Святые места Тибета, часть 34: Традрук, монастырь дракона и сокола

Расположенный в долине реки Ярлунг, в 183 км к юго-востоку от Лхасы и в семи километрах от столицы региона города Цеданг, тибетский монастырь Традрук является одним из древнейших буддийских монастырей, построенных во времена правления тибетского короля Сонгцена Гампо в 7 веке. Примерно в то же время был начато строительство храмов Джокханг и Рамоче в Лхасе. В Традруке до сих пор хранятся буддийские святыни и артефакты, обретенные монастырем еще во времена Сонгцена Гампо, что делает этот храм важной исторической достопримечательностью Китая и Тибета.

Монастырь Традрук, история

Расположенный рядом город Цеданг был столицей региона Ярлунг с древних времен и резиденцией тибетских царей. Цеданг расположен недалеко от склонов горы Гонгбори (3400 м), известного как колыбель тибетской цивилизации. Считается, что одна из трех пещер на склоне горы к востоку от города является местом рождения тибетского народа, образовавшегося в результате спаривания самца обезьяны по имени Даг Ринпо и горной ведьмы, которую звали Даг Ринмо.

Монастырь Самье расположен всего в 30 км от Цеданга и был основан в 779 году н.э. королем Трисонгом Деценом. Другое известное строение в регионе — дворец Юмбулаганг, ставший первым административным зданием Тибета. Во времена Трисонга Децена монастырь Традрук стал одним из трех главных королевских храмов (наряду с Джокхангом и монастырем Самье).

Согласно легенде, Традрук был одним из двенадцати геомантических храмов, которые были построены для того, чтобы удерживать огромную лежащую демоницу, правящую Тибетом. Согласно другой легенде, на месте монастыря изначально было озеро, в котором жил дракон с пятью головами. Сонгцен Гампо смог вызвать медитацией огромного сокола, который победил дракона и осушил озеро, чтобы храм мог быть построен. Эта легенда объясняет название храма: «тра» — сокол, «друк» — дракон.

Также интересно:  Чар-дхам, "четыре обители": Рамешварам, мост в Рай

Во времена гонений на буддизм при царе Лангдарме (841–846) монастырь сильно пострадал. Его отреставрировали и расширили только в середине 14 века. Следующее испытание выпало монастырю во время монгольского вторжения в 16-м веке, когда храм снова был сильно поврежден. Традрук был восстановлен во время правления 5-го Далай-ламы и расширен далеко за пределы своего первоначального размера. Были добавлены новые часовни, великолепная сияющая золотая крыша и внутренний двор. Седьмой Далай-лама еще больше расширил храм. Традрук стал примерно в 100 раз больше, чем в своем первоначальном виде. Было зафиксировано, что к концу 18 века в храме Традрук располагался 21 буддийский храм.

Несколько зданий были разрушены во время Культурной Революции. В течение 1980-х годов монастырь был отремонтирован, а в 1988 году он был освящен. Сегодня комплекс имеет площадь 4667 квадратных метров и находится под защитой государства. Традрук — остановка на пути паломничества Ярлунг, называемая «три святилища, три чортена».

Монастырь Традрук, достопримечательности и святыни

Слева от входа находится небольшая 2-х этажная часовня (Нетен Лхакханг), где Сонгцен Гампо останавливался во время строительства храма. У входа был один из трех древних ярлунгских бронзовых колоколов, к сожалению, утраченных в наши дни. Два оставшихся колокола находятся в храме Джокханг и монастыре Самье. Главный храм Цуклакханг имеет похожий архитектурный облик с храмом Джокханг. Главный зал находится в центре, его окружают 12 часовен. 

Часовня в центре восточной стороны главного зала является наиболее важной. Справа от входа расположена статуя стоящей богини Тары. Это точная копия оригинальной статуи с кусочками древней статуи, вставленной в новую. Тибетцы называют статую «Говорящая Тара». В часовне вы также увидите пять Дхьяни-Будд. Эти статуи также являются глиняными копиями, содержащими оригинальные части первоначальных статуй, разрушенных Культурной революцией.

Также интересно:  Ват Па Луангта Буа Янасампанно, "тигриный храм" Канчанабури

Во внутренней часовне на втором этаже храма хранится настоящая жемчужина, одна из главных реликвий храма. Жемчужина в прямом и переносном смысле. На оригинальной расшитой тысячами жемчужин тханке 7-го века изображена принцесса Вэньчэн, как Белая Тара. Принцесса Вэньчэн также сделала две другие тханки, которые находятся в ступе-реликварии 5-го Далай-ламы во дворце Потала в Лхасе и в Ташилунпо в Шигадзе. Тханка длиной 2 метра и шириной 1.2 метра содержит порядка 30000 жемчужин, один бриллиант, два рубина, один сапфир, пурпурный драгоценный камень, 1997 бирюзовых камней, 155 кусочков коралла и вплетённое в шелк золото.

Рядом с жемчужной тханкой можно увидеть еще одну замечательную оригинальную тханку с изображением Будды Шакьямуни, длиной 2.9 метра и шириной 1.7 метра. Плетение тханки очень плотное и тонкое. Будда сидит в позе медитации, касаясь земли правой рукой, а левая показывает жест медитации. Он одет в красное платье, а цветок лотоса украшает его синие волосы. Вокруг него 8 благоприятных символов: колесо Дхармы, белая раковина, белый зонт от солнца, Знамя Победы, лотос, сосуд для воды, золотая рыбка, бесконечный узел.

Монастырь Традрук принадлежит к школе Гелуг тибетского буддизма, но почитается последователями всех буддийских традиций Тибета.

Китай, карта расположения монастыря Традрук

Похожие статьи

Добавить комментарий