Индейцы племени майя построили город Ушмаль в центре своей цивилизации, там, где сейчас находится мексиканский полуостров Юкатан. Город считается одним из важных политических центров культуры майя и одной из наиболее известных в мире достопримечательностей Мексики.
Возникновение и расцвет Ушмаля
Так же как и вся древняя история майя, все, что связано с возникновением Ушмаля, покрыто тайной: точных письменных источников не осталось, сохранились легенды самого расплывчатого содержания. Время основания и древнейшая история Ушмаля пока остаются неизвестными. И даже приводимые учеными названия городов, народов и имен правителей весьма условны.
Точно известно, что название Ушмаль в переводе с языка майя означает «троекратно построенный». Ученые предполагают, что в названии скрыто указание на три периода существования города.
Дошедшие до наших дней хроники народа майя, также основанные на легендах, сообщают, что Ушмаль был построен около 500 г. н.э. Что происходило в Ушмале потом, в течение нескольких веков, пока неизвестно. Археологические раскопки показали, что строительство больших сооружений началось здесь примерно в 850-925 гг., в эпоху правления династии Шив.
В поздний классический период цивилизации майя Ушмаль превратился в большой город. Тогда каждый крупный населенный пункт представлял собой отдельное государство со своим правителем. Считается, что в Ушмале и его окрестностях проживало до 25 тыс. жителей, а правитель Ушмаля носил титул «халач-виник», или «великий человек».
Главной проблемой города в то время была нехватка воды, и для ее решения была построена сложнейшая система водоснабжения, частично сохранившаяся и поныне. Она состояла из так называемых скважин «бук’теооб», пробитых в низинах. Дождевая вода стекала по склонам низин и собиралась в скважинах. Те были построены без известкового раствора, что помогало фильтровать воду. Из скважин вода стекала в самую низменную часть города, где и скапливалась в 150 резервуарах — «чультунах». Воды хватало и для многочисленных жителей, и для изготовления большого количества строительного раствора.
Упадок Ушмаля
Закат Ушмаля связан с общим упадком цивилизации майя: население стремительно сокращалось, люди бросали города, пришли в упадок системы водоснабжения. Постройки прежних, гигантских размеров, уже не строили. Причины упадка майя точно не установлены и до наших дней: одни исследователи считают, что причиной был неурожай и голод, другие — некая эпидемия.
Между городами и правителями начались войны на уничтожение, и в конце X в. Ушмаль захватило племя тутуль-шив. Вместе с тольтеками они вторглись на Юкатан с севера, вознамерившись разрушить Ушмаль. Полностью сделать это людям тутуль-шив не удалось: городские постройки оказались капитальными, самые крупные уцелели, а прочие превратились в руины к 1100 г.
В дальнейшем в течение XIII-XV вв. город разрушался в ходе междоусобных войн за власть на Юкатане, которые вели города Ушмаль, Майяпан и Чичен-Ица. В этой борьбе Ушмаль пал, и когда европейцы добрались до Америки и открыли для себя Новый Свет в конце XV в., они нашли город заброшенным и сами не стали строить здесь новое поселение.
Благодаря удивительно хорошей сохранности зданий в сегодняшнем Ушмале можно получить точное и наглядное представление об образе жизни древних майя.
Достопримечательности Ушмаля
Развалины Ушмаля стали детально исследовать американские и мексиканские археологи только в 1838 г.: добраться сюда было нелегко. Они же провели частичную реставрацию зданий.
Постройки в Ушмале отличаются значительными размерами и являются ярчайшим примером архитектуры в стиле Пуук, распространенной в период классической эпохи майя VII-X вв. Для стиля Пуук характерно богатое, чрезмерно богатое, даже изрядно перегруженное, украшение фасада резным облицовочным камнем. Причем камни эти прикреплены к фасаду раствором, что являлось передовым строительным методом: ранее майя добивались прочности построек, устанавливая сверху более тяжелые камни. Среди орнаментов и барельефов постоянно встречается маска крючконосого Чака — бога молний, воды и дождя. В качестве витого элемента декора непременно выступает змея, часто — двухголовая, а также изображения воинов и попугаев.
Постройки находятся на больших квадратных площадях, на некотором удалении друг от друга, соединенные посредством сакбе — дорог майя.
От храмов Ушмаля сакбе проложены в направлении других городов майя: Чичен-Ица в Мексике, Караколь-Шунантунич в Белизе, Тикаль в Гватемале. Постройка таких дорог требовала больших усилий, что подчеркивает выдающееся значение Ушмаля в жизни майя.
Археология выделяет несколько главных построек Ушмаля.
Дворец правителя (иногда пишут — Дворец губернатора) — в архитектурном плане самое привлекательное здание Ушмаля. Здесь много скульптурных изображений. Вдоль рекордно длинного фасада сделан мозаичный фриз из 20 тыс. отдельных плит.
Адивино («Дом волшебника», «Пирамида волшебника», «Дом карлика») — ступенчатая пирамида высотой 30 м — совсем нетипична для пирамид Америки: она обладает закругленными формами. О происхождении названия рассказывает местная легенда: пирамида была построена царем карликов. Вылупившись из яйца, он стал взрослым за один день, а за одну ночь построил пирамиду силой волшебства, которую ему передала мать-ведьма.
«Женский монастырь» (точнее — «Четырехугольный женский монастырь», или «Квадрант монашек») — это четыре постройки, окружающие внутренний двор, с резными фасадами. Своим необычным названием это строение обязано католическим монахам из Испании: в зданиях в общей сложности 74 комнатки, похожие на кельи. В отличие от святых отцов, археологи уверены, что во времена майя здесь находилось военное училище или школа.
Двор для игры в мяч — место, где проводились матчи по тлачтли, ритуальной игре с 4-килограммовым каучуковым мячом, носившей религиозный характер, часто сопровождавшихся человеческими жертвоприношениями.
«Дом черепах» получил название из-за вырезанных на карнизе изображений этих пресмыкающихся. Во время страшной засухи майя сочувствовали черепахам, страдавшим вместе с людьми и вместе с ними возносившими молитвы богу дождя Чаку.
Среди прочих построек — «Дом старой колдуньи» (последние из майя пытались на этом месте построить новую пирамиду, но получилась куча камней) и «Голубятня» (испанцам показалось, что это сооружение служило местом разведения голубей).
В 1996 г. ЮНЕСКО включила сооружения Ушмаля вместе с находящимися неподалеку церемониальным комплексом Лабна и дворцовым комплексом Сайиль в Список объектов Всемирного наследия.