Санта-Мария-делле-Грацие, базилика «Тайной вечери»

Комплекс доминиканского монастыря на западе Милана включает подлинную жемчужину эпохи Возрождения – базилику Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie), посвященную Пресвятой Деве Марии Милостивой, которая считается известной культурной достопримечательностью Италии и наряду с Миланским собором Дуомо одной из главных достопримечательностей Милана.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, ведь именно здесь находится один из величайших шедевров живописи эпохи Возрождения, привлекающий миллионы культурных и религиозных паломников в столицу Ломбардии, одна из наиболее загадочных работ Леонардо да Винчи настенная фреска «Тайная вечеря», нарисованная на стене монастырской трапезной.

Санта-Мария-делле-Грацие, история строительства базилики

Базилика Санта-Мария-делле-Грацие расположена в западной части Милана, на улице Corso Magenta. И церковь, и монастырь были построены архитектором Миланского собора Гуинифорте Солари в лангобардском готическом стиле по повелению герцога Милана, Франческо I Сфорца в 1463 — 1482 гг., на участке, подаренном в середине 15 века графом Вимеркати местному ордену доминиканцев, где ранее находилась часовня, посвященная святой Деве Марии Милосердной.

Следующий герцог Милана, Лодовико Сфорца перестроил храм в 1490 г. с добавлением элементов романского стиля, решив превратить его в фамильную усыпальницу. Он пригласил для реконструкции храма архитектора Донато Браманте. Браманте заменил полукруглую апсиду кубом с 3 апсидами, добавил купол и портик с колоннами, изменил хоры, и облик зданий приобрел ренессансные детали. А авторство Солари осталось лишь у продольного нефа. Между церковью Санта Мария делле Грацие и фамильным замком Сфорца был прорыт туннель.

В 16 веке в просторных залах церкви проходили заседания инквизиции, а в наши дни храм собирает множество туристов.

Санта-Мария-делле-Грацие, архитектурные особенности

Сегодня кирпичная трехнефная базилика имеет 7 капелл, посвященных разным святым и сакральным символам. Знатные семейства Милана были покровителями капелл в разное время и приглашали лучших художников декорировать их.

Пролеты подпирают гранитные колонны. Периметр храма изнутри – 63 метра длины и 30 м ширины. Максимальная высота потолка – 14,5 м. Фасад отделан фрагментами светлых мраморных плит, контрастирующих с кирпичной терракотой. В стилистике храма комбинируется итальянская готика и ренессансные мотивы.

Подвратный медальон содержит портрет четы Сфорца, исполненный да Винчи, герб семейства украшает и кирпичную стену фасада. Интерьеры декорированы фресками ломбардских мастеров Брамантино, Монторфано («Распятие») и Гауденцо Феррари (сюжеты из жизни Христа).

Донато Монторфано «Распятие»

Монастырский комплекс состоит из базилики, трапезной и 3 жилых корпусов. Он отличается абсолютно нетипичным для эпохи раннего Возрождения внутренним двором. Вместо закрытого и скромного пространства архитектор Браманте создал просторный и светлый дворик с бассейном в центре и секретным подземным ходом, ведущим к замку Сфорца.

После утраты влияния рода Сфорца орден доминиканцев потерял значительную часть финансовой поддержки, но ремонтные работы в монастырских зданиях продолжились до конца 17 века, а интерьеры расписывались библейскими сюжетами.

История храма и соседних сооружений драматична. После завоевания Милана в 1499 г., французский король захотел перевезти шедевр во Францию, но его отговорили, убедив, что, фреска переезд не перенесет и будет испорчена. В 17 веке в трапезной решили установить новые двери и повредили фреску Леонардо, которая и без того не выдерживала испытаний временем.

Солдаты наполеоновской армии, захватившей Милан, варварски обходились с шедеврами, бросая кирпичные обломки в скульптуры и организовав конюшню в трапезной, а Наполеон также планировал вывезти фреску во Францию вместе с картиной Тициана «Возложение тернового венца», хранящейся ныне в парижском Лувре. Досталось церкви и во время Второй мировой из-за авиаударов британско-американских войск.

Также интересно:  Саламанка: Золотой город испанских королей

Памятник чудом уцелел, и только в 1980 году был признан наследием ЮНЕСКО.

«Тайная вечеря», шедевр Леонардо

Главной достопримечательностью базилики по праву считается «Тайная вечеря» («Last supper», «Ultima cena») Леонардо да Винчи. Фреска находится не в самой церкви, а в здании трапезной, чуть левее. Она должна была создавать впечатление, что Христос и апостолы обедают вместе с монахами. Дата получения заказа точно не определена, но окончена работа была в 1498 г. Фреска вызвала всеобщее восхищение и признание, её вскоре начали копировать. Леонардо применил более двух подготовительных слоев, используя нефть и краски темперы. Эта специфическая техника, сырость, дожди привели к разрушению фрески. Спустя 20 лет еще при жизни Леонардо да Винчи, началось ее разрушение. С тех пор, каждое поколение предпринимало усилия, чтобы сохранить эту работу. Монахи разжигали с другой стороны стены огонь, дабы она меньше осыпалась.

Роспись имеет достаточно большой размер, апостолы изображены на ней в полный рост. Все, что на ней изображено, происходит после слов Христа: «Один из вас предаст Меня». После этих слов Петр, немедленно схватившийся за нож, просит Иоанна — любимого ученика Христа — спросить у Иисуса имя предателя. Иаков Младший тянется к нему, чтобы успокоить. Далее седовласый, более спокойный брат Петра — Андрей. На краю стола Варфоломей — простой человек, он вслушивается в слова Христа, не веря и не осознавая всей неизбежности трагедии. На противоположном краю молодой Матфей повторяет, то, что сказал Иисус, Фаддею и Симону. Фома, который ничего не принимал на веру, не убедившись сам, поднял палец. 

«Тайная вечеря», схема расположения апостолов

Образы Христа и учеников были подобраны да Винчи в монастыре, трактире и на улицах. А Иуда списан с настоятеля монастыря, отвлекавшего Леонардо. Считается, что за эту работу Сфорца подарили да Винчи погреб вина.

Также интересно:  Линкольнский собор, готическое украшение средневековой Англии

После седьмой реставрации с поврежденной фрески сняли слои штукатурки и красок, просушили отсыревшую стену под ней и открыли первоначальное изображение кисти гения. Но перед посещением трапезной туристам нужно пройти через процедуру удаления пыли спецтехникой, чтобы не навредить искусству.

Италия, карта расположения базилики Санта-Мария-делле-Грацие

Похожие статьи

Добавить комментарий