Город Синтра, расположившийся среди зеленых холмов Лиссабонской Ривьеры – редчайшая жемчужина культурного наследия Португалии. Этот небольшой город включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Некогда Синтра была летней резиденцией для монаршей семьи Португалии, отсюда ее великолепные дворцы, декоративные фасады зданий, зубчатые валы башен. Среди густых лесов на склонах холмов скрываются старинные замки и поместья, откуда открываются превосходные виды.
Королевский дворец Синтра
В центре города находится живописный Национальный королевский дворец Синтра (Palacio Naсional de Sintra). Его легко узнать по двум огромным белым коническим дымоходам. С начала XIV в. этот дворец был летней резиденцией португальских королей. Интерьеры и обстановка дворца поистине великолепны. Здесь хранится одна из древнейших и ценнейших коллекций изразцов в Португалии.
В 1755 году дворцовый ансамбль пострадал от печально знаменитого Лиссабонского землетрясения, но был вскоре восстановлен, используя описания дворца современниками. В XIX веке Синтра вновь стала излюбленным местом для королей и дворец часто был заселен. Королева Амелия, в частности, очень любила дворец и даже сделала несколько его рисунков. С момента основания Республики в 1910 году дворец стал национальным памятником. В 1940 году он был отреставрирован по проекту архитектора Рауля Лино, который попытался вернуть дворцу бывшее великолепия, добавив в интерьеры старую мебель и плиточные панно из других дворцов.
Замок мавров, или замок Синтры
Крутая дорога поднимается наверх, в горы, к самым живописным памятникам Синтры. Старейший — Замок мавров или замок Синтры (Castelo dos Mouros). Замок расположен на одном из холмов скалистого массива горы Синтра. С высоты стен открывается потрясающий вид на одноименный город, атлантический океан, зеленые долины, отсюда видно даже дворец Мафра.
История замка началась в VIII веке, когда мусульмане добрались до иберийского полуострова, здесь они возвели примитивные защитные сооружения и основали поселение «as-Shantara».Замок был построен в стратегическом месте, отсюда мавры могли контролировать основные пути, соединяющие Лиссабон, Синтру, Мафру и Кашкайш.В начале XII века, пока мавры между собой делили власть, король Афонсу Энрикеш освобождал португальские земли. После успешной осады замка Святого Георгия в Лиссабоне в 1147 году, мавры оставили и Синтру.
Одна из легенд гласит, что мусульмане настолько были удивлены победой крестоносцев в Лиссабоне, что сдали замок Синтры без боя в надежде, что вскоре вернутся. В одной из пещер вблизи замка спрятали сокровища. Эта легенда вполне имеет право на жизнь. В горном хребте Синтры множество пустот естественного происхождения. Геологи выяснили, что пещеры тянутся под всем плато и имеют выход к морю, некоторые из них в приливы наполняются морской водой.
Возможно, что эти естественные пещеры служили маврам секретными ходами за пределы замка и могли стать тайником для сокровищ. Сокровища, кстати, так никто и не нашел. Замок занимает площадь 12 тысяч кв. метров, периметр стен 450 метров. Португальцы на правах хозяев улучшают конструкцию крепости, возводят часовню.
В ожидании, что мусульмане вернутся, крепость становится стратегическим наблюдательным пунктом. Здесь размещают небольшой отряд, который в случае надвигающейся угрозы с берега или суши, должен был немедля сообщить об этом королю.К XIII веку Синтра становится излюбленным местом португальских королей. Но аскетичному замку, правители предпочли более комфортные покои национального дворца Синтры.
Постепенно замок приходит в упадок. Этот процесс ускорился в XV веке, когда евреи, единственные обитатели замка, были изгнаны из страны. Заброшенный замок был оставлен на несколько столетий. Силы природы почти разрушили его: сначала молния, ударившая и уничтожившая башню, затем землетрясение 1755 года. Только в XIX веке с пришедшей модой на романтизм возобновляется история замка Мавров. Как раз в это время король-консорт Фернанду II затевает по соседству стройку века — новую королевскую резиденцию дворец Пена. Под шумок король скупает близлежащие земли, в том числе и замок за 210 реалов.
Несмотря на дилетантский подход к восстановительным работам, Фернанду II удалось остановить разрушительный процесс, восстановили стены, посадили деревья, проложили дорожки. И именно благодаря тонкой художественной натуре короля сегодня мы можем гулять по этому пропитанному историей и романтизмом месту.
Вернули былую мощь замку Мавров уже в середине XX века: привели в порядок стены, провели археологические раскопки. Так, например, были найдены древние захоронения. Сейчас замок Мавров — это мощные стены, за которыми можно увидеть остатки мавританской цистерны, в которой запасали воду на случай осады, руины часовни с археологической экспозицией.
Дворец Пена
Еще выше на холме на высоте 450 м над уровнем моря, словно грациозная райская птичка, парит над городом удивительный дворец Пена (Palacio da Репа), привлекая внимание причудливыми башнями, куполами и ажурными галереями, стены которого выкрашены в сочные и яркие цвета, необычные для замковой архитектуры. Да и сама архитектура – яркий образец эклектики – поражает обилием элементов совершенно разных стилей, которые были собраны талантливым архитектором в чудесный и органичный букет.
Любоваться фантастическим дворцом Пена можно часами напролет, находя в его облике черты европейского романтизма, неоренессанса и неоготики, элементы старинного национального стиля мануэлино и роскошных мавританских дворцов.
О возрасте дворца Пена нельзя сказать однозначно. С одной стороны, ему не так уж много лет, ведь летняя резиденция для португальской королевской семьи была обустроена здесь всего лишь в середине 19 века. Но, с другой стороны, истоки истории дворца теряются в средневековье, когда на его месте была воздвигнута часовня в честь Богоматери Пена.
Место для скромной деревянной часовни Носа-Сеньора-да-Пена, по легенде, было указано самой Девой Марией, явившейся кому-то из местной знати в видении. Живописный городок Синтра, отвоеванный у мавров еще в середине 12 века, пользовался популярностью у португальских монархов, которые во время летнего отдыха нередко посещали и часовню в горах – тихое, уединенное место.
В 1493 году как простые паломники поднялись на вершину горы к часовне король Жуан II и его супруга Леонор. В годы правления короля Мануэла I Счастливого на месте часовни началось строительство монастыря Ордена Святого Иеронима. Изначально постройка монастыря была приурочена к радостному известию о рождении долгожданного наследника, который от своих родителей (Мануэла I и Изабеллы Астурийской) получал титулы властителя Португалии, Кастилии и Арагона и мог бы когда-нибудь объединить полуостров в единое королевство. Однако радость Мануэла I была преждевременной: сначала при родах умерла его жена, а через пару лет скончался и малолетний принц Мигель да Паш. Таким образом, достраивался монастырь уже в честь светлой памяти упокоившихся родственников короля, который после смерти первенца женился на сестре бывшей жены, Марии Арагонской.
Небольшой монастырь, выстроенный из дерева и камня, на протяжении многих лет был достаточно скромной обителью для 15-18 монахов-иеронимитов. В 1530-х годах ко двору короля Жуана III в Лиссабон был приглашен французский скульптор и архитектор Николя Шантерен, который помимо прочего создал изумительное украшение из мрамора и алебастра для алтаря часовни Носа-Сеньора-да-Пена.
Именно она, по счастливой случайности, смогла уцелеть и во время пожара от удара молнии, возникшего в монастыре в начале 18 века, и во время разрушительного Великого Лиссабонского землетрясения в 1755 году. В 1834 году, после национализации имущества мужских монашеских орденов в Португалии, монастырь Богоматери Пена был распущен, а его земли выставлены на продажу.
Живописные руины старинного монастыря приобрел в 1838 году король-консорт Фернанду II, который был далек от политических страстей и получил от современников прозвище «Король-художник». Романтичный король, выходец из Саксен-Кобург-Готской династии, почему-то не жаловал старинный дворец Синтры в историческом центре города и решил выстроить новую летнюю резиденцию, которая была бы не простым дворцом, а настоящим воплощением сказочной мечты. Подобные фантазии, рожденные в голове его дальнего родственника, эксцентричного короля Людвига II, привели к появлению неповторимых баварских замков Нойшванштайн, Херренхимзее и Линдерхоф, а благодаря фантазиям Фернанду II появился сказочный дворец Пена.
Возрождение бывшего монастыря и превращение его в королевский дворец началось с ремонта обители, часовни, ризницы, колокольни и других построек в стиле мануэлино, которые образовали собою Старый дворец – северное крыло дворца Пена. Бывшие крохотные кельи монахов были заменены на более просторные комнаты с прекрасными сводчатыми потолками в готическом и мавританском стиле. В 1842 году король решил расширить дворец, поручив строительство нового крыла барону Людвигу фон Эшвеге, который был военным и горным инженером, а вовсе не архитектором, однако, успешно компенсировал недостаток профессиональных знаний багажом различных сведений об интересных архитектурных творениях, накопленным во время многочисленных путешествий.
Новый дворец, а также стена со сторожевыми башнями и подъемным мостом, окружающая весь комплекс зданий, сооружались 12 лет, поскольку в работу барона Эшвеге нередко вмешивались сам Фернанду и его супруга Мария. Будущие хозяева дворца вносили изменения и предлагали новые элементы в оформлении фасадов и интерьеров. Например, Фернанду стал автором входных ворот в мавританском стиле и изящного, причудливо декорированного окна на главном фасаде дворца. Оформление интерьеров дворца Пена было завершено в середине 1860-х годов, хотя некоторые изменения вносились и позже. После смерти королевы Фернанду уступил престол своему сыну и через несколько лет женился на оперной диве Элизе Хенслер, графине фон Эдла. Именно она после смерти Фернанду в 1885 году унаследовала дворец Пена, который вскоре был выкуплен у нее португальским королем Луишем I, желавшим возвратить дворец в собственность королевской семьи.
Дворец Пена оставался одним из самых любимых мест отдыха королевского семейства, вплоть до свержения монархии в ходе Португальской революции в 1910 году. Королева Амелия Орлеанская и ее сын Мануэл II, последние короли Португалии, накануне своего изгнания из страны проживали во дворце Пена, тревожно вглядываясь в мятежный Лиссабон, который в ясные дни отчетливо виден с террасы дворца. Впоследствии национализированный дворец был преобразован в музей и получил статус памятника архитектуры национального значения. В конце 20 века потускневшему от времени дворцу возвратили яркую раскраску стен, что поначалу с недоумением и возмущением воспринималось публикой, которая привыкла к блекло-серому фасаду.
Фасад дворца Пена и его интерьеры сохранились без изменений за прошедшее столетие, с того момента, как его покинула королева Амелия. Дворцово-парковый комплекс состоит из четырех условных частей, которые удобно осматривать по очереди, поскольку в каждой из них достаточно необычных деталей и элементов. Первой частью дворца является сооружение, окружающее собою основные здания и включающее в себя крепостную стену с зубцами и башенками, входной тоннель и двое ворот, одни из которых укреплены подъемным мостом. Над аркой внутренних ворот находится весьма популярная у туристов скульптура тритона – мифического существа, достаточно злобного на вид, которое якобы символизирует собою сотворение мира из четырех стихий.
Также из скульптур Пена можно отметить весьма необычное изваяние крокодила, прилепившееся, подобно горгулье, к одной из стен.
Ко второй части дворца относятся бывший средневековый монастырь иеронимитов, часовня в стиле мануэлино и башня с солнечными часами, которая была сооружена в 1843 году. Солнечные часы созданы не только как декоративный элемент, оказывается, их механизм связан с механикой, с помощью которой ежедневно в полдень дает залп пушка, стоящая на террасе.
Общий вид на здание монастыря и часовой башни лучше всего открывается с третьей части дворца – внутреннего двора, украшенного мавританскими арками.
Внутренний двор является одновременно и просторной террасой, и балконом с ажурными арками, а также местом, откуда можно взглянуть на бушующий вдалеке Атлантический океан.
Четвертой частью дворца Пена является новое крыло с его цилиндрическими бастионами, а также территория, прилегающая непосредственно к нему. Наиболее примечательное убранство дворца Пена можно увидеть в Главном зале, где были собраны фрески, люстры, мебель и другие элементы декора, датированные 14-19 веком.
В Саксонском зале представлена выставка богатого собрания саксонского фарфора, а в Зале Оленя можно увидеть выставку, посвященную искусству витражной росписи.
Ландшафтный парк прекрасно спланирован, в нем стоит крест XVI века, отмечающий самую высокую точку массива Сера-ди-Синтра, откуда открываются чудесные виды.
Португалия, карта расположения Синтры