Замок Вартбург, мистический символ Германии

Замок Вартбург занимает особое место в немецкой истории. Это один из самых старых замков. Историки говорят, что он был основан в 1067 году. Расположенный на высоком холме в лесах Тюрингии, недалеко от города Айзенах, где родился Иоганн Себастьян Бах, замок Вартбург считался источником магических сил, повлиявших на историю Германии. Здесь впервые прозвучала идея объединения разрозненных земель в единое государство, а Гитлер проводил совещания  астрологов и ясновидцев. Одним из самых знаменитых постояльцев Вартбурга стал Мартин Лютер, приехавший сюда после того как церковь объявила его еретиком и приговорила к смертной казни. Лютер отрастил бороду и скрывался под защитой немецкого князя (1521—1522 гг). Как один из лучших памятников культурно-исторического наследия и символ немецкого единства, замок внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

Замок Вартбург, мифы и история

Старинная легенда рассказывает, как однажды тюрингский граф Людвиг Шпрингер (ум. в 1123 г.), охотившийся в горах Гарца, наткнулся на чрезвычайно живописное место: над лесистой долиной поднимался массивный скалистый утес, с вершины которого открывалась чудная панорама окрестных гор и ущелий. «Жди меня, гора! («Wart Berg!») – воскликнул молодой граф. – Скоро ты станешь моей крепостью!» Вернувшись домой, Людвиг II тут же повелел выстроить замок на вершине утеса. Но он находился на земле других владельцев, и тогда граф приказал ночью тайно принести на вершину скалы несколько тысяч корзин с землей из своего родового поместья Шауэнберг, после чего отверг все претензии, заявив, что его родословное древо произросло на родной почве…

Исторические хроники относят возникновение замка Вартбург к гораздо более ранним временам – впервые он упоминается в 1067 г. В 1-й пол. XII в. замок переходит в руки ландграфов Тюрингии, и с этого времени начинается его недолгий, но блестящий расцвет. В XII–XIII вв. первоначальные деревянные постройки были заменены каменными, вершину скалистой горы Вартберг, давшей название замку, увенчала мощная крепость, за стенами которой укрылся двухэтажный дворец тюрингских ландграфов (1190–1230). Около 1240 г. он вырос еще на один этаж, который почти полностью занял большой парадный зал, служивший местом пышных дворцовых церемоний и приемов. А они в те годы в Вартбурге были не редкостью: уже с конца XII в. резиденция ландграфов Тюрингии превратилась в один из крупнейших центров европейской культуры.

Наибольший расцвет замка пришелся на начало XIII века, во времена Людвига III Доброго и его брата Германа I. Здесь регулярно устраивались поэтические празднества и состязания, на которые съезжались трубадуры-миннезингеры со всей Германии. К этому времени относится и легенда о состязании шести миннезингеров. Легендарный конкурс лучших миннезингеров Германии объявил Герман, граф Тюрингии и Саксонии, в 1206 году. Проигравшего ждала смерть. В зале Певцов собралось шесть миннезингеров. Миннезингеры читали свои стихи перед ландграфом Германом I. Пятеро прославляли графа, но один трубадур решил посвятить стихи австрийскому герцогу. Графу это не понравилось и он засчитал трубадуру поражение. Спасла его вторая жена ландграфа Софья фон Виттельсбах, которая уговорила мужа дать певцу отсрочку на год.

По легенде, благодаря магической помощи адской собаки, певец бежал в Венгрию. Через год по совету венгерского мага Клингсора трубадур предсказал рождение великой принцессы Елизаветы. Предсказание через год исполнилось. В 1207 году у венгерского короля родилась девочка, которую назвали Елизаветой. Когда об этом узнал Герман I, то в 4-летнем возрасте забрал девочку к себе, в Вартбург.

Венгерской принцессе было всего четыре года, когда она приехала в замок Вартбург, чтобы обручиться с его владельцем — графом Людвигом III в 1211 году. В 14 лет она стала его женой, а всего спустя шесть лет, вдовой и матерью четверых детей. Елизавета посвятила свою короткую жизнь помощи бедным и была причислена к лику святых после смерти в свои 25 лет. Ей приписывались различные чудеса. Однажды, она шла по дороге с охапкой хлеба, чтобы раздать бедным, когда подъехал ее муж, не одобрявший благотворительной деятельности. Граф спросил, что у нее под платком. Когда Елизавета открыла его, вместо хлеба в руках оказался букет роз. В 1227 г. граф Людвиг умер во время крестового похода. Оставшись вдовой, Елизавета с четырьмя детьми была изгнана из Вартбурга и последние пять лет жизни провела в постах и молитвах. После смерти она была канонизирована как патронесса монашеского ордена францисканцев.

Постоянными гостями Вартбурга были крупнейшие и известнейшие поэты, чьи имена навеки запечатлены на страницах мировой литературы: Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Генрих фон Фельдеке и др. Вольфрам фон Эшенбах (1170–1220) создал в Вартбурге свои «Утренние песни», VI и VII части поэмы «Парцифаль». Со смертью в 1247 г. последнего из тюрингских ландграфов Генриха Распе Вартбург быстро утратил свое политическое и культурное значение и с 1264 г. перешел во владение мейсенских маркграфов Веттинов, а затем саксонских курфюрстов.

В начале XIV в. замок сильно пострадал во время междоусобных войн. В 1521–1522 гг. в течение 10 месяцев курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый прятал в замке самого значительного проповедника в истории Германии Мартина Лютера, который под вымышленным именем рыцаря Йорга укрывался здесь после императорского суда в Вормсе. Здесь, в борьбе с депрессией, несварением желудка и в спорах с дьяволом, он перевел Новый Завет на немецкий язык, который до сих пор является основой современной лютеранской Библии. Лютер впервые перевел Новый завет с оригинала, а не с латыни, при этом используя 18 диалектов немецкого языка, что позволило самым широким массам ознакомиться с переводом. В музее замка хранится книга с переводом Мартина Лютера.

Следует заметить, что именно хронические проблемы с желудком сделали Лютера знаковой фигурой в истории религии и послужили причиной возникновения идей Реформации христианской церкви. В доме Лютера в Виттенберге находилась каменная уборная, в которой родилась идея радикальной Реформации, идея о том, что христианство должно быть более «земным». В своё время Лютер сам говорил, будто находился «в клоаке», когда на него снизошла идея о том, что божественным следует считать не только душу, но и вообще всего человека. Лютер оставил тайный дневник своей битвы с несварением желудка, как одним из проявлений дьявольского искушения.

Гете провел в Вартбурге пять недель в 1777 году, исследуя ландшафт Тюрингского леса и сделав несколько набросков древнего замка. В 1815 году, после наполеоновских войн, Германия была разделена на отдельные части. Появилось движение буршеншафтов, которые выступали за объединение страны. 18 октября 1817 года 500 студентов Йенского университета приехали в Вартбург и призвали представителей 35 графств и княжеств к объединению. Студенты были одеты в трехцветные мундиры, впоследствии три этих цвета стали национальным флагом объединенной Германии.

Замок Вартбург, как и Вевельсбург, тесно связан с историей нацистской Германии. Гитлер был большим поклонником Вартбурга, считая его ауру магической. В атмосфере абсолютной секретности в марте 1938 года он провел здесь совещание двенадцати астрологов и ясновидцев Третьего рейха, обсуждавших будущее Германии. Но даже в этих древних стенах, не раз влиявших на судьбу государства, прорицатели не смогли сказать ничего утешительного. Трагичное предсказание стало последним для ясновидцев — все материалы и лица, причастные к этому совещанию, пропали навсегда.

Замок Вартбург, архитектура и достопримечательности

Замок Вартбург занимает площадку на вершине скалистого холма (размерами около 180 × 50 м), склоны которого круто обрываются вниз. Только с севера сюда ведет узкая тропа. Отсюда подступы к замку некогда защищал ров с деревянным подъемным мостом, вместо которого в 1178 г. был сооружен постоянный каменный. За ним высилась могучая надвратная башня, в своей основе сохранившаяся до наших дней. В ее толще проложен арочный проход, выводящий в узкий двор, игравший роль «каменного мешка» для осаждающих. С одной стороны высится крепостная стена, с другой – Рыцарский дом, впереди – дом фогта (коменданта замка). На его верхнем этаже сохранилась комната, где жил Мартин Лютер. В ней до сих пор сохранился огромный позвонок кита, служивший Лютеру подножием во время работы за письменным столом.

Хотя замок и выглядит старым, многие его строения сооружены в последние века, так как современный облик Вартбурга сложился после большой перестройки, осуществленной во 2-й пол. XIX в. по повелению герцога Карла-Александра Саксен-Веймарского. В результате большая часть средневековых фортификационных укреплений была разобрана, а уцелевшие фрагменты вошли в состав новых построек. Самые же старые части замка — это дворец и дальняя башня, на которую можно подняться и оглядеть двор.

20-метровая крепостная башня – одно из немногих сохранившихся в неприкосновенности средневековых сооружений Вартбурга. Проникнуть в нее можно было только с помощью приставной лестницы. Другая, главная башня замка, достигающая 34-метровой высоты, – результат реконструкции Вартбурга, проводившейся в середине XIX столетия под руководством архитектора Гуго фон Ритгена.

Величественный дворец ландграфов Тюрингии – сердце старого замка. Это крупнейший в Германии памятник позднего романского зодчества, он сочетает в своем облике пышность парадной резиденции с внушительностью замковой постройки. Суровость стен оживляют лишь ряды арочных оконных проемов. Колонны галереи первого этажа, обращенной во двор, украшают причудливые капители с резным растительным и звериным орнаментом. Нижнерейнские мастера, работавшие здесь на рубеже XII–XIII вв., дали волю своей фантазии, изобразив на капителях грифонов, яростно кусающих себя за спины.

Сегодня в Вартбурге открыт музей, где собрано множество предметов немецкого быта XII–XVII вв. У истоков создания этого музея стоял великий немецкий поэт И. Гёте, положивший начало его ныне обширной коллекции.

Структура залов замка не менялась со времен средневековья, но в 1900 году стены были украшены мозаикой, картинами и гобеленами. Внутреннее убранство замка поражает богато украшенными и даже роскошными, но в то же время очень уютными интерьерами. Интересны Рыцарский зал, часовня и комната Мартина Лютера. Комната Мартина Лютера расположена в одном из фахверковых зданий, где обстановка сохранилась с тех времен, когда там жил Лютер. Стены и пол оббиты грубыми досками, небольшие окна  выходят во внутренний двор. На стене когда-то было пятно, где, по легенде, Лютер бросил чернильницу в дьявола, но в комнате побывало так много желающих соскрести кусочек в качестве сувенира, что в настоящее время осталось только отверстие возле печи. Но на столе все еще лежит Библия над которой он работал (вместе с замечаниями, которые он нацарапал на полях).

Очаровательные сводчатые палаты будуара Елизаветы покрыты мелкими плитками из цветного стекла. Зал Ландграфов и зал Певцов украшены красивыми резными колоннами и фресками, изображающими историю замка.

Огромный Банкетный зал с декоративными арками впечатляет своими раз мерами. Здесь Франц Лист дирижировал симфоническим оркестром в 1867 году, при первом публичном исполнении своей «Легенды о св. Елизавете». Толчком к созданию этой грандиозной оратории послужили впечатления композитора от фресок Морица фон Швинда в Вартбурге. Зал и впоследствии неоднократно использовался для симфонических концертов; сегодня эту традицию продолжают ежегодные Вартбургские концерты — примечательное событие европейского музыкального сезона.

В Вартбурге собрано много других предметов старинного немецкого быта XII — XVII веков, исполненных на высоком художественном уровне, резные шкафы позднего средневековья различных типов, литые фигурные сосуды XII — XIII веков, инкрустированные музыкальные инструменты, напоминающие об атмосфере здешних поэтических ристалищ в XII — XIII веках, деревянные окованные сундуки с накладными петлями изощренного рисунка,образцы тканей и шпалер XII — XIV веков, а также  монеты и изделия из слоновой кости.

В замке прекрасная коллекция картин. Здесь хранятся полотна Кранаха Старшего, собранные за многие годы. Среди них портреты родителей Лютера (1527), герцога Георга Бородатого (1534), а так же картины «Мать и дитя» (1525), «Мадонна с гроздью винограда» (вторая треть XVI века). В коллекции Вартбурга хранятся также полотна других мастеров, современников Кранаха, в основном тюрингского происхождения.

Германия, карта расположения замка Вартбург

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика