Археологическая зона Тула — археологическая достопримечательность Мексики и древний город тольтеков, расположенный к северу в 65 километрах от Мехико, само существование которого долгое время было предметом споров. Несмотря на множество упоминаний об этом городе и его обитателях в индейских легендах, древняя Тула была обнаружена только в сороковые годы прошлого века.
Тула, которая была столицей и культурным центром цивилизации тольтеков и носила название Толлан («Место грамотных людей»), достигла наивысшего рассвета в 900–1200 годах нашей эры после распада Теотиуакана. Город занимал площадь 16 км², население достигало 40 000 человек.
Индейские хроники сообщают, что Толлан был основан правителем Чальчиутланецином. Примерно в 980 году на трон взошел принц, которому при рождении было дано имя Се-Акатль – «Один тростник». Полное его имя было Се-Акатль-Накшитль-Топильцин – «Наш господин Один тростник».
Тольтеки владели Мексикой всего 200 лет – с середины Х до середины XII века, но до наших дней дожили легенды и предания об их удивительных доблестях и умениях. Их главным богом был Кецалькоатль – «Пернатый змей», изображения которого то и дело встречается в живописи и архитектуре Тулы: то он обвивает колонны зданий, то взирает с настенных росписей пирамид. Среди всех достопримечательностей Тулы выделяется Коатепантли – «Стена змей», на которой изображены гигантские змеи с перьями, воплощения Кецалькоатля, заглатывающие человеческие скелеты.
Кецалькоатль – очень древний бог, известный еще майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Кецалькоатль (Quetzalcoatl) – «змея, покpытая зелеными пеpьями», в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpех главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Кецалькоатль часто изображался держащим шип, используемый для пускания крови. Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кецалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев. Культ Кецалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания испанцами, жители индейских городов копили деньги, чтобы поднести достойные дары этому божеству.
Ученые долгое время не знали, где находится знаменитая столица тольтеков, и лишь с середины ХХ века внешне ничем не примечательная Тула становится местом, куда со всего света устремляются исследователи истории доколумбовой Америки. Уже первый удар лопаты археологов в 1940 году открыл сразу несколько находок. Недалеко от центра нынешней Тулы ученые обнаружили руины древнего города, сердцем которого была крутая пирамида. Индейцы называли ее Тлауискальпантекутли – храм Утренней звезды. Культ этой планеты тольтеки переняли от своих северных соседей-кочевников, для которых Утренняя звезда была представительницей Мишкоатля – могущественного бога, требующего человеческих жертв. Пирамиду украшали каменные изображения ягуаров, а также поедающих человеческие сердца орлов: ягуары и орлы были символами некоторых воинственных племен Центральной Америки. Между каждой парой орлов, украшавших облицовку пирамиды, располагался символ самой Утренней звезды – раскрытая пасть змея, а на ней – человеческая голова. По легендам ацтеков, храм Утренней звезды в Туле состоял из четырех помещений, расположенных по сторонам цвета и богато украшенным зеленым нефритом, золотыми пластинами, розовым и белым перламутром.
На вершине пирамиды раньше, вероятно, стояло святилище бога Кецалькоатля, с которым некоторые вожди тольтеков отождествляли себя. До настоящего времени на ее верхней площадке сохранился лишь ряд человеческих фигур, условно названных учеными «атлантами» – по имени героя древнегреческих мифов, который держал на своих плечах небесный свод.
Вытесанные из камня тольтекские воины, высота которых 4,6 метра, застыли под тяжестью оружия, и все они представляют бога Кецалькоатля в образе Утренней звезды. На голове у них плюмаж из перьев, символизирующий Кецалькоатля, грудь защищает доспех в форме бабочки, оружие представлено ножом в правой руке и приспособлением для метания дротиков в левой. На поясницах воинов находится солнечный диск тескакуитлапили (tezcacuitlapilli) — символ солнца и бога Тескатлипока, отличительный знак воинов.
Когда-то воины-атланты поддерживали перекрытия храма, к сожалению, к настоящему времени многие из скульптурных рельефов, украшавших храм, бесследно исчезли. Однако и те, что сохранились, дают представление о некоторых сюжетах убранства храма.
Наряду с воинами, тольтеки часто изображали орлов, пожирающих человеческие сердца; загадочных животных, отчасти напоминающих кошек с колокольчиками на шее, и совсем ни на кого не похожих зверей, которых можно назвать «змее-птице-ягуарами».
Перед храмом находилось место общих собраний, которое тоже было перекрыто крышей. Некоторые из колонн, на которых она держалась, стоят в Туле до сих пор.
У подножия храма Утренней звезды расположен небольшой но любопытный музей, содержащий найденные в процессе раскопок на территории древнего Толлана артефакты.
В Туле был обнаружен и Чак-Мооль – весьма своеобразная статуя, вытесанная из темного базальта. Чак-Мооль лежал с чуть согнутыми ногами и обращенной вверх головой, поэтому ученые предположили, что он представлял собой посланца богов. Через особое отверстие, которое находилось на плече статуи, он принимал человеческую кровь – наиболее предпочитаемую богами жертву. Он также находится в музее.
Многие следы материальной культуры тольтеков свидетельствуют, что это был очень воинственный народ с культом человеческих жертвоприношений. Когда молодой и энергичный правитель «Наш господин Один тростник», который был к тому же и верховным жрецом тольтеков, вступил на трон, он принял имя бога, которому хотел служить – имя бога Кецалькоатля. В конце Х века вождь и верховный жрец тольтеков Топильцин-Кецалькоатль попытался перестроить жизненный уклад тольтеков на более мирный лад, но в Толлане деятельность нового правителя вызвала сопротивление. Часть жителей оставалась верна культу Пернатого змея, но в другой части тольтекского общества на первое место начинает выдвигаться новый бог Тескатлипока («Дымящееся зеркало»). В Толлане разгорелись религиозные страсти, которые повлекли за собой междоусобные войны. Борьба перенеслась и во дворец правителя: в результате ее вождя низвергли. Жрецы, знать, и часть местных жителей были вынуждены покинуть Тулу, мигрировав на территории майя в Юкатане, где основали город Чичен-Ица. Через некоторое время город опустел, по преданию, от него отвернулись боги.