Святые места Тибета, часть 36: Тиртхапури, монастырь на священных источниках

Горячие источники и монастырь Тиртхапури находятся в Западном Тибете, на берегах реки Сатледж, всего в восьми километрах от таинственной долины Гаруды. Тиртхапури считается третьим по важности местом паломничества в Западном Тибете после Кайласа и Манасаровара; паломники и путешественники сюда традиционно приезжают после совершения коры (священного обхода) вокруг Кайласа. Само слово «Тиртхапури» в переводе с санскрита означает «храм, стоящий на священных источниках». Теплая вода источников наполняет известняковые ванны природного происхождения. Здесь можно омыть руки и лицо, поклониться перед обратной дорогой святым местам после коры вокруг Кайласа.

Монастырь Тиртхапури был основан в начале 13-го века монахом Гоцангпой из монастыря Дордже Драк вокруг пещеры, в которой в 8-м веке медитировал Гуру Ринпоче (Падмасамбхава). По легенде именно здесь великий Гуру победил демона. Гоцангпа (Гонпо Дордже) — один из основателей линии Друкпа Кагью, ученик Цангпа Гьяре и открыватель коры вокруг Кайласа.

Над пещерой, где Гуру Ринпоче медитировал со своей супругой Еше Цогьял, возведен главный храм монастыря. Индуисты верят, что в этой же пещере за много лет до Падмасамбхавы медитировала богиня Парвати. Сейчас в монастыре Тиртхапури живет порядка 10 монахов и сам монастырь относится к традиции Карма Кагью. Он был разрушен во времена культурной революции, но затем заново отстроен в 1980-е годы.

Храмов два: верхний и нижний. В Верхнем (желтого цвета) находится реликвия – каменные отпечатки ног Гуру Ринпоче и его супруги Еше Цогьял.

Нижний храм построен вокруг небольшой пещеры Ваджраварахи. Пещера Ваджраварахи посвящена одному из главных женских йидамов для всех традиций Кагью. Ваджраварахи, или Дордже Пагмо, Алмазная Свинья, – женский будда-аспект в традициях тибетского буддизма, духовная супруга божества медитации Корло Демчога, или Чакрасамвары.

Кайлас считается местом Чакрасамвары, а Тиртхапури местом Ваджраварахи. И эти два места вместе позиционируются как тантрический союз (яб-юм) этих двух главных йидамов школ Кагью. Союз Активности (Радости) и Мудрости, мужского и женского. А таинственности этим местам добавляет тот факт, что именно здесь когда-то были расположены древнее королевство Гуге и загадочное добуддийское государство Шанг Шунг в Кунлунге.

Именно в этой пещере (нижний храм) Падмасамбхава когда-то победил демона, который ранее тут жил. Рядом с монастырем – стена камней-мани 200 метров в длину, по легенде она появилась, когда демон пустил стрелу в Гуру Ринпоче, а он ее остановил, превратив в эту стену.

Вокруг горячих источников и монастыря также делают кору, она занимает примерно 1 час, а 13 таких кор приравнивают к одной коре вокруг самого Кайласа. Кора вокруг Тиртхапури начинается от самих источников и сперва поднимается вверх к месту проведения обряда джха-тор, «небесных похорон» – овальной скале, покрытой старыми обрывками одежды. Отсюда можно увидеть всю панораму Тиртхапури. Вдаль устремляются воды Саттледжа, а около бьющих рядом горячих источников паломники ищут небольшие мутные бусины кальция, считающиеся мощным лекарством от многих болезней в народной медицине.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 33: Ралунг, монастырь, "предсказанный козой"

Далее тропа разделяется: более длинная кора идет на самый верх хребта, соединяясь с более короткой тропой возле длинной стены камней мани. Тропа проходит миниатюрную версию перевала Долма-ла, что у Кайласа, он отмечен камнями мани, а также рогами и черепами яков.

На том месте, где от тропы отделяется дорожка к монастырю Тиртхапури, находится большой камень с дырой под единственным молитвенным колесом. Это место испытания кармы. Нужно вытянуть руку в дыру и вытянуть два камня. Если оба будут белыми, ваша карма замечательная. Если один белый, второй черный – карма нормальная. А вот если оба камня черные, карма нехорошая, стоит пересмотреть свои взгляды на жизнь и постараться делать больше благородных и добрых поступков в этом воплощении).

Далее тропа ведет в сам монастырь Тиртхапури. Он был полностью разрушен во время «культурной революции» и заново отстроен в 80-е годы прошлого столетия.

Здесь паломника встречают изображения четырёх небесных хранителей, подобных тем, что находятся в ступе Кумбум в Гьянгдзе и в монастыре Ташилунпо в Шигадзе. Телом красного цвета со ступой в руке — Вирупакша, правитель неба метаморфоз, охраняющий запад.

Телом жёлтого цвета с зонтиком — Вайшравана, правитель неба, оберегающего простых людей от травм.

Телом синего цвета с мечом — Вирудхака, правитель неба роста, охраняющий юг.

Музыкальный инструмент в руках держит Дхритараштра, правитель неба сильного королевства, охраняющий восток.

В монастыре размещены статуи учителей школы Карма Кагью тибетского буддизма. Своё начало школа, характеризующаяся прямой передачей знаний от учителя к ученика, берёт от великого ламы и переводчика Марпы. Марпа жил в XI веке в южном Тибете и выбрал путь ламы — он в одиночку отправился в северную Индию через Гималаи, чтобы получить как можно больше знаний от учителей и махасиддх. Эти сокровенные знания он принёс в Тибет, перевёл на родной язык и способствовал их распространению, благодаря чему Марпу нередко именуют «Марпа-переводчик».

Самым известным учеником Марпы стал странствующий йогин-поэт Миларепа. Он вырос в богатой семье, но после смерти его отца дядя Миларепы присвоил себе всё имущество и жестоко обращался с Миларепой и его матерью. Не в силах видеть и терпеть каждодневные муки матери и несправедливость, Миларепа отправился изучать искусство чёрной магии, горя желанием отомстить. Наслав камнепад и грозу, он разрушил деревню и уничтожил урожай. Убив посредством магии 35 человек, Миларепа понял, что поступил неправильно и надо очистить свою карму. Так судьба привела его к переводчику Марпе, где Миларепу первое время не жаловали и заставляли выполнять грязную работу. Лишь спустя некоторое время Марпа стал делиться своими знаниями, и через 12 лет медитации Миларепа достиг просветления и стал странствующим йогином. Свои учения он распространял посредством песен и жил лишь на подаяния. Миларепу изображают с телом зелёного цвета, потому что он очень долго медитировал и в отсутствие пропитания ел крапиву, что росла рядом с местами его практик.

Также интересно:  Пещерные храмы Канхери, архитектурное чудо Махараштры

Передачу учения Миларепа доверил Гампопе, потомственному врачу. Гампопа женился в возрасте 22 лет, но болезни унесли жизни сначала двух его сыновей, а затем и жены. Жена перед смертью просила его стать монахом. Спустя какое-то время Гампопа повстречал Миларепу и понял, что нашёл своего учителя.

Один из четырёх основных учеников Гампопы по имени Дюсум Кхьенпа стал следующим хранителем учения школы Карма Кагью и получил звание Кармапы. Все последующие Кармапы считаются тулку — перерождениями предыдущего ламы. Сейчас в мире два 17х Кармапы, и идут споры, какой из них настоящий.

Дхьяни-будда западного направления Амитабха восседает на лотосовом троне. Он представляет элемент огня и западное направление. Тело Амитабхи красного цвета, руки сложены в медитативной дхьяна-мудре, на которой покоится лотос, символизирующий очищение от привязанностей. Амитабха олицетворяет способность различать и признавать многообразие вещей в единстве.

Авалокитешвара (на тибетском — Ченрези) — бодхисаттва сострадания. В двух руках у груди бодхисаттва держит драгоценность, исполняющую задуманное, в двух других руках у него хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Авалокитешвара считается главным покровителем Страны снегов, а все Далай Ламы считаются его воплощениями. Мантра «Ом мани падме хум» — мантра Авалокитешвары.

Рядом с троном будды Амитабхи — форма Авалокитешвары с 11 головами и тысячей рук. Бодхисаттва поклялся, что «ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из колеса сансары, даже если придется пожертвовать собственным миром, покоем и радостью». Вскоре Авалокитешвара осознал, насколько трудна и, возможно, даже непосильна данная задача, его голова напряжения не выдержала и раскололась на несколько кусков. Дхьяни-будда Амитабха и бодхисаттва силы Ваджрапани придали телу Авалокитешвары новую форму: тысячи рук с глазом в центре каждой ладони смогут дотянуться до всех живых существ. Руки характеризуют просветлённые действия, а глаза являются символом мудрости. В два ряда над центральной головой расположены ещё шесть — красного, белого и зелёного цветов. Выше — голова Ваджрапани синего цвета, а на самом верху — маленькая голова красного цвета, принадлежащая Амитабхе.

Фрески монастыря удивительно живописны, среди них часто встречается изображение мистической птицы-человека Гаруды с нагом в клюве, чьим именем называется расположенная неподалеку долина Гаруды.

Царь смерти Яма держит в своих лапах колесо сансары, в шести мирах которого мы с Вами (если верите в перерождения) вращаемся и будем вращаться, пока не достигнем просветления и не освободимся. Шесть миров — это мир богов-дэвов, мир полубогов-асуров, мир голодных духов-претов, мир людей, мир животных и ад. В центральном круге традиционно можно разглядеть три омрачения ума в виде животных, кусающих друг друга за хвосты: змея — гнев (злость, отвращение), свинья — неведение (тупость), петух — привязанность (страсть). Второй круг разделён на тёмную и светлую половины, символизирующие негативную и положительную карму.

Также интересно:  Мир буддийской Преисподней, часть 3: Линь Фуок, небесный храм и адское подземелье

В каждом из миров, и даже в аду, изображены будда или бодхисаттва, воплощающиеся там из великого сочувствия, чтобы помогать живым существам. Если в Вашей жизни преобладают гнев и злость, то возможно, Вам суждено в следующем воплощении гореть и мучаться в аду.

Если же Вами владеют зависть, жадность и страсть, то Вы можете попасть в мир голодных духов и родиться претом, духом, постоянно испытывающим голод и жажду. Преты довольно уродливы, их часто изображают с огромными обвисшими животами, а узкое горло не даёт им пропустить ни пищу, ни воду.

Мир богов — дэвов или суров, традиционно является верхним сегментом колеса сансары. В уме дэвов преобладает гордость и блаженство от своего благополучия. Разумеется, родиться богом хотели бы многие, но суры тоже страдают. А избавиться от страданий можно, только вырвавшись из цикла перерождений, как учил Будда Шакьямуни.

Слева внизу от дэвов расположен мир воинственных полубогов, асуров. Асуры одержимы ревностью по отношению к дэвам. Их стрелы всегда направлены в сторону небес, где обитают боги. Под асурами расположен сектор с миром животных. Если в этой жизни Вы примитивно существовали и не стремились к знаниям и духовному обогащению, то можете в следующий раз родиться каким-нибудь животным.

Справа от мира богов располагается мир людей. одолеваемы постоянными желаниями и привязанностями.

С крыши монастыря открывается вид на долину и ленту реки Саттледж. Над входом в монастырь традиционно установлено колесо дхармы (учения) и два оленя, что по легенде пришли слушать первые поучения Будды Шакьямуни после того, как он ночью обрёл просветление в Бодх-Гае в тени дерева бодхи. По центру ниже — семенной слог мантры Калачакры. Тибетцы часто вешают её на двери.

После монастыря тропа коры возвращается назад к реке мимо нескольких небольших святилищ и живописных остроконечных скал, которые по поверьям являются природными чортенами или рангджунгами.

По пути паломники обходят по кругу большую ступу, увешанную шарфами-хадаками, символизирующую Кайлас. Вообще все ступы и группы ступ в Тиртхапури считаются символами знаковых святых мест по всему Тибету и являются одними из самых узнаваемых достопримечательностей Китая в Тибетском автономном районе страны.

Похожие статьи

Добавить комментарий