Ставкирки, деревянные чудеса Норвегии

Одними из культурных чудес Норвегии по праву считаются средневековые деревянные церкви — ставкирки, которые строили в X-XIII веках. Внешне они напоминают русские церкви, собранные в Кижах, но вот построены совсем по другому принципу.

Ставкирка в Норе

У ставкирок, как эти церкви называются по-норвежски, есть несколько русских названий-переводов — каркасные, столбовые, мачтовые или деревянные церкви (stavkirke, где stav — столб, а kirke — церковь), а появились они в скандинавских странах одновременно с христианством — в конце Х века.

Ставкирка в Ломе

Строились ставкирки из вертикально установленных, а не горизонтально уложенных, как в русских деревянных церквях, бревен, а порталы их покрыты красивейшей резьбой, корни которой уходят в языческое искусство времен викингов.

Ставкирка в Хопперстаде, резьба

 Первые восемьсот деревянных церквей были построены в XI веке в честь — и в результате — победы христианства в стране. Тридцать из этих церквей сохранились.

Ставкирка в Хопперстаде

Стены, как говорилось выше, сделаны из поставленных вертикально и пропитанных смолой бревен. Главным «врагом» церквей было время и гниль: зарытые в землю части бревен, несмотря на пропитку смолой, начинали гнить.

Ставкирка в Хейдале

Позднее строители церквей стали сооружать основание, или лежень, из горизонтальных балок, уложив его на каменный фундамент. При этом все столбы, в том числе и каркасные стойки, называемые мачтами, вставлялись в пазы на лежне.

Ставкирка в Хейдале, интерьер

Каждый столб был высотой около 9 метров (плюс-минус в разных церквях), а его верхняя часть крепилась к верхней опорной балке при помощи подкосных соединений и косых андреевских крестов.

Ставкирка в Хейдале, орган

Интересно, что часть стены собиралась на земле — своеобразными «порциями-блоками», — а уже потом поднималась и устанавливалась на лежащие брусья на фундаменте.

Ставкирка в Боргунде

Туристы часто сравнивают эти норвежские христианские храмы с китайскими пагодами, и они, безусловно, правы: изогнутые крыши, мифологические персонажи, притаившиеся на фронтонах, замысловатые узоры на балках невольно наталкивают на такие сравнения. Ставкирки действительно — завораживающие сказочные строения.

Ставкирка в Боргунде

Существует несколько видов ставкирок. Первоначальная планировка была очень простой: квадратный алтарь, прямоугольный неф и — в больших церквях — боковые приделы. Вертикальные столбы в центральной части служили поддержкой крыши — она на них «лежала».

Ставкирка в Боргунде

В больших и наиболее сложных есть средний неф в центре, поддерживаемый отдельно стоящими мачтами и окруженный более низкой галереей. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен.

Ставкирка в Боргунде

Деревянные врата и откосы обычно украшены замысловатым резным орнаментом. Окон в ставкирках нет. Свет проникает через небольшие вентиляционные отверстия в стенах вверху.

Ставкирка в Боргунде, своды

Хотя ставкирки считаются скандинавским, вернее, норвежским, «изобретением», некоторые ученые полагают, что впервые они «родились» в англо-саксонской Британии. В подтверждение этой гипотезы приводят тот факт, что самая «ранняя», или, наоборот, старая, такая деревянная церковь существует в Гринстеде в Эссексе, а первые христианские священники прибыли в Норвегию из Англии и Ирландии. Однако самые красивые деревянные церкви — в Норвегии.

Ставкирка в Боргунде

Резчики изображали на ставкирках не только сцены из библейской истории, но и из древнескандинавской языческой мифологии, что свидетельствует о переплетении и мирном сосуществовании в культуре конца эпохи викингов элементов язычества и христианства.

В Скандинавии до начала христианизации в орнаментике преобладали условные схематизированные образы, прежде всего зверя, змея и коня.

Ставкирка в Боргунде, замок

Иногда кажется, что резьба так плотно покрывает поверхность, что рассмотреть отдельные детали орнамента совершенно невозможно. Однако это не так. Чтобы расшифровать сложную плетенку, следует начать с чьей-нибудь головы (чаще всего — звериной) и следовать по изгибам тела до конечностей. Тогда неожиданно вы увидите настоящего изогнутого в прыжке красавца-зверя или фантасмагоричную человеческую фигуру.

Ставкирка в Боргунде, портал

Искусствоведы выделяют несколько стилей орнаментального искусства древних скандинавов. Это стиль Усеберга (по найденным в Усеберге вещам с драккара), стиль Борре (по находке в одном из курганом Норвегии), стиль Йеллинге (по находке в кургане в Йеллинге).

Ставкирка в Боргунде, резьба

Для стиля Усеберга наиболее характерен «зверь хватающий», а для стиля Борре — изображения животных, обращенных головами к середине вещи. «Звери хватающие» почти реалистичны и узнаваемы. Они показаны рельефно над плоской поверхностью и очень похожи на маленьких кошек с сильно повернутыми головами, мордами и туловищами, с лапами, сплетающимися с конечностями и хвостами соседних животных.

Стили Йеллинге характеризуется сплетением мощных и исполненных силы тел животных и растительных мотивов. Из стилей Йеллинге и Боре, как предполагают искусствоведы, «выросли» стили Рингерике и Урнес со змеевидными зверями, грациозными и бесплотными.

Ставкирки уже довольно давно взяты под охрану и находятся под защитой государства. Также они включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ставкирке в Боргунде

Начало исследованию церквей положил известный художник-романтик Ханс Юхан Даль, который во время своих поездок по стране сделал зарисовки и тщательно изучил ставкирки. В 1837 году вышла его книга с рисунками, посвященная этой теме.

Ставкирка в Боргунде

Приблизительно в это же время он предложил перенести ставкирку из Ванга в парк королевского дворца в Кристиании, но придворный архитектор Линстоу решительно воспротивился этому. Церковь были приобретена в 1841 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IY и установлена в парке неподалеку от королевского дворца в Шлезвиге.

Ставкирка в Боргунде

Тем не менее, несмотря на первую неудачу, на ставкирки обратили внимание ученые и начали регистрировать и изучать их, которые находились под угрозой сноса. В 1844 году энтузиасты основали Общество охраны старинных памятников Норвегии для защиты значимых древних зданий.

Ставкирка в Урнесе

Председатель этого Общества Николай Николаусен, впоследствии ставший государственным антикваром и членом правления Музея искусств, много время уделял изучению памятников старину и изъездил вдоль и поперек всю Норвегию с целью научных изысканий. Результатом этих исследований стали вышедшие в 1855 году «Памятники средневекового искусства в Норвегии», где особенное внимание уделялось архитектуре деревянных церквей и построек на хуторах.

Ставкирка в Урнесе

В 1877 году Общество приобретает ставкирку из Боргунда, а в 1880 году — церковь из Урнеса, что способствует продолжению роста интереса к деревянным церквям. Ставкирка в Урнесе включена в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Ставкирка в Урнесе

В 1881 году король Оскар II покупает ставкирку из Голя, которую перевозят в 1884 году в королевскую резиденцию на Бюгдё. Вместе с домом из Хова это были первые экспонаты Норвежского народного музея, основанного в 1886 году. А в 1884 году устанавливает ставкирку из Фортуна в своей усадьбе у Фантофта неподалеку от Бергена консул Ф. Гаде.

Ставкирка в Урнесе, интерьер

Друг Норвегии кайзер Вильгельм II возводит ставкирку в парке своего охотничьего замка Роминтен, выстроенного в 1890 — 1891 в «древне-северном» стиле по проекту норвежского архитектора Хольма Мюнте.

Ставкирка в Урнесе, резьба

В 1886 году деревянную церковь из Норе, ставшую впоследствии собственностью Общества, покупает норвежский историк искусства и литературы Лоренц Дитрихсон, а уже в 1892 году выходит его капитальный труд о ставкирках.

Ставкирка в Хеддале

Из Швеции, где он довольно долг жил и преподавал, Дитрихсон «привез» в Норвегию идею реформации искусства на истинно национальной основе. И именно ему принадлежала идея создания Музея прикладных искусств, который был открыт в 1876 году и стал «визуализацией» и «материализацией» национальной идеи. В музее были представлены старинные норвежские ковры, образчики резьбы по дереву и филигрань, которые, по замыслу создателя музея, должны были вдохновлять современных художников на создание национальных произведений искусства. Музей также организовывал курсы обучения резьбе по дереву и ткачеству и выпускал специальные образцы для подражания для художников.

Ставкирка в Хеддале

В 1912 году в Норвегии создается Управление культурным наследием Норвегии (Riksantikvaren), которое существует и сейчас. В 2001 году Riksantikvaren «запускает» программу по восстановлению и реконструкции-реставрации всех норвежских ставкирок до конца 2015 года Норвежский же «Закон о культурном наследии» гласит, что все здания (в том числе и церкви), построенные до 1537 года попадают под защиту государства.

Ставкирка в Хеддале

Сегодня у Норвегии есть полный список старинных зданий, включающий уникальные данные на национальном уровне. Эти данные были сделаны доступными для местного руководства по всей стране в официальной регистрации земельной собственности адресов и зданий (ГАБ Регистрация). Директорат культурного наследия издал также национальный регистр охраняемых архитектурных и археологических памятников «Аскеладден». Это является важным инструментом для сбора полной информации по памятникам и достопримечательностям для муниципальных программ планирования охраны и реставрации памятников истории.

Ставкирка в Хеддале

Самыми известными ставкирками считаются три — церковь Хеддал, ставкирка в Боргунде и в Урнесе. Хеддал-ставкирка  — самая большая в Норвегии. При этом она — не просто памятник архитектуру, но и действующий храм для современных прихожан в городе Нутодден в губернии Телемарк.

Ставкирка в Хеддале

На стене наружной галереи видны рунические надписи, которые свидетельствуют о том, что церковь была построена в честь Пресвятой Девы Марии.

Ставкирка в Хеддале

«Гордостью» церкви является и старинный резной деревянный стул XIII века. А вот роспись, украшающая стены сделана в 1668 году, хотя на западной стене по время реставрации была обнаружена первоначальная роспись XIV века.

Ставкирка в Хеддале

Древнейшая же ставкирка Норвегии была построена в 1050 году. Это церковь Урнес в Люстере. Она невероятно красива — высится на склоне на берегу Согне-фьорда. Высокую кровлю в форме «пирамиды» поддерживают драконы, скалящие зубы и зажимающие в пасти змею, которая вся оплела своего обидчика. Историки до сих пор спорят, что символизирует эта борьба — победу христианства над язычеством или же сцену из языческих мифов.

Ставкирка в Хеддале

И третьей самой известной церковью считается «многоярусная» большая ставкирка в Боргунне с тройным нефом. Она дожила до наших дней практически в первозданном виде, а была построена между 1180 и 1250 годами. На стенах церкви обнаружено несколько рунических надписей.

Ставкирка в Хеддале, алтарь

Не все ставкирки дожили до наших дней. Так, церковь в Фантофте, благополучно простоявшая до 1992 года, ныне представляет собой точную копию оригинального строения, уничтоженного пожаром. Возле нее установлен сохранившийся до наших дней каменный крест, датированный 1050 годом. Снаружи церковь стилизована под старинную, но внутри видна молодая древесина.

Ставкирка в Фантофте

Похожие статьи

Добавить комментарий