожие статьи

Добавить комментарий