Святые места Тибета, часть 7: Монастырь Ташилунпо в Шигадзе, дворец Панчен-лам

Шигадзе — второй по значению после Лхасы и первый по величине город Центрального Тибета. Городу насчитывается более пятисот лет. Он расположен на высоте 3900 метров над уровнем моря. До недавнего времени Шигадзе считался запретным для иностранцев городом.

Над городом возвышается величественная достопримечательность Китая, старинная крепость, или дзонг — один из замечательных памятников тибетской архитектуры, монастырь Ташилунпо, сравнимый по великолепию разве что с Поталой. В строительстве ее также применяется характерный архитектурный тибетский стиль — сходящиеся кверху линии продолжают горные склоны. Крепость как бы вырастает из скалы. Также могут быть интересны монастырь-крепость Пунакха-дзонг и горный монастырь Такцанг-Лакханг в Бутане, а также великие монастыри Ладакха, монастыри Ки Гомпа и Фугтал-Гомпа в Индии.

Монастырь Ташилунпо основал в 1447 году ученик великого наставника Цонкапы, признанного после смерти Первым Далай-ламой, Гендун Дубла на деньги меценатов. Полное название монастыря с тибетского языка переводится как «все счастье и благополучие собрано тут». Впоследствии монастырь был расширен Четвертым Панчен-ламой Лобсангом Чокьи Гьялцэном.

Монастырь Ташилунпо считается одним из крупнейших буддийских монастырей Тибета, который к тому же полностью функционирует по сей день, являясь резиденцией Панчен-ламы. Панчен-лама традиционно является наставником Далай-ламы (сокращенно от «пандит ченмо», большой ученый) и отражением Будды Амитабхи и занимает второе место по значимости в иерархии школы гелуг после Далай-ламы.

На противоречиях между двумя иерархами ламаизма пытались играть еще во времена Цинской династии в Китае. Так в 1728 году в Пекине был задержан Далай-лама VII, и Панчен-ламе V предложили править Тибетом. Но он отказался. Позднее нажим с помощью Панчен-ламы VIII был оказан на Далай-ламу XIII. В результате Панчен-лама вынужден был бежать в 1923 году и умер в одной из китайских провинций. Там же из родившихся в это время младенцев был избран его преемник, который вернулся в монастырь Ташилунпо лишь в 1951 году с китайцами.

Также интересно:  Мир буддийской Преисподней, часть 1: Банг Саен, тайская модель Рая и Ада

Монастырь Ташилунпо является родиной ритуального танца чам — пляски усмирения и изгнания демонов, составленной еще великим учителем Падмасамбхавой во время строительства храмов. Во время этого танца участники надевают устрашающие маски и одежды, подобающие каждому персонажу.

По пути к монастырю встречаются изображения будд и бодхисаттв, выдолбленные в скалах и ярко раскрашенные. Паломники останавливаются для молитвы и подносят им шарфы-хадаки.

Ташилунпо необычен сочетанием золотых крыш в китайском стиле (они видны еще при подъезде к городу) и стенами черно-коричневого цвета. Пять зданий монастыря строились в разное время с востока на запад. Между усыпальницами Панчен-лам I и II находится дворец учителей Далай-лам. Рядом с ним — главная святыня монастыря — гигантская статуя Будды Майтрейи — Будды Грядущего, восседающего на цветке лотоса. Высота статуи более 26 метров, она окружена семиярусной галереей.

На её изготовление ушло 279 кг золота, почти столько же серебра, 116 тонн бронзы, более 40 алмазов и 1000 жемчужин. Над статуей работали 900 мастеров на протяжении 9 лет. Посетители могут подняться на верхние ярусы храма по деревянной лестнице, чтобы лучше рассмотреть статую и оценить мастерство тибетцев. На полу можно увидеть большую свастику, выложенную из драгоценных камней.

Расписанный фресками потолок главного зала Ташилунпо подпирают сорок восемь массивных деревянных столбов, среди которых стоит золотой трон Панчен-ламы. В этом зале одновременно может молиться половина предписанных для монастыря монахов (всего предписано 4444). Просторный, вымощенный камнем двор, с четырех сторон украшают многочисленные изображения будд.

Среди погребальных ступ (субурганов) находится и ступа с останками Далай-ламы I. Самая большая ступа была возведена в 1666 году для Панчен-ламы IV. Она высотой 11 метров, из чистого золота и украшена необработанными драгоценными камнями. Очень красива и ступа Панчен-ламы VIII.

Также интересно:  Далада Малигава: Храм Зуба Будды в Канди

В главном зале расположено специальное место, где ламы изучают сутры и слушают проповеди Панчен-ламы. В задней части зала находится пятиметровая статуя Шакьямуни. Согласно легенде, в статуе хранится частичка мощей Шакьямуни. По обе стороны от главного зала находятся святилища.

Правое посвящене богине Таре, левое – Будде Майтрейе. Еще одной достопримечательностью монастыря, помимо дворца и гигантских статуй, являются бесценные росписи. Благодаря многообразию форм, цветов и изысканности, фрески считаются еще одним шедевром буддийского искусства.

Среди них выделяется изображение Владыки смерти Ямы, держащего в своих лапах колесо сансары. В центральном круге изображены животные, символизирующие три омрачения ума: змея — гнев, свинья — неведение, петух — страсть.

Среднее широкое кольцо разделено на шесть секторов и содержит изображения шести видов существования в Мире Страстей. Бог Яма вершит суд в соответствии с Законом Кармы и выносит решение, в каком из шести миров перевоплотиться душе умершего:

  • Боги Мира Страстей;
  • Асуры, воинственные полубоги;
  • Люди;
  • Животные;
  • Голодные духи;
  • Мученики в аду.

Благоприятным считается переродиться в одном из верхних трёх миров. Если же в текущем воплощении человек существенно отяготил свою карму, то его ожидает воплощение в одном из нижних миров.

Кроме того в монастыре хранятся редкие танки, фарфор и стекло минской и цинской эпох. Эти реликвии являются незаменимым материалом для изучения истории и общества в Тибете.

Китай, карта расположения монастыря Ташилунпо

 

Похожие статьи

Добавить комментарий