Православный монастырь Панагия Сумела, находящийся в Алтиндерском национальном парке, был возведён в конце 4 – начале 5 века нашей эры. Для его постройки была выбрана меловая скала в Трабзоне (территория современной Турции). Сама гора называется Мелас (местное название Зигана) и находится в местности, которая называется Мака.
Православная достопримечательность Турции, христианский монастырь Богородицы Панагия Сумела (Sumela Monastery), находится на высоте 1200 метров, в 300 метрах над уровнем моря и высечен в скале. Название монастыря происходит от «Panayia tou Melas», что в переводе означает «Святая дева с горы Мелас». Монастырь является местом паломничества тысяч христиан со всего мира.
Особенно памятна эта величайшая святыня Малой Азии для греков, для которых приход сюда означает возвращение к корням. Всю свою историю, монастырь был одним из центров христианства на этой территории. Днём памяти иконы Панагия Сумела считается 15 августа, а днём памяти монахов-основателей монастыря – 18 августа.
Основателем монастыря считается афинский монах Варнава, основавший его в 386 году. По легенде, он основал монастырь на месте пещеры, в которой была найдена икона Девы Марии. Предположительно её изобразил сам евангелист Лука. А Святой Софроний считается восстановителем монастыря, после разрушения арабами в 6 веке.
По другому же преданию, Варнаве вместе с племянником Сафронием, явилась Богородица и сказала, чтобы они забрали икону, написанную Лукой в храме Великой Панагии в Фивах. А после привезли её на гору Мела и основали там монастырь в честь иконы. Что в последствии и было сделано.
Так же в предании говорится, что огромную помощь в постройке монастыря оказал богатый монастырь Иоанна Предтечи, стоящий на горе Завулон (Вазелон). Именно в честь этого до 1800 года Сумельские монахи отправляли туда «ежегодно 50 сосудов с воском и елеем по 12 окад каждый, а каждые 7 лет – по семилетнему мулу».
В эпоху Византии монастырь имел большое влияние и богатство, так как пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров. Поэтому сам он пополнялся священными реликвиями, а библиотека монастыря редкими книгами и документами.
Современный вид у монастыря появился только в 14 веке, в эпоху Трапезундской империи (примерно 1204 – 1461 годы). Было построено множество помещений, библиотека, несколько маленьких церквей , посвящённых разным святым, вокруг обители, а от набегов решено было построить стены.
Так же монастырю было отписано 24 деревни и 40 поселений для защиты его стен. Ещё в этот период правителем Алексеем III был обновлён главный храм, а так же закреплены привилегии, данные монастырю при его предшественников. Всего привилегий насчитывалось около 1364.
Монастырь всегда был центром православия в Понте, коим он и остался даже в османский период. Несмотря на падение Империи, привилегии Панагия Сумелы были подтверждены султаном Селимом и последующими правителями, а сами они совершали паломничество в монастырь. Поэтому 18-19 века считаются вторым рождением монастыря.
В 1923 году монастырь был разграблен, а икона была вывезена из Турции. После монастырь был закрыть, в 1929 пострадал от пожара, а после и вовсе заброшен. Но в 1996 году он был восстановлен и стал главной культурной и исторической достопримечательностью Турции.
Религиозное значение монастыря очень велико, так как он был центром православия во всём Понте. Первые храмы, построенные при основании, были воздвигнуты в честь Архистратига Михаила, Богородицы и равноапостольных Константина и Елены. Огромное количество паломников приходило в монастырь, для них даже пришлось построить гостиницу.
Османские правители так же понимали значение этого места для христиан. Поэтому они давали монастырю полную свободу, освобождали от налогов и преподносили щедрые дары. Султан Мурат III даже хотел покрыть храм Богородицы серебряным куполом, но монахи отказали. Они боялись, что такой купол привлечёт разбойников.
Константинополь тоже не забывал о влиянии Панагии Сумелы. Поэтому передавал монастырю грамоты, в которых признавалось его духовное господство на окрестных территориях. Так же Константинополь помогал монастырю решить спор о влиянии с трапезундскими архиереями.
Культурное значение достопримечательности так же очень велико. На сегодняшний день сохранились несколько часовен, кельи монахов, кухонные и студенческие помещения, а так же библиотека монастыря. К сожалению, реликвии и книги, которые были собраны в монастыре, вывезли.
Тем не менее, три главные реликвии, хоть и не находятся в монастыре, но. всё же, сохранены. Это икона Богородицы, написанная Лукой, крест с частицей Честного Древа и Евангелие, принадлежащее первому, после возрождения монастыря, игумену Христофору.
Но, помимо уникального комплекса храмов и келий, в монастыре хорошо сохранились лестницы, а так же огромная каменная чаша, наполняемая водой из горного ручья. На стенах монастыря сохранились древние фрески, датируемые 14-15 веками. Фрески выполнены не в каноничном стиле из-за влияния османской культуры, но это делает их только более уникальными. Здесь присутствуют такие фрески, как фреска «Богородица с Младенцем на престоле», фреска «Святой равноапостольный Константин Великий и Святые отцы на Первом вселенском соборе в Никее», а так же фреска «Мелхиседек и Авраам».
До наших дней дошли лишь здания , построенные в 18-19 веке, первоначальный монастырь был почти разрушен арабскими набегами. Но это не влияет на количество посетителей. Сегодня, как и сотни лет назад, монастырь является местом пребывания множества паломников и туристов со всего мира.
Хорошо сохранившийся и отреставрированный монастырский комплекс очень интересное место, которые люди с радостью посещают. Сохранение атмосферы того времени было главной задачей при реставрации, что отлично удалось. Говорят, что если прислушаться, то можно услышать шёпот молящихся монахов.
Реставрация монастыря была проведена в 2007 году. 15 августа 2010 года, впервые после 1922 года, в монастыре было проведено богослужение, которое было, наконец, разрешено властями Турции. На этой церемонии присутствовали, примерно, тысяча паломников, прилетевших со всего мира.
Монастырь находится в Турции в 45 километрах от города Трабзон и в 15 километрах от деревни Мака. Название монастырь получил от меловой горы, на которой он и построен, а точнее высечен. Позади комплекса располагается массивный лес, а сам он обращён к долине Алтиндере.
От деревни идёт дорога, по которой можно без труда доехать до монастыря на автомобиле. Если же подниматься пешком, то это займёт около получаса. Что удивительно, паломники, в старину, преодолевали это расстояние на коленях, не смотря на изрезанность дороги корнями вековых деревьев.
Так же, недалеко от монастыря, в окрестностях города Трабзон, можно посетить развалины императорского дворца и грандиозные городские стены. Собор Святой Софии, построенный в 13 веке, так же посещается многими туристами Трабзона. Так же сохранились многие памятники исламской культуры.
Как добраться:
Всё довольно просто, так, как место очень популярно и известно. На самолёте пролетаем над Чёрным морем и приземляемся в чудесном городе Трабзон в Турции. Так же можно добраться на автобусе, например из Тбилиси. Из Сочи идёт паром, дважды в неделю, и следует до самого Трабзона.
А далее, как уже говорилось раньше, 45 км от города в сторону гор. На автомобиле можно легко добраться до самого храма. А так же можно подняться по вековым ступенькам, которые ведут наверх, к самому официальному входу в монастырь. Несмотря на популярность монастыря, его посещение стоит всего 8 лир, что примерно равно 4,5 долларам США.
Монастырь Панагия Сумела – одна из тех достопримечательностей, которые стоит посетить, если вы находитесь неподалёку. Побывав в монастыре, нужно обязательно испить воды из, так называемого, «Колодца в небо». Огромные капли, падающие со скал, считаются каплями, капающими с небес. И помните, прикоснуться к вековой истории всегда интересно.