Деревянные церкви Карпат, культурное наследие Словакии

Удивительные шедевры деревянного зодчества можно встретить во многих странах. Многие из них благодаря своей уникальности и значимости были включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди этих великолепных образцов средневековой архитектуры и российский погост Кижи, и норвежские ставкирки, и румынские деревянные церкви Марамуреша, и деревянные церкви Малой Польши и украинских Карпат. Впечатляющие религиозные постройки из дерева разбросаны и по всему северу Словакии. Хотя в Прешовском крае сегодня можно найти десятки деревянных церквей, главными принято считать лишь восемь, которые попали в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Статус наиболее важных объектов культурного наследия распространился на две римско-католические, три протестантские и три греко-католические церкви в 2008 году. Решение саммита ЮНЕСКО о внесении выдающихся объектов словацкого деревянного зодчества в престижный список привлекло внимание к старым церквям. Историки подсчитали, что когда-то религиозных сооружений без единого гвоздя на территории Словакии было около 300, к сегодняшнему дню их сохранилось немногим более 50.

Отобранные храмы, возведенные между XVI и XVIII веками, находятся в разных селениях. Сооружения стилистически напоминают барочную архитектуру, но можно найти и отражение готических и ренессансных элементов. Такое слияние является ярким примером местной религиозной архитектуры.

Храмы были построены в основном в изолированных сообществах, сочетая в себе латинское и византийское влияния с использованием традиционных методов домашнего строительства. Интерьер резко контрастирует от одной церкви к другой, что легко объясняется различиями в религиозных традициях и обычаях. Горная местность словацких Карпат на протяжении веков обеспечивала сосуществование различных религий в относительно небольшом географическом районе.

Католическая церковь Святого Франциска Ассизского в Гервартове – одна из самых старых и наиболее хорошо сохранившихся деревянных церквей в Словакии. Здание было построено в готическом стиле. Для строительства использовались красная ель и тис, крыша здания перекрыта кровельной дранкой. Пол выложен каменными плитами, в отличие от большинства деревянных церквей, в которых пол деревянный.

Интерьер менялся несколько раз с поправкой на Реформацию и после возвращения в прихода в католицизм. Часть убранства восстановили и отреставрировали совсем недавно – всего 20 лет назад. Часть ценностей, в том числе оригинальный алтарь 1514 года, хранятся в Национальном музее Будапешта, куда они были перевезены во время Первой мировой войны.

Настенная роспись была добавлена в 1655 году во время периода реформации и изображает, помимо прочих, Адама и Еву в саду Эдема и битву святого Георгия со змеем. Главный алтарь Девы Марии, святой Екатерины Александрийской и святой Варвары был сооружён между 1460 и 1470 годами и реставрирован во второй половине XX века.

Католическая церковь Всех Святых в Тврдошине сохранилась только в перестроенном виде. Оригинальное здание датируется концом XV века, но в XVII веке здание было перестроено уже с влиянием эпохи Возрождения. В 1993 году ветхую церковь отремонтировали и восстановили. Реставраторы поработали очень качественно, за что получили премию Europa Nostra.

Главный алтарь в стиле барокко с изображениями святых был сооружён в конце XVII века. Также примечательны роспись на потолке, изображающая звёздный рай, и многие религиозные артефакты XVII века.

Протестантская Троицкая церковь в Кежмароке как и её католические аналоги не имеет точной датировки. Часть сохранившихся построек относят к концу XVII века. С первого взгляда даже не скажешь, что здание построено без применения каких-либо металлических материалов, а исключительно из дерева. Эта одна из немногих деревянных церквей, где присутствует орган и осталось большое количество оригинальных деталей. Даже скамейки сохранились с 1707 года, они разбиты на специальные места для женщин и мужчин.

Церковь в Кежмароке, с её наиболее впечатляющим интерьером, с её выдающейся настенной росписью и резьбой по дереву, считается самой красивой из пяти оставшихся артикулярных церквей в Словакии. Чтобы собрать деньги на сооружение церкви, кампании по сбору средств были проведены во многих местах Европы, включая, например, Швецию и Данию.

Архитектором этой церкви был Юрай Мюттерман из Попрада. При её ширине 30,31 м, длине 34,68 м и высоте 20,60 м и с шестью боковыми хорами эта церковь может вместить более 1500 человек, что является довольно высоким достижением для деревянной церкви.

Потолочная роспись была начата в 1717 году и длилась несколько десятилетий. На ней изображены голубой рай, 12 апостолов, 4 евангелиста и святая троица над алтарём. Ян Лерх из Кежмарка сделал алтарь между 1718 и 1727 годами с центральным мотивом Голгофы. Необычайным шедевром также является орган, построенный между 1717 и 1720 годами Вавринцем Чайковским, и доработанным в 1729 году мастером Мартином Корабинским из Спишской Новой Веси. После генеральной реставрации в 1990-х в церкви вновь регулярно проводятся службы.

Лютеранская деревянная церковь в Лештинах была построена под руководством Йоба Змешкала и закончена в 1688 году. Она сказочно вписана в природный ландшафт долины между горным массивом Хочске-Врхи и Оравским нагорьем.

Церковь перестраивалась на протяжении всего своего существования – звонницу закончили только в 1977 году. Роспись внутри вобрала себя не только религиозную традицию, но славянские орнаменты – в орнаментах преобладают славянские цветочные мотивы.

Ратифицированные в 1681 году законодательные нормы закрепили ряд ограничений на строительство протестантских храмов. В частности, в таких храмах запрещалось строить башни, использовать какие-либо металлические детали, как, например, гвозди, а сама церковь должны была быть построена в течение одного года.

Деревянная церковь с колокольней в Гронсеке исторически принадлежала протестантской общине. Здание храма в форме креста закончили строить в 1726 году. При возведении использовали породы местных деревьев – дуба и лиственницы. Купол церкви напоминает перевернутый корабль, а архитектурные решения имеют некоторое сходства с религиозными постройками в Норвегии и Финляндии, что породило слухи о скандинавском происхождении инженеров.

Уникально также расположение лавок на хорах таким образом, что церковь может впустить 1100 посетителей через свои 5 дверей. На алтаре находится 6 столов работы мастера Самуэля Кьяловича. 

Греко-католическая Церковь Святого Николая в Бодружале была построена в 1658 году. Храм является частью уникального городского комплекса. Он состоит из главного здания, колокольни, кладбища и деревянный забор с въездными воротами, которые покрыты конической крышей. На внешний вид церкви сильно повлияло наследие византийского религиозного искусства.

Храм состоит из трёх взаимосвязанных частей в форме квадратов вдоль восточно-западной оси и трёх башен с куполами и железными крестами, в наибольшей из которых находятся колокола. По стилю церковь принадлежит к народному барокко. Вокруг церкви находятся кладбище, стена и колокольня XIX века. С XVIII века сохранилась часть настенной росписи с иконостасом и несколькими другими иконами.

В 1990-х был реставрирован алтарь, а затем и всё здание в 2004-м. Два из трёх колоколов были переплавлены во время Первой мировой войны, и были заменены лишь во второй половине 1920-х. С 1968 года до середины 1990-х церковь была биритуальной, то есть в ней проводились как грекокатолические, так и православные службы. В настоящее время она принадлежит только Греко-Католической Церкви.

Греко-католическая Церковь Святого Архангела Михала в Ладомировой датируется 1742 годом. Иконостас два раза сильно пострадал в XX века: во время Второй мировой войны, а затем после крупного шторма в 1957. Архитектура храма носит отчетливый прикарпатский характер с заметным восточным влиянием.

Здание очень напоминает классические русские церкви, фрески и иконы тоже выполнены в канонической древнерусской стилистике. В целом храм имеет практически тот же вид, что и Бодружальская церковь, включая окружающие строения (стена, кладбище, колокольня). 

Церковь святого Николая в Руской Быстрой (район Собранце) принадлежит к греко-католическому направлению византийского обряда. Строительство было завершено в 1730 году во времена правления Карла VI.

Крыша церкви носит идеальную геометрическую форму, которая напоминает классический крестьянский дом. Интерьер с религиозными артефактами также датируется XVIII веком.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика