Место, где Будда «обрел лицо»: Таксила, столица Гандхары

Таксила, чьи руины находятся в Пенджабе, километрах в 30 к западу от Равалпинди, — один из древних городов, представляющих богатейшее культурное наследие Пакистана, колыбели многих древних цивилизаций, таких, как загадочная Мохенджо-Даро и Хараппа. Входящая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО Таксила лежит в тихой, залитой солнцем долине реки Харо, у подножия покрытых снегами гор Мурри на севере страны. На сочной прохладной зелени склонов гор ярко выделяется броский наряд деревьев и кустарников «кутчнара», покрытых пестрой шапкой пурпурных и белых цветов, и лесных великанов «саймулов», полыхающих кроваво-красными соцветиями.

Расцвет Таксилы продолжался более тысячи лет начиная с VI века до н. э. За это время здесь сменилось по крайней мере семь правящих династий. Большая часть наших знаний об этом центре древней культуры получена в последние шестьдесят лет и основывается на результатах археологических раскопок, которые проводились на месте трех городов, существовавших здесь в разные исторические эпохи, и на изучении примерно полутора десятков буддийских ступ и монастырей. Эти сведения, а также свидетельства греческих и римских авторов помогают нам хотя бы отчасти воссоздать многообразную картину жизни Таксилы в далекие от нас времена.

В первые века существования Таксила была крупным центром просвещения и славилась своим университетом, где обучали искусствам и наукам той эпохи. Студенты стекались сюда из различных и часто весьма отдаленных районов. Об этом говорят, например, многочисленные упоминания в «джатаках» (повествования о прежних воплощениях Будды); но своей славой «обиталища мудрости и знаний» Таксила обязана прежде всего высоким достоинствам учителей, признанных ученых и мудрецов. Благодаря им город и приобрел главенствующее положение в ученом мире того времени.

Однако не следует забывать, что тогдашний университет был совсем не похож на университет наших дней, возникший в его настоящем виде гораздо позднее. В те далекие времена «университет» составляла группа независимых друг от друга наставников, у каждого были свои ученики (примерно так же обстояло дело и на заре существования Оксфорда и Кембриджа).

В странах Востока такая форма университетов сохранялась гораздо дольше, и некоторые города, например Надва, Пуна и другие, обрели славу важнейших центров обучения именно благодаря тому, что в них жили и преподавали пользовавшиеся большой известностью ученые, посвятившие всю свою жизнь делу просвещения.

Судя по свидетельствам европейских путешественников XVII века, так же обстояло дело и в Бенаресе. Например, Франсуа Бернье, французский врач, проживший 12 лет в Индии в это самое время, писал: «Бенарес — это своего рода университет, правда несколько необычный: в нем нет ни колледжей, ни установленной системы занятий; он напоминает скорее школы древних, где ученики собирались вокруг наставников, живших в обычных частных домах в разных частях города».

Таким же был и прославленный университет в Таксиле более 2000 лет назад. Частью этого обширного университета, раскинувшегося в долине реки Харо на площади около 70 кв. километров, следует считать и многочисленные монастыри, где также жили и делились знаниями всемирно известные ученые и преподаватели.

В древнебуддийских текстах указывается, что студенты приходили в Таксилу «завершать», а не начинать свое образование, и в возрасте не моложе 16 лет, то есть по достижении совершеннолетия. Это говорит о том, что Таксила была местом действительно высшего, а не начального образования.

Любопытно, что минимальный возраст для поступления в университет Таксилы был таким же, как и у абитуриентов в наши дни. Возможно, что определенная степень зрелости считалась необходимой предпосылкой уже потому, что будущим студентам сплошь и рядом приходилось добираться до Таксилы издалека, преодолевая все тяготы долгого, трудного пути.

К сожалению, помимо отдельных фактов, нам мало что известно о Таксиле до 326 года до н. э., когда ее захватил Александр Македонский. Подробные сообщения соратников и современников Александра дали значительный материал позднейшим античным авторам. Так, греческий историк Флавий Арриан в своих описаниях называл Таксилу «большим и богатым городом, самым населенным из городов, лежащих между Индом и Гидаспом». У греческого географа Страбона читаем: «крупный город со множеством жителей и очень плодородными землями». Наконец, Плиний описывает ее так: «известный город, расположенный на плоской низменной равнине, называемой Аманда».

Вскоре после смерти Александра Таксила вошла в состав империи Маурьев, и во время правления Ашоки, третьего из императоров этой династии, заняла главенствующее положение среди городов Северо-Западной Индии. В самой Таксиле и ее окрестностях выросло множество монастырей и ступ, руины которых наглядно свидетельствуют о тех временах, когда буддизм был господствующей религией. Изображения Будды того времени не существует. В раннем буддизме присутствие на барельефах со сценами из жизни Будды обозначалось символически — каменным алтарём или скамейкой, отпечатками ног, ступами, лошадью без всадника, дхармачакрой (колесом закона), деревом, обозначающие какое-либо событие в его жизни.

С крушением империи Маурьев Таксила утрачивает свое былое значение, и в истории ее наступает закат. На короткое время правителями города становятся греки-бактрийцы, затем их сменяют скифы. В I веке н. э. Таксила находится под властью парфянского царя Гондофара. Во II веке ее захватывает Канишка, представитель династии Кушанов.

Канишка провозглашает территорию вокруг Таксилы священной землей буддизма. Именно, в это время происходит разделение буддизма на два течения. Первое – Тхеравада, исконное, следующее учению предков, считавших Будду образцом для подражания, но не более.

Второе – Махаяна, почитавшее Будду, как Бога. Это течение завершило превращение буддизма из философии в религию. Для приверженцев течения Будда не был просто человеком, как это утверждалось в буддизме Тхеравады, он был проявлением духовного существа, явленного людям в виде человека — Учителя, Будды Шакьямуни. Так, парадоксальным образом, Будда обретает облик в тот момент, когда переходит в потусторонний мир.

Путь к вечному спасению ведет теперь каждого к Будде, поэтому лицо его «становится видимым». «Обретение лица» Буддой пришлось на период расцвета Греко-бактрийского царства, оттого это лицо имело греческие черты, а одежда напоминала греческую тогу. Человеческое изображение Будды увеличивает его популярность, и буддизм начинает миссионерскую деятельность. В горах вокруг Таксилы возникают монастыри – Мохра-Мараду и Джаулиан.

Позднее, в V веке, нахлынули, неся смерть и разрушение, так называемые белые гунны. Их нашествие уничтожило и правившую в то время династию, и самый город. Монастыри и ступы лежали в руинах.

Китайский путешественник Сюань Цзан, побывавший в Таксиле в VII веке н. э., сообщает, что в его время большинство памятников было разрушено, а сама Таксила попала в зависимость от Кашмира.

Во время раскопок, проводившихся в долине реки Харо, были выявлены следы существования в этом месте трех различных городов, а также остатки монастырей и ступ. Первый из этих городов, называвшийся Бхир-Моунд, существовал еще до прихода греков. Располагался он на небольшой возвышенной площадке за рекой Тамра-Нала, пересыхающей в жаркое время года.

Планировка города складывалась стихийно, улицы были узкие, да и дома не отличались правильностью конструкции. В более раннюю эпоху дома возводили из дикого камня, используя также дерево, которое до наших дней, конечно, не сохранилось. Позднее при строительстве города широко использовался «канджур».

Второй город Таксилы, известный под названием Сиркап, основан греками-бактрийцами во II веке до н. э. Его руины находятся на западных отрогах хребта Хатхиал. Город окружала выложенная из камня стена длиной более пяти километров.

Здесь, наоборот, планировка была тщательной: широкие улицы, пересекающиеся под прямым углом, делили город на большие квадраты кварталов. При сооружении города учитывались, видимо, греческие принципы фортификации: в границы его включена значительная площадь окружающей холмистой местности.
Третий город, возникший в начале Кушанской эпохи, был спланирован в стиле, характерном для Центральной Азии того времени. Располагался он к северо-востоку от Сиркапа и в плане представлял неправильный параллелограмм длиной около пяти километров. Материалом для строительства здесь также служил камень.

Помимо трех городов, в этом обширном районе существовало множество буддийских монастырей и ступ. Верующие, по-видимому, старательно выбирали место для постройки культовых сооружений — обычно они живописно располагаются на вершинах холмов, господствуя над долиной, или, наоборот, уютно скрыты в укромных уголках.

Одно из наиболее примечательных сооружений такого рода — ступа Дхармараджика, построенная для сохранения останков Будды или одного из буддийских святых. Возведение ступ считалось благочестивым делом, которое приближает ее строителя к спасению.

Ступа Дхармараджика, в плане круглая, облицована известняковыми плитами, которые первоначально были, вероятно, оштукатурены и расписаны. Ее окружает терраса, поднятая на высоту четырех ступеней лестницы и служившая монахам для ритуальных процессий. Вокруг большой ступы располагаются другие ступы, меньшего размера.

Здесь в 1917 году была найдена рака с останками Будды. Тогдашний вице-король Индии подарил раку буддистам Цейлона, и с тех пор она сохранятся в Храме Зуба Будды в Канди.

Другая крупная ступа была возведена здесь в память Куналы, сына Ашоки, и его наместника в Таксиле. Мачеха Куналы, Тишьяракшита, воспылала страстью к пасынку, но молодой принц отверг ее домогательства, и она жестоко отомстила ему: подделала царский указ, которым якобы от имени Ашоки предписывалось ослепить Куналу. Министры не хотели исполнять безжалостный указ, но Кунала имел мужество подчиниться тому, что считал волей отца. Когда Ашока узнал о случившемся, он пришел в ярость; а убедившись, что виновницей всему была его собственная жена, повелел ее казнить.

Ступа возведена на том самом месте, где, по преданию, был ослеплен Кунала. Она высится на прямоугольном основании со сторонами 19 X Х31.5 метра и господствует над живописным уголком долины. Верхняя часть ступы плохо сохранилась, и о былом ее величии и красоте нам приходится теперь судить только по сохранившимся деталям архитектурного декора: изящным пилястрам коринфского стиля с великолепными лепными украшениями, карнизам, парапетным плитам и т. д. Примечательной особенностью этого памятника являются и изящные очертания сводов в его цоколе.

Примерно двумя километрами юго-восточнее Сирсукха, тоже в очень живописном месте, находятся ступа и монастырь Мохра-Мораду. До начала раскопок здесь были видны только остатки разрушенного купола. Но когда земляной покров удалили, открылся один из самых замечательных ансамблей буддийской архитектуры.

Большинство ступовых рельефов и других изображений этого памятника хорошо сохранились и свидетельствуют о высоком уровне тогдашнего искусства. Фигуры полны жизни и движения; на некоторых из них заметны следы краски. Весьма интересными памятниками этого района, сохранившими немало образцов буддийского искусства, являются также ступы и монастыри в Пиппала, Джаулиане, Бхамале и Гири.

В этом искусстве гармонично слились художественные стили Востока и Запада. Прекрасный пример такого слияния дают изображения бодисатв и Будды (сидячие и в полный рост). В них скульпторы особенно тщательно прорабатывали линии лица, контуры тела, свободно ниспадающие складки одеяний (очертания тела как бы проступают сквозь ткань). Художники руководствовались принципом верности природе и тщательно отделывали каждую деталь человеческого тела.

Но описание одних только памятников архитектуры и скульптуры не раскрывает еще всего богатства и разнообразия культурного наследия Таксилы — лучшие образцы искусства показывают, что ремесленники и художники этого города сумели достойно выразить в искусстве свою самобытность и свой творческий гений .

Пакистан, карта расположения древнего города Таксила

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика