Святые места Тибета, часть 18: Монастырь Цурпху, обитель «царя тибетских йогов»

Удивительная достопримечательность Китая и Тибета, монастырь Цурпху (тиб. མཚུར་ཕུ་དགོན་པ Tshur-phu dGon-pa) расположен в северо-западной части долины Толунгдечен в 70 км от Лхасы на высоте 4480 м над уровнем моря. Монастырский комплекс возведен “лицом” на юг в середине долины около одноименной реки и окружен горами. Цурпху представляет собой комплекс площадью 300 м² и толщиной стен до 4 м. Жилища монахов находятся на восточной стороне монастыря.

Цурпху, в отличие от других известных тибетских дворцов и монастырей, таких, как Потала, Ташилунпо, Джокханг, Сэра, Ганден, Драк Йерпа, Дрепунг, Самье, Пелкор Чходе, Нечунг, Сакья, Шалу и находящийся в предгорьях священного Кайласа монастырь Ронгбук , не входит в общепринятый туристический маршрут, и для его посещения нужно получить отдельное разрешение от китайских властей.

Цурпху служит традиционной резиденцией Кармапы, главы школы Кагью тибетского буддизма. Карма Кагью также известны как Черные шапки. Это название пошло от короны, присвоенной пятому Кармапе китайским императором Юн-Гелем в 1407 году. По легенде, она сделана из волос 100 000 дакини и украшена золотом.

Кармапу традиционно величают «царем йогов Тибета». Будучи йогинами, постигшими реальность, Кармапы способны по своей воле эту реальность менять. Иногда это выглядит как чудо. Например, седьмой Кармапа Чёдраг Гьяцо оставил отпечаток своей ладони прямо в стене.

Самая известная тибетская буддийская система реинкарнации ламы началась именно в традиции Кагъю. В тринадцатом веке Карма Пакши был признан вторым Кармапой, перевоплощением Первого Кармапы Дюсум Кхъенпы, тем самым начав в Тибете традицию «тулку» (проявление или перевоплощение ламы). С тех пор идет непрерывная линия перерождений Кармапы вплоть до нынешнего Его Святейшества 17-го Гьялванга Кармапы, Огъена Тринли Дордже.

Монастырь Цурпху, история

Цурпху был основан первым Кармапой по имени Дюсум Кхъенпа (1110-1193 г., из Кхама). В 1159 году он посетил долину Толунг и совершил приношения её покровителям — йидамам-дхармапалам, тем самым определив, где должен находиться будущий монастырь. Место было выбрано не случайно — Дюсум Кхьенпа указал расположение монастыря посреди долины там, где склоны гор перед монастырем были ровными и покрытыми растительностью, а позади монастыря — скалистыми и малоприступными. Это символизировало мягкую силу «мирных» будд и яростную энергию йидамов, «защитников дхармы», или «гневных» проявлений будд. Посередине долины протекала речка, что всегда считается благоприятным знаком.

В 1189 году он вернулся в Цурпху и основал здесь свою главную резиденцию. Постепенно монастырь вырос до таких размеров, что мог свободно вмещать 1000 монахов. Это был третий монастырь Карма Кагью, и после смерти первого Кармапы он стал главным монастырем для школы.

При Втором Кармапе, Карма Пакши, Цурпху продолжал строиться и развиваться. При нем также была построена самая известная статуя Будды под названием «Лхачен Замлинг Гьен» (великая статуя Будды, украшение мира). На протяжении столетий в монастыре были построены многочисленные здания, а Цурпху превратился в великолепный комплекс из многих учреждений.

Орден Кармы Кагью имел прочные связи с царями и монастырями У-Цанга (Центральный Тибет), когда между последними и орденом Гелугпа возник конфликт. Когда пятый Далай-лама пригласил монгольскую армию Гушри-хана покончить со своими противниками в Цанге, Цурпху потерял свое значение (в 1642 году), и политическое влияние Кармапы фактически подошло к концу. Сейчас Цурпху является важным духовным центром и одним из немногих институтов Кагью, которые все еще функционируют в регионе.

Монастырь был полностью уничтожен в 1966 году во время культурной революции, многие реликвии и святыни были утеряны, но в 1980 году Кармапой Рангджунг Ригпе Дордже началось его восстановление. Нынешний 17-ый Кармапа также посвятил много времени на восстановление монастыря, в том числе была построена новая шедра (колледж).

Монастырь Цурпху, достопримечательности и святыни

На крыше здания монастыря установлено традиционное украшение — изображение двух оленей и колеса Дхармы. Когда Будда Шакьямуни давал первую проповедь (или, как говорят буддисты, сделал первый поворот колеса Дхармы), это произошло в Оленьем парке в индийском Сарнатхе. Кроме пяти первых учеников, послушать Будду пришло и двое оленей.

В Главном зале монастыря находится маленький погребальный чортен (ступа), в котором хранятся реликвии 16-го Кармапы. Также вы увидите статуи Первого Кармапы, Амитабхи, Шакьямуни и 8-го и 16-го Кармапы.

Паломники особенно почитают маленькую статую Сангье Ньенпы Ринпоче, мастера медитации 15-го века и учителя 8-го Кармапы Микьё Дордже. После смерти учителя Микьё Дордже сделал эту статую и наполнил ее реликвиями, оставшимися после кремации Сангье Нъенпы. После этого статуя взлетела в воздух и висела семь дней. Ее до сих пор так и называют — «висящая в воздухе». Вдоль правой стены зала лежат огромные праздничные тханки.

Справа от входа вверх по лестнице можно посетить личные аппартаменты Кармапы. Первое помещение – спальня, где стоит трон Кармапы и находится вырезанная из кусочков дерева мозаика буддийской тханки. В небольшом Зале Собраний хранится отпечаток 14-го Кармапы, а также изображение 16-го Кармапы с черной короной на голове.

Пройдя по верхнему двору, вы попадете в спальню 17-го Кармапы (не всегда открыта для посетителей). По книгам на книжных полках можно заметить, что Кармапа интересовался птицами и астрономией; среди книг вы найдете неожиданные названия: Питер Пэн, Фантастическая четверка и Звездные войны: Империя наносит ответный удар. Из детства Кармапы сохранились глобус и игрушечная машинка.

Вокруг главного храма построено множество других храмов с реликвиями предыдущих Кармап, храмов, посвящённых различным божествам, жилые кварталы монахов, залы медитации, типография, офисы и летняя резиденция Кармапы. В Цурпху также были две большие библиотеки, в которых хранились сутры, тантры, инструкции, собрания произведений всех великих мастеров четырех школ, тибетской литературы и, самое главное, труды всех Кармап и их учеников.

Обходя по часовой стрелке вокруг монастырского комплекса по пути к храму главного божества-защитника (гёнкханг), вы пройдете большой дарчен (молитвенный столб), покрытый шкурой яка и молитвенными флагами. В храме пять комнат, все наполнены изображениями гневных божеств. Колонны перед входом украшены отрубленными головами животных (козлов и овец).

Первая комната посвящена божеству-защитнику Цурпху, олицетворению синего Нагпо Ченпо (Махакала), названного Бернакчен. В третьей комнате находится Дордже Дроло – гневная форма Гуру Ринпоче – верхом на тигре, а в четвертой комнате – защитник Кагью Дордже Пурба с ритуальным кинжалом. В пятой комнате находится серебряная статуя Церингма на снежном льве (защитник, связанный с Эверестом).

Большим зданием, стоящим за гёнхангом, является Сердунг (Сенлунг) Лхакханг, который когда-то служил резиденцией Кармапы. В верхней гостиной Кармапы паломники получают благословение от священных скриптов. В боковой часовне представлены новые статуи всех предыдущих 16 Кармап.

Лхачен-Лхаханг, который находится справа от Сердунг Лхакханга, содержит статую Шакьямуни высотой 20 м, которая поднимается через три этажа. Новая статуя была возведена взамен знаменитого изображения 13-го века, разрушенного во время Культурной революции. Лестница справа от храма ведет на смотровую площадку на верхнем этаже.

За комплексом поднимается величественная гора, известная как Тхукдже Ченпо (Великая сострадательная), великий бодхисаттва сострадания, Авалокитешвара. Перед монастырем находится гора, названная «Махакала» (Великая черная), защитник линии Карма Кагью; и в середине долины была центральная гора, известная как «Майтрейя» (любящий защитник), великий бодхисаттва любящей доброты.

Трехгодичный ретритный центр расположен выше на горе за монастырем. Рядом также есть много небольших домиков для медитаций, где практиковали многие из Кармап.

Позади Цурпху был построен еще один красивый монастырь, известный как Чогар-гонг, который стал резиденцией для Гьялцаба Ринпоче. Справа от монастыря располагались два небольших монастыря – Драцханг и Зури.

С правой стороны монастыря на скалистом склоне стоит храм местного защитника Гьянгцена. На склоне слева от монастыря находится храм Махакали (Палден Лхамо). Спереди от монастыря рядом с источником находится святилище защитника Кханак Дордже Гьялпо.

Вокруг монастыря идет 4-километровая тропа коры (занимает 2 часа), поднимаясь на 150 метров. По тропе вам встретятся источники, священные места и дома для медитаций. С тропы открывается захватывающий вид на всю долину и монастырь.

Тропа начинается с западной стороны комплекса мимо стен из камней Мани к огражденному саду. Далее поднимайтесь к месту небесного захоронения и следуйте за пирамидами из камней, которые ведут к маленькой тропе, отмеченной молитвенными флажками. Кора идет через горные хребты над монастырем, можно подняться к ретриту Самтелинг перед спуском к чортену в северо-восточном углу монастыря.

Как и во многих других буддийских монастырях Тибета и Ладакха, в монастыре Цурпху регулярно в канун Нового года по тибетскому календарю устраивается большой праздник, в ходе которого проводится мистерия Чам — ритуальные танцы в честь Махакалы-Защитника Дхармы, а также ритуал «сожжения дьявола», подобный тому, что проводится в монастыре Ки Гомпа.

Китай, карта расположения монастыря Цурпху

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика