Монастырь Сершул был основан в 1701 году и расположился в 38 км к западу от городка Джуманг уезда Сершю в провинции Сычуань. Полное название монастыря – Сершул Текчен Даргьелинг. Монастырь находится на высоте 4100 м в 815 км от Синина, в 1050 км от Чэнду и в 1450 км от Лхасы. Вокруг монастыря находятся деревня, возникшая вслед за монастырем, и лагеря кочевников. Этот уезд считается самым высокогорным, крупным, холодным, бедным и удаленным уездом в провинции Сычуань. Туристы приезжают сюда крайне редко, а местные считают, что монастырь стоит на границе между двумя историческими регионами Тибета – Амдо и Кхамом. Горный хребет Сершю в Кхаме встречается здесь с бескрайней пустыней Амдо.
Монастырь Сершул относится к школе Гелуг тибетского буддизма. В монастыре проживает около 1400 монахов, и он считается крупнейшим монастырем школы Гелуг и единственным учебным центром в Кхаме, где можно получить степень геше (наставника). В монастыре действует 6 колледжей, возглавляемых харизматичным Друкпой Ринпоче.
Монастырь почти не пострадал во время Культурной революции, здесь сохранилось шесть храмов в хорошем состоянии. Комплекс составляют Цокчен (зал собраний), Джамкханг (храм Майтрейи), Гонкханг (храм божества-защитника), Девачен Лхаканг (храм Амитабхи), Менцикханг (в котором сохраняется традиция Мипам Ринпоче) и строение, в котором находятся три колеса мани.
Центральный, самый большой храм, был построен в 2007 году и назван Цонкапа Лхаканг. Чтобы подчеркнуть гармонию тибетского буддизма, на втором этаже нового храма собраны реликвии четырех важнейших школ: Гелуг, Сакья, Ньингма и Кагью. К ним относится один из зубов Цонкапы, хранящийся в священной ступе (чортен) на верхнем этаже. Также в Сершуле сохранились очень старинные и редкие реликвии, например, старинная статуя Ваджрапани, деревянная колода и каменный молот, которыми пользовались в древнем университете Наланда при посвящении в монахи и во время молитв во времена Будды Гаутамы.
В монастыре также есть много ценных священных реликвий, оставленных видными монахами после их смерти. Например, в 1995 году, когда скончался лама Тринли Норбу, на его черепе возник след образа Ваджрапани. В 1997 году, когда умер лама Трива Лобсанг, в его сердце отпечатался образ Арьи Тары.
В монастыре Сершул на самом деле два Зала Собраний. Тому, что редко используют, говорят уже более 300 лет. Другой – 4-этажное современное здание, прилегающего к историческому Залу Собраний. На нижнем уровне последнего расположился главный зал с большим изображением Будды в окружении учеников и тронами Друкпы Ринпоче и его отца, а также алтарь с отдельным входом, в котором хранится трехмерная мандала Калачакры. В главном зале также можно найти изображения Авалокитешвары, Кшитигарбха Амитабхи, Ваджрадхары, Акашагарбхи и Манджугоса.
На нижнем уровне вы увидите 4 боковых храма, посвященных восьми проявлениям Падмасамбхавы, Падмасамбхавы с Шантаракшитой, королем Трисонгом Деценом, Бегце и Хаягривой.
На втором этаже в углах стоят алтари, посвященные 8 последователям Цонкапы и 8 проявлениям Падмасамбхавы, а также комнаты Далай Лам и Панчен Лам. На третьем этаже расположился небольшой административный офис. Угловые алтари посвящены Двадцати одному проявлению Тары, Тридцати пяти Буддам и различным божествам (Вайшравана, Джамбала, Манибхадре и др.). На 4 этаже также есть изображения будд и бодхисаттв. Монастырь Сершул – одна из немногих культурных достопримечательностей Китая, в которой установлена статуя Его Святейшества Далай-Ламы XIV.
Вокруг монастыря можно пройти кору вместе с тибетскими паломниками. А любителям природы и треккинга можно погулять по окрестным холмам и горам. В августе в монастыре Сершул проходит крупный ретритный фестиваль, который собирает тысячи тибетцев со всех регионов.