Симхачалам, святилище яростного бога

«Симхачалам» означает «холм льва». Так называется гора, на вершине которой на высоте 244 м над уровнем моря стоит одноименный индуистский храм. По преданию, в древние времена вершина горы была обиталищем свирепых львов. Храм Симхачалам, также известный как Симхагири, расположен в штате Андхра-Прадеш, в 16 км от города и порта Вишакхапатнам. Это один из главных исторических и архитектурных памятников Андхра-Прадеш и одна из главных вишнуитских святынь и достопримечательностей Индии.

Храм Симхачалам, история и легенды

С самого момента своего возникновения храм Симхачалам был окутан тайнами и легендами. По всей видимости, он основан в эпоху Чалукьев (XI в.), но точная дата его постройки неизвестна, также как и подробная история до XIX века. Единственный исторический источник — надписи, высеченные на стенах и колоннаде храма.

Их насчитывается 525, и самая ранняя относится к 1098 году. В надписях упоминаются имена правителей, которые, сменяя друг друга, вносили свой вклад в процветание храма. В одной из них возносится хвала королю Нарасимху I за постройку в 1267 году великолепного главного святилища. Сегодня это самая древняя постройка на территории храма.

Храм Симхачалам посвящен Нарасимхе. Во многих частях Индии его почитают как самостоятельное божество, однако, строго говоря, это четвертое воплощение бога Вишну. По преданию, Вишну принял образ Нарасимхи, чтобы расправиться со злым царем Хираньякашьяпу, получившим бессмертие от бога Брахмы за свои огромные жертвоприношения.

Ни человек, ни животное, рожденные от смертной женщины, не могли убить Хираньякашьяпу. Он не мог умереть днем или ночью, на земле или на небесах, от огня, воды или какого-либо оружия. Чтобы уничтожить тирана, Вишну вышел на бой в образе Нарасимхи — получеловека-полузверя, — схватил его клыками, положил к себе на колени и перекусил пополам. Однако ярость Вишну была так велика, что продолжала бушевать и после уничтожения Хираньякашьяпу.

Также интересно:  Боробудур, буддийская модель мироздания

Так как Нарасимха является божеством победы, владетели многочисленных индийских княжеств всегда стремились заручиться его поддержкой. Среди мемориальных надписей на стенах храма сохранилось множество победных реляций, в которых прославляется помощь Нарасимхи. Известно, что правитель Виджаянагара король Кришнадеварайя дважды — в 1516 и 1519 годах — посетил Симхачалам, преподнеся божеству золото и драгоценности. На протяжении двух столетий правители Виджаянагара являлись опекунами храма.

В XIII—XVI веках храм Симхачалам стал популярным местом поклонения, к которому стремились паломники со всей Южной Индии. Но после завоевания этих мест североиндийскими султанами, исповедовавшими ислам, слава храма померкла. Часть построек была разрушена мусульманскими воинами, поток богомольцев уменьшился, и Симхачалам пришел в упадок. К счастью, он не был полностью разорен и в XVIII—XIX веках вернул себе былое величие.

Симхачалам, «храм тысячи ступеней»

Симхачалам называют «храмом тысячи ступеней». От подножия горы к нему ведет длинная каменная лестница с площадками для отдыха. Раньше это была единственная дорога к храму. Подняться сюда нелегко, и люди часто останавливались на этих тенистых площадках, где они могли еще раз подумать о главном перед встречей с божеством и отбросить все суетное и мелкое. У подножия холма для отдыха паломников устроен просторный двор с навесами и бассейнами с водой.

Симхачалам, как и все средневековые индийские храмы, обнесен высокой каменной стеной. Ворота располагаются с западной и северной сторон. Главные — западные, их венчает высокая башня-гопурам, украшенная лепными горельефами, изображающими сцены из жизни богов.

Если другие индуистские храмы обращены на восток, то Симхачалам — на запад. Легенда объясняет это так. Давным-давно в эти места пришел мастер и решил построить тут храм. На родине у него осталась жена, которая ждала ребенка. Вскоре родился сын. Когда он вырос, мать рассказала ему об отце, и сын зaxoтeл найти его. Отправляя сына в дальний путь, мать сказала: «Ты должен продавать любимые плоды отца по очень дорогой цене, и тот, кто купит их, и есть твой отец». Сын сделал так, как велела мать, и нашел отца. Они решили показать храм матери и сделали колесницу, чтобы перевезти его. Но однажды в ссоре разгневанный отец убил сына и лошадей, и храм остался стоять обращенным на запад, и колесница до сих пор находится возле него.

Также интересно:  Унакоти: Каменные боги "Источника красоты"

Впрочем, знатоки индийских религиозных традиций утверждают, что необычное расположение Симхачалама объясняется его посвящением всегда готовому ринуться в бой Нарасимхе: обращение на восток, согласно индийским верованиям, приносит процветание, в то время как обращение на запад — победу.

Внутри храма, прямо напротив ворот, высится священный столб — Каппам Стамбха, прикосновение к которому, как считают, исцеляет болезни рогатого скота и бесплодие у женщин. На одной линии с ним расположились главное святилище, богато украшенное скульптурами божеств, слонов, цветов и растений, мифологических зверей и птиц, резными каменными украшениями.

К святилищу примыкает зал Калияна Мандапа, в котором каждый год устраивается праздник Калияна — день свадьбы бога Вишну с богиней Лакшми. Внутри зал украшают 16 колонн с рельефами, изображающими различные воплощения Вишну. На территории храма можно увидеть и каменную колесницу, подобную той, что стоит в храме Солнца в Конараке.

В ансамбле храма особо выделяется роскошный портик из полированного черного гранита. Он имеет 96 колонн, установленных в шесть рядов — по 16 колонн в каждом.

В святая святых храма, в громадном сумрачном зале, высится позолоченный балдахин, под которым можно видеть деревянную статую Варахи Нарасимхи, скрытую под толстым слоем сандаловой пасты. В образе Варахи сплелись черты человека, льва и вепря: он наделен туловищем и руками человека, головой вепря и хвостом льва. Считается, что он способствует победе над врагами, гарантирует успех в сражениях, излечивает все болезни и обеспечивает благосостояние.

Статуя круглый год покрыта сандаловой пастой, что придает ей сходство с лингамом Шивы. Как считается, сандаловая паста успокаивает ярость Нарасимхи. Она снимается только на один день: это происходит ежегодно в апреле — мае и отмечается как главный храмовый праздник. Традиция эта берет начало в далеком прошлом. По легенде, царь Пурурава, путешествуя со своей любимой женой Урваси, остановился по ее просьбе на горе Симхачалам. Ночью во сне царю явился Нарасимха и повелел, чтобы его статуя показывалась людям всего один раз в году — на третий день месяца вишакха. Все остальное время образ божества должен быть покрыт сандаловой пастой. Тот же, кто ослушается этого повеления и увидит статую в другой день, навлечет на себя и свою семью нескончаемые беды.

Также интересно:  Томбукту и Дженне, глиняные сокровища Африки

В день снятия пасты с божества отмечается праздник Чандраятра (Чанданотсавам). На него собираются тысячи людей, так как считается, что душа увидевшего статую Нарасимхи получит спасение.

Над статуей подвешен медный колокольчик, в который монахи звонят один раз в день, во время омовения каменного основания статуи. Под звон колокольчика вода вытекает по специальному желобу наружу, в небольшую ванну. Она считается целебной, и каждый паломник спешит омыться ею. На территории храма бьет источник Гангадхара, вода которого, как считают, также имеет лечебные свойства.

Храм Симхачалам известен как второй самый богатый храм Индии (после Тирупати). Миллионы приверженцев Вишну ежегодно посещают его. Особенно велик наплыв паломников в дни главного храмового праздника Чанданотсавам. Каждый приходящий сюда оставляет храму пожертвования, составляющие в итоге весьма немалую сумму.

В храме хранятся и многие драгоценности, в разное время пожертвованные правителями различных индийских династий. Среди многочисленных золотых украшений и драгоценностей выделяется ожерелье из крупных изумрудов, подаренное храму виджаянагарским королем Кришнадеварайя в ознаменование его победы над калингским правителем.

Индия, карта расположения храма Синхачалам

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика