Замки Луары, часть 7: Вилландри, сады эпохи Ренессанса

Удивительной красоты сады замка Вилландри, его роскошное внутреннее убранство и зачаровывающий внешний облик, ежегодно привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов со всего мира. Это вовсе неудивительно, практически каждый путешественник после посещения великолепной достопримечательности Франции замка Вилландри, делясь своими впечатлениями, говорит об удивительной, буквально волшебной атмосфере, которой пропитан каждый сантиметр замка и прилегающих к нему земель.

«Едва попадаешь на территорию замка Вилландри, кажется, будто бы ты переносишься на много столетий назад. Все вокруг говорит о роскоши, о прекрасном вкусе, о желании человека создать неповторимый интерьер, которому нет равных в мире», — примерно такие слова можно услышать от людей, уже успевших побывать в изящном замке Вилландри, удачно расположившемся на берегу самой длинной и красивой французской реки Луары, неподалеку от городка Тур.

Замок Вилландри, история возведения

История замка ведет свое начало с 1200-хх годов. В те далекие времена древнее строение, скорее, напоминало фортификационное сооружение, нежели замок и, конечно же, было «лакомым кусочком» для многих недоброжелателей. Однако, согласно историческим фактам, именно в стенах данной крепости произошла важнейшая встреча двух королей Франции и Англии. 4 июня 1189-го года между странами был подписан мирный договор в пользу французского короля Филиппа-Августа — «Голубиный мир» (Paix de Colombiers).

Это унизительное соглашение с Филиппом-Августом ознаменовало победу Капетингов над своими английскими вассалами и переход в их распоряжение множества территорий, в том числе, и Турени. Намёк на пернатых остался и в том, как до сих пор называют местных жителей: Colombiens.

Укрепленная крепость Вилландри на протяжении еще нескольких веков была, скорее всего, пристанищем для солдат, нежели изящным замком с большими комнатами и роскошным интерьером. Спустя несколько веков, замок перешёл в собственность государственному секретарю Франциска I Жану ле Бретону, которому было поручено следить за строительством замков Фонтенбло и Шамбор.

Изначально деревня и поместье носили общее имя «Colombiers» («Голубиные насесты»). Жан ле Бретон счёл это название слишком обобщённым, и поскольку он был на хорошем счету при дворе короля, ему позволили поменять не только название деревни и замка, а также и собственное титульное произношение. Так Жан ле Бретон вскоре стал именоваться «Монсеньор де Вилландри».

Жан ле Бретон, потомок выходцев из Шотландии, захотел построить для себя красивый замок, отличающийся от других средневековых крепостей. Наиболее древние постройки, за исключением донжона, были снесены, и в 1536 году началось строительство нового здания.

Большой мощенный П-образный двор, сформированный флигелями, открыт в сторону долины. Главный флигель и два перпендикулярных боковых с открытыми нижними аркадами следуют классическим принципам симметрии, однако на их структуру повлиял фундамент старого замка: боковые флигели имеют разную длину и не совсем параллельны.

Потомки Жана Ле Бретона были хозяевами замка Вилландри до 1754 года, до тех пор, пока он не перешел во владения маркиза де Кастеллана, королевского посла и выходца из знатной семьи Прованса. Маркиз переделал фасады в классическом стиле, надстроил главный павильон, модернизировал интерьеры и разбил новые сады. В XIX веке традиционный сад был разрушен, для того, чтобы создать парк вокруг замка в английском стиле (в стиле парка Монсо в Париже). В то же время на месте колоннад на первом этаже были возведены стены, чтобы обустроить кухни и новые коридоры.

Также интересно:  Трир, древнейший город Германии и "Северный Рим"

В начале XIX века замок принадлежал младшему брату Наполеона — принцу Жерому. Тогда замок обогатился, так как должен был соответствовать императорскому стилю. Впоследствии замок перешёл к семье Энгерло.

В 1906 году Вилландри купил испанец – доктор Иоахим Карвалло, видный ученый (предок нынешнего владельца). Он оставил свою научную карьеру, которой занимался вместе с профессором Шарлем Рише (Нобелевская премия по медицине в 1913 году), и полностью отдался реставрации замка Вилландри.

Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и воссоздал сады, выполненные в стиле эпохи Ренессанса, которые создавались при Жане Ле Бретоне. Иоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков, и инициатором открытия эти памятники архитектуры для широкой публики. Восстановительные работы не затронули южный фасад и внутренние залы замка, которые были переделаны маркизом де Кастелланом. В настоящее время замок принадлежит Анри Карвальо, правнуку Иоахима Карвальо.

Замок Вилландри, архитектура и интерьер

Два крыла замка представляют собой характерный образец архитектуры Возрождения; в их строительстве использованы элементы, характерные для замков XVI века: большие окна, отделанные пилястрами и капителями, фризы, слуховые окна с волютами и тимпанами. Фасад был выстроен с легкой асимметрией, которая заметна в рядах окон и ориентированности крыльев замка. С двух сторон двор окружили галереей аркад.

Внутри здания царит интерьер XVIII века. Все комнаты просто поражают богатством внутреннего убранства. Внутри замка можно осмотреть гостиные, жилые комнаты, лестницу, столовую и картинную галерею. Из каждой комнаты под различным углом зрения открывается вид либо на весь садовый ансамбль, либо на его части.

Во многих из них можно увидеть кресла и стулья XVIII века, выполненные из драгоценных пород дерева и обитые шелковой тканью, произведенной на знаменитой ткацкой фабрике в городе Тура, которая, кстати, и в наши дни по-прежнему функционирует. Восхищают своей красотой спальни, которых в замке довольно много и предназначались они как для гостей, так и для владельцев Вилландри и их детей.

Восстановлена комната принца Жерома, который, как известно из истории, был младшим братом Наполеона Бонапарта, и который на протяжении нескольких лет являлся владельцев Вилландри еще во времена существования Французской Империи. Красный цвет комнаты говорит сам за себя: мебель, выполненная из дорогих пород красного дерева; шторы в тон мебели; стены, драпированные красной тканью — все это подчеркивает принадлежность к величайшей, богатейшей и могущественнейшей Империи.

Невозможно не сказать о гостиных комнатах, а если быть точным, об их потолочной отделке. Прежде всего, хотелось бы отметить их куполообразную форму, однако «изюминка» заключается в уникальном узоре, выполненном из множества слоев древесины, каждый из которых в свою очередь покрыт золотом.

Всего в замке Вилландри четыре гостиных комнаты. Сегодня увидеть такой уникальный в своем роде потолок, можно всего лишь в одной из них. Остальные три потолочных узора находятся в качестве экспонатов в престижных музеях Европы.

На третьем этаже находятся две детские комнаты. Здесь есть витрина со старинными детскими игрушками, книгами и вышитыми одеждами, а также колыбель.

Конечно же, посетив с экскурсионной группой замок Вилландри, туристу предлагается уникальная возможность побывать в одной из башен замка. Прекрасный вид, который откроется каждому путешественнику на долину, останется в памяти на долгие годы. Разве можно еще с чем-либо сравнить красоту сразу двух параллельно протекающих рек Луары и Шер? К слову, не так давно данный пейзаж был занесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Также интересно:  Церкви Марамуреша, памятники деревянного зодчества Карпат

Сады замка Вилландри

Сады Вилландри сочетают две традиции: готическую – с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы которой представлены в монастырях или частных поместьях, и итальянскую, более декоративную и эстетическую с большим количеством стриженой зелени. В садах Вилландри высажено более тысячи лип, а общая длина живых изгородей составляет 52 км.

Замок Вилландри частично окружен каналом, а на его территории высажены сады, расположенные на трёх уровнях. Будучи послом Франциска I в Италии, Бретон познакомился с садами, изображёнными знаменитыми итальянскими художниками эпохи Возрождения. Они прекрасно гармонировали с архитектурными комплексами, у которых они были разбиты. Появившись во Франции, они способствовали исчезновению из садов каменных оград. Просторные аллеи были окаймлены цветущими клумбами, контуры которых вычерчивались изгородями из стриженого кустарника.

Гуляя по садам Вилландри, нельзя не восхититься творческой фантазией их создателей. Сады состоят из нескольких частей, оформленных каждая в своей стилистике и символике. Вот, например, как выглядит Сад-огород — самая классическая часть Вилландри, типичная для эпохи Возрождения (он занимает нижнюю террасу).

Огород состоит из квадратов одинакового размера с различным геометрическим рисунком. Квадраты засажены овощами разных цветов (синий лук-порей, красная капуста, зеленая ботва моркови и т.д.) — так что возникает впечатление разноцветной шахматной доски. Традиция такого сада-огорода восходит к Средним векам, когда монахи аббатств придавали грядкам геометрическую форму (чаще всего — форму креста). Розовые кусты и символизируют монахов, склонившихся над своими грядками.

Сады Вилландри являются ярким примером французского паркового искусства. Они располагаются на трёх уровнях, поднимающихся один над другим. Верхний уровень представляет собой водное зеркало. Серединная терраса размещена на одном уровне с залами первого этажа, в то время как нижняя терраса занята стилизованным огородом. Верхняя терраса засажена фруктовыми деревьями и испещрена вьющимися между ними дорожками.

Символически сад представляет собой продолжение гостиных замка. Для того чтобы его осмотреть целиком и понять всю истинную красоту и зашифрованный смысл, нужно подняться на возвышенность. Четыре ближайших к зданию квадрата выполнены из кустарника, стриженного в виде фигур–аллегорий любви.

В XVI веке новая традиция, пришедшая из Италии, принесла в монастырский сад декоративные элементы: фонтаны, беседки, цветочные клумбы. Французские садоводы объединили эти две традиции и создали новый тип сада, где сажали розы и разводили новые овощи, привезенные из Америки, — они назвали такой сад «декоративным огородом».

Одним из украшений знаменитого огорода являются розы – они обвивают беседки, используются в штамбовой форме на овощных грядках. Дорожки усыпаны мелким гравием.

Огород украшают «розы» декоративной капусты и оранжевые тыквы.

Декоративный огород прекрасен как вблизи, так и при обзоре с высоты террас и из окон замка, когда он напоминает большое лоскутное одеяло или разноцветную шахматную доску.

Около каждого растения выставлены информационные таблички, рассказывающие о лечебных и символических значениях овощей и цветов. Сады Вилландри часто служат местом проведения ландшафтных и цветочных фестивалей, организована школа садовых мастеров.

Рядом с огородом можно найти небольшой Аптекарский сад, традиционный для Средневековья, — там растут ароматические и лекарственные травы.

На уровень выше Сада-огорода раскинулся Орнаментальный сад.

Вот так выглядит одна из частей Орнаментального сада, так называемый Сад Любви: рисунок на четырех клумбах символизирует любовь в разных ее проявлениях: 1. «Нежная любовь»: сердца, разделенные языками пламени. В центре кустарник подстрижен в форме бальных масок. 2. «Страстная любовь»: сердца, разбитые страстью. Они переплетаются между собой и ассоциируются с танцем. 3. «Непостоянная любовь»: четыре веера по углам воплощают переменчивость чувств. Между ними находятся рога — символ измены и обманутой любви. 4. «Трагическая любовь»: лезвия кинжалов и мечей напоминают о дуэлях из-за соперничества в любви. Красные цветы — аллегория пролитой крови.

Также интересно:  Крепости Индии, часть 18: Рамнагар, форт махараджи Варанаси

Другая часть Орнаментального сада называется Садом Музыки — здесь в рисунке стриженого кустарника можно разглядеть лиры, арфы, стилизованные музыкальные ноты и канделябры. Кстати, если рисунки для Сада Любви придумывали приглашенные доктором Карвальо художники, то Сад Музыки он рисовал сам.

За Садом Музыки расположен романтичный Лабиринт, образованный грабовыми деревьями. Лабиринт воплощает аллегорию жизненного пути. Он основан на христианской традиции и, в отличие от греческого, не имеет тупиков. Поэтому задача посетителя — не поиски выхода, а постепенное освобождение от всего суетного на пути к центральному шатру.

Третий уровень, над Орнаментальным садом, занимают Сад Воды и Сад Солнца, идеально подходящие для отдыха и медитаций. Сад Воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV, с большим прудом в форме зеркала, окруженным липами.

Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV и расположен вокруг большого водоёма, имеющего форму зеркала. Справа и слева от него находятся четыре фонтана, окруженные газонами, а также расставлены контейнеры с шарами самшитов.Пересекающиеся аллеи образуют кресты. Сад окружен высокими живыми изгородями из стриженых лип. Этот сад, лишенный ярких красок, где основными цветами являются зеленый и голубой, способствует спокойному отдыху, размышлениям и релаксации.

Сад Солнца был создан совсем недавно (2008) и состоит из трех «комнат». «Комнату облаков» образуют растения с белыми и голубыми цветами. «Солнечная комната» выдержана в желто-оранжевых тонах, в центре ее — величественный пруд в форме звезды. Последняя часть парка — «Детская», где под сенью яблонь слышны звонкие голоса и смех детей.

На возвышении, между бельведером и садами, на 3 гектара раскинулся Лес, вид которого подчеркивает контраст между дикой и окультуренной природой. Во время прогулки в лесу перед посетителем открываются прекрасные виды на сады, деревню и долину. Лесная дорога ведет к теплицам и живописному Павильону для аудиенций XVIII века.

Над созданием всей этой красоты трудится целая команда фермеров и садовников. В огороде ежегодно осуществляется две сезонных посадки — весной и летом. Расположение растений меняется каждый год: с одной стороны, оно должно создавать гармонию цвета и форм, с другой — соответствовать требованиям трехлетнего цикла размещения культур, во избежание истощения почвы.

На осмотр садов Вилландри стоит выделить, как минимум, пару часов — этот маленький рукотворный рай располагает к неторопливым, медитативным прогулкам. Рельеф местности позволяет обозревать сады Вилландри с высоты. Это можно сделать с башни замка, откуда открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви и вид на долины Луары и Шера. Захватывающим видом можно насладиться и с двух специально устроенных на лесистом склоне балкончиков с балюстрадами.

Замок и сады Вилландри отнесены к разряду исторических памятников. Любой желающий может посетить их во все времена года, как в индивидуальном порядке, так и в группе, сопровождаемой гидом. Также здесь можно отведать традиционные французские блюда в ресторане, расположенном на территории замка.

Франция, карта расположения замка Вилландри

 

Похожие статьи

Добавить комментарий