Столица Украины Киев известен своими многочисленными памятниками архитектуры XI–XX вв., многие из которых имеют всемирное значение. К числу наиболее выдающихся из них принадлежат Софийский собор и Киево-Печерская лавра, входящие в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Начало их истории восходит к далеким временам крещения Руси…
Софийский собор, главный храм Киева
В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII в. – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».
Строительство Софийского собора началось в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 г. и не позднее 1019 г. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.
Храм Св. Софии затмил собой все, что было создано на украинской земле в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века. Он был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Киевского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Украине библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены основатель собора Ярослав Мудрый, киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.
Сегодня к Софийскому собору со всех сторон подступают многоэтажные дома. Но даже в их окружении силуэт храма не теряет своего величия и мощи. Можно представить, какое впечатление он производил в древности, на фоне невысоких деревянных домов древнего Киева!
Строительная техника и архитектурные формы Софийского собора отражают традиции столичной византийской архитектуры. Однако сравнение Софийского собора с одновременными ему византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему ни в Константинополе, ни в других византийских городах нет. Проведенные исследования показали, что замысел собора принадлежит одному зодчему, разработавшему модель храма, а затем осуществившему этот проект. Скорее всего, он был греком, приехавшим из Константинополя во главе строительной артели.
В Киеве перед византийскими мастерами была поставлена задача, с которой им не приходилось сталкиваться у себя на родине: им предстояло возвести огромный храм, призванный стать архитектурным символом не только княжеской столицы, но и всего обширного государства, сложившегося на землях Восточной Европы под скипетром киевских князей. Храм должен был служить для торжественных церемоний с участием княжеского и епископского дворов и вмещать большое количество людей. Работы подобного размаха нельзя было осуществить силами одних только приезжих мастеров, а это позволяет думать, что к делу были привлечены и местные строители.
Греческие мастера привезли с собой многочисленные канители, карнизы и другие мраморные детали – ведь на украинских землях не было мрамора. Но везти стволы крупных колонн было слишком сложно, и поэтому вместо принятых в Константинополе мраморных колонн пришлось ставить кирпичные столбы, что сразу же резко изменило характер интерьера. Карнизы, парапеты, хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, изготовили из местного сланца (красного шифера), имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Кроме шиферных плит, для убранства полов использовались поливные керамические плитки.
Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) – 37 м (ныне длина – 29,5 м, ширина – 29,3 м, а вместе с галереями – соответственно 41,7 и 54,6 м). Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не давило на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению – центральному куполу на высоком барабане. Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и утопленных в кладку здания, а также фресковыми росписями. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.
За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х гг. митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью реконструировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини. К тому времени Софийский собор уже находился в глубоком упадке.
Первоначально собор имел классические «византийские» романские формы и был, как считают некоторые исследователи, 25-купольным (по другим данным – 13-купольным). Фасады не были оштукатурены – их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. В 1685–1707 гг. храм был основательно перестроен в формах барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII–XVIII вв. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники.
Киево-Печерская лавра, древнейший монастырь Киева
Другим всемирно известным памятником Киева является Киево-Печерская лавра, основанная в середине XI столетия. Ее основателем летописи называют монаха Антония, родом из Любеча. Еще в молодости он ушел на Афон и был там пострижен в монахи, а затем вернулся в Киев. Он отыскал близ села Берестова пещеру («печеру») в склоне горы, когда-то выкопанную варягами, и поселился в ней отшельником. Спустя некоторое время вокруг поселившегося в «печерах» Антония стала собираться братия. Первый храм монастыря, церковь Богородицы, так же как и монашеские кельи, была устроена под землей. Антоний, стремясь к уединению, назначил игуменом Варлаама, одного из своих учеников, а сам выкопал себе новую пещеру на расстоянии 110 саженей от первых и переселился в нее. Впоследствии это место получило название Ближних пещер.
Датой смерти Антония считается 1073 г. К этому времени в подземном монастыре собралось уже около 20 монахов, и игумену Варлааму пришлось выстроить деревянную церковь, так как пещерная часовня уже не могла вместить разросшуюся братию.
С каждым годом популярность монастыря возрастала. Киевские князья всячески поддерживали его. Киево-Печерский монастырь играл роль не только религиозного центра, но и крупного центра культуры и искусства. Здесь работали видные ученые – историки, литераторы и богословы, на славянский язык переводились произведения иностранных авторов. Здесь Нестор-летописец написал свою знаменитую «Повесть временных лет». С лаврой связаны имена выдающегося живописца Алимпия (XI в.) и врачевателя Агапита.
Во время татаро-монгольского нашествия в 1240 г. Киево-Печерская лавра, так же как и город, очень сильно пострадала. Восстановление монастыря затянулось на долгие годы. Лишь в XVI столетии лавра вступает в полосу нового расцвета. К этому времени уже в основном завершилось формирование ее ансамбля, ныне включающего в себя Верхнюю лавру, Больничный монастырь Св. Николая, Ближние и Дальние пещеры.
1690–1708 гг. стали порой самого интенсивного строительства в лавре. Тогда были построены крепостные стены с башнями Кушника, Онуфрия, Малярной и Часозвонной, Экономические ворота с церковью Всех Святых, больничная церковь Св. Николая, корпуса келий, церковь Воздвижения на Ближних пещерах и церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах. В связи с большим размахом строительства появилась острая нехватка квалифицированных мастеров-строителей, которых пришлось выписывать даже из Москвы. В Киеве работали московские мастера Осип Старцев, Дмитрий Аксамитов и др. Поэтому в это время в украинской архитектуре появляется ряд деталей, характерных для Москвы. В 1744 г. было закончено сооружение новой лаврской колокольни (1731–1744 гг.), построенной по проекту немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Это самая высокая из всех колоколен Украины. Диаметр ее основания составляет 28,8 м, высота – 96,5 м.
Одновременно с колокольней был восстановлен и заново украшен огромный Успенский собор – главный храм лавры. Закладка Успенского собора – его называли Великой церковью – состоялась в 1073 г. Строили его четыре «искусных строителя» из Константинополя. Украшение собора росписями и мозаиками продолжалось до 1089 г., после чего он был освящен. Современники, видевшие храм во времена его «молодости», называли его «небесам подобным».
В позднейшие времена Успенский собор неоднократно разрушался и перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 гг., свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме громадный пожар 1718 г., после чего в 1723–1729 гг. под руководством архитектора И. Каландина были проведены большие реставрационные работы. Тогда собор приобрел черты украинского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы были обильно украшены лепным орнаментом. Вместо прежнего одноглавия были устроены семь куполов, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Многострадальный собор был взорван фашистами в ноябре 1941 г. Ныне существующее здание собора построено в 1998–2000 гг.
Комплекс Верхней лавры, Ближних и Дальних пещер складывался почти на протяжении 900 лет, поэтому в нем почти отсутствует какая-либо планомерность, но зато каждый уголок отличается редкостной живописностью. Монастырская трапезная была сооружена в 1108 г. на средства князя Глеба Всеславича. Реставрация трапезной в XVI в. не нарушила ее облика. Троицкая надвратная церковь построена в XII в. и прекрасно сохранилась до наших дней, хотя и в реставрированном виде.
Влево от главного входа в лавру находится Больничный монастырь с маленькой церковью Св. Николая (конец XVII в.). Этот белоснежный храм завершен синим куполом грушевидной формы с золотыми звездами и изящной маковкой. К северу от Успенского собора высится стройный силуэт пятикупольной церкви Всех Святых на Экономических воротах (1696–1698 гг.). Нижний ее ярус занимает проезд, а верхний – собственно храм. Церковь Всех Святых на Экономических воротах является одним из наиболее ярких образцов украинского барокко.
Ансамбль Ближних пещер, раскинувшийся у подножия холма Верхней лавры, в окружении садов и густых зарослей деревьев и кустарников, является одним из самых живописных уголков Киево-Печерской лавры. Комплекс Ближних пещер также складывался на протяжении веков. Уже в 1-й пол. XI в. тут существовали подземные церкви Св. Антония, Св. Варлаама, Введения во храм, кельи и крипты с захоронениями. Здесь, в частности, погребены Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», художники Алимпий и Григорий, врачеватели Агапит и Дамиан, церковный писатель 1-й пол. XIII в. Поликарп, епископ Владимирский и Суздальский Симон.
Центром комплекса Ближних пещер является трехкупольная Воздвиженская церковь, построенная в 1700 г. на средства киевского полковника Павла Герцыка. В середине XVIII в. к ее западному фасаду была пристроена трапезная – небольшое прямоугольное здание, увенчанное большим куполом на низком восьмигранном барабане. Своими приземистыми формами она как бы подчеркивает стройность Воздвиженской церкви. В 1763–1768 гг. была сооружена двухъярусная колокольня (арх. И. Г. Григорович-Барский). Поставленная над откосом горы, она является главной вертикалью всего ансамбля Ближних пещер.
К югу от Верхней лавры, на высоком холме, разместилась третья часть Киево-Печерского монастыря – Дальние пещеры. Именно здесь в первой трети XI в. возникли первые пещеры с подземной церковью Благовещения. Затем, через несколько лет, была построена надземная деревянная Успенская церковь. В 1635 г. вместо нее была сооружена новая деревянная церковь Рождества Богородицы, замененная в 1696 г. каменной.
Территория Дальних пещер состоит из двух площадок. На нижней расположена церковь Иоакима и Анны (XIX в.), а на верхней – церковь Рождества Богородицы, построенная в 1696 г. на средства полковника Мокиевского.
Церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах является уникальным произведением украинской архитектуры XVII в. Ее главное здание увенчано тремя куполами, но по углам поднимаются еще четыре купольные часовенки. Все семь глав образуют чрезвычайно живописную пирамидальную композицию, завершенную центральным куполом. С разных точек обзора храм всякий раз предстает в новом и необычном ракурсе. В Дальних пещерах находится 46 захоронений, но только два из них относятся к домонгольской эпохе. Всего же на территории Киево-Печерской лавры погребены десятки известнейших деятелей украинской истории.