Шрисайлам: Храм Малликарджуны, место исполнения желаний

Одно из самых популярных и древнейших священных мест (кшетр) и достопримечательностей Индии находится в холмистой местности восточной Индии, штате Андхра Прадеш. Первые письменные источники, датируемые началом нашей эры, свидетельствуют о святости города Шрисайлам. В частности, одно санскритское утверждение гласит, что человек, хотя бы единожды увидевший священный холм, освобождается от цикла перерождения.

На этих холмах расположены важнейшие паломнические места, упомянутые в различных священных для индусов писаниях, в том числе Сканда и Маркандея Пуранах. Один из 12 Джьйотирлингамов Шивы, знаменитый сваямбху-мурти, самопроявленный лингам, исполняющий желания, находится в храме Шри Малликарджуны. Женское, сопутствующее божество Шри Бхрамарамба – грозная богиня, почитается как Шактипитха (женская ипостась бога). Прочие Джьйотирлингамы расположены в Омкарешваре, Рамешвараме, Веравале, Дварке, Кедарнатхе, Веруле, Удджайне, Деогархе, Варанаси, Дакини и Насике.

В прошлом, эти места и весь район, представляющий собой энергетический центр, почитался местными аборигенами, адиваси, народом Ченчу. Следы этого поклонения можно найти в сохранившихся легендах о Шиве и Шакти. Кстати говоря, большинство местного населения разных категорий – обладатели племенной внешности и соответствующего менталитета. Как свидетельствуют мифологические источники, в частности Сканда Пурана, лингам почитался демоном-асуром Хираньякашьяпа еще в эпоху Крутха Юга, Шри Рамой в эпоху Трета Юга, Пандавами в Двапара Юге.

В связи со святостью кшетры современный Шрисайлам круглогодично встречает огромное количество паломников не только из Андхра Прадеш, но и из ближайших штатов Карнатака, Махараштра и Тамил Наду. Во время фестивалей их количество становится нереально огромным. Шиваратри, Макара Санкранти и Угади – главные фестиваля в Шрисайламе.  На языках телугу, каннада, тамили существует множество легенд, рассказывающих о чудесах, связанных с Шрисайламом и храмом Малликарджуны.

Одна из историй этого края рассказывает, что когда – то давно принцесса Чандравати из династии Чандра Гупта полюбила Махадэва (верховного бога) Шиву. Однажды ночью Шива явился ей во сне и сказал идти жить в джунгли, неподалеку от улья пчел, тогда он придет и женится на ней. На следующий же день она отправилась в непроходимые джунгли, следую указанию Шивы. Заметив пчелу, она последовала за ней, пока не оказалась у большего дерева с пчелиным ульем, где остановилась и стала возносить молитвы Шиве под большим деревом, рядом с пчелиным роем. Местные аборигены-адиваси заметили ее и стали приносить фрукты, мед и молоко.

Однажды Шива и Парвати шли мимо этого места. Обратившись в старика, он явился перед принцессой и, несмотря на свой возраст, настоял на свадьбе. Во время праздничной церемонии один из аборигенов предложил Шиве мясо и выпивку, в связи с чем тот покинул пир, несмотря на мольбы принцессы. В горечи она прокляла его обратиться в камень на том же месте, где он и стоял. Теперь этот камень почитается в качестве Джьйотирлингама. Парвати прокляла девушку родиться пчелой (Бхрамарам), откуда и произошла Бхрамарамба – главное женское божество Шрисайлама.

Археологические свидетельства говорят о почитании Шивы в этих краях, начиная с первого века нашей эры народом Сатавахана и правящим монархом всей территории плато Деккан, царем Пуламави, чьи письмена находят в древних пещерах под Насиком, Махараштра. Позднее, начиная с третьего века, здесь обосновалась династия Паллавов. В этот период были построены некоторые храмовые строения. После череды династий, в 16 веке, крупнейшая цивилизация той эпохи, Виджаянагара, закончила исторический период Шрисайлама. Именно тогда были построены основные мандапы и другие храмовые строения, а позднее, благодаря различным спонсорам были установлены золотые элементы храмов и святилищ.

Главные гопуры были построены различными царями этой династии. Главное святилище, где пребывает джьйотирлингам Малликарджуны, было построено во времена правления династии Какатья, царя Ганапатидэвы. Стена вокруг храма украшена многочисленной резьбой с сюжетами из пуран, портретами и формами божеств и деяниями святых героев.

По уже сложившейся традиции, вход в главный мандир разделен – самая длинная очередь для бесплатного поклонения-даршана, и несколько других за 20, 40 и тд рупий. Вход как обычно, казарменного типа – колючая проволока и строгая охрана, следящая за отсутствием у паломников мобильника или камеры. Внутри – удивительно спокойная и располагающая к медитации атмосфера. В будни паломников обычно не очень много и очереди на даршан практически нет. Личные вещи можно сдать в камеру хранения за небольшую плату в несколько рупий. Внутри помимо основного храма есть несколько других святилищ, а также крупный каменный бык-Нанди.

Реку, омывающую три местных священных холма: Брахмагири, Вишнугири, и Рудрагири, называют еще Патала Ганга. Омовение в реке – обязательный священный ритуал, обязательный при посещении Шрисайлама. Согласно Сканда Пуране, плоды посещения святой кшетры невероятно велики: одно подношение в храме равно лакхам (сотням тысяч) подношений на Курукшетре и двум тысячам омовений в святой Ганге, долгому подвижничеству на берегах Нармады или рождением в Варанаси.

В наши дни улицы городка постоянно напоминают о Шиве – стены и дома украшены многочисленными граффити в современном стиле, изображающие Шиву в различных формах и ситуациях, истории из мифов и другие религиозные символы.

Холмы Налламалай – один из немногих центров дикой природы Индии, сохранившийся до наших дней. Густые, труднопроходимые джунгли раскинулись на множестве красноватого цвета холмов, в небольших долинах лес вырублен и стоят немногочисленные деревни с домами из тростника. О том, что это 21 век напоминают лишь спутниковые тарелки на хлипких крышах. В местных лесах водится очень много животных – богатейшая фауна состоит из множества видов птиц, рептилий и млекопитающий. Здесь сохранилась небольшая популяция тигров и других крупных зверей, которые перечислены во многих придорожных табличках, оповещающих об осторожности на дороге.

Также интересно:  Элефанта, остров пещерных храмов культа Шивы

Помимо храма Малликарджуны на местных холмах сосредоточено порядка десятка менее важных святилищ, экскурсия на рикше примерно на полдня – 500 рупий. Река Кришна судоходна, пару утлых судов возят порции индийских отдыхающих паломников. Билет, включающий проезд на канатной дороге и лодке, стоит около 100 рупий. Это занимает немного времени, зато можно полюбоваться живописными видами речных долин.

Индия, карта расположения Шрисайлама

 

Похожие статьи

Добавить комментарий