Сан-Джиминьяно: Средневековые небоскребы Тосканы

Сан-Джиминьяно — небольшой итальянский средневековый городок и архитектурная достопримечательность Италии, расположенная в знаменитой провинции Тоскана, в 56-ти километрах от Флоренции. Своим внешним видом городок напоминает средневековый Манхэттен.

История города Сан-Джиминьяно

Вплоть до 1353-го года, на протяжении 150 лет, Сан-Джиминьяно был независимым процветающим городом. А затем его поглотила Флоренция. С этого момента, город был во власти двух семей: Ардингелли и Сальвуччи. Именно они устроили «гонки» на звание владельца самого высокого дома в городе. Ведь тогда, высокие башни были символом богатства и власти. Соревнование настолько поглотило семьи, что к концу XIV-го столетия в городе насчитывалось 72 высотных здания, причем, некоторые высотой свыше 70 метров. Гонки завершились лишь после введения запрета на строительство зданий, выше чем городской дворец. На сегодняшний день удалось сохранить лишь 14 таких «небоскребов».

панорама сан-джиминьяно

Там, где сейчас стоит небольшой городок Сан-Джиминьяно, люди обосновались еще в античные времена. Как свидетельствуют археологические данные, первыми жителями доминирующих над долиной реки Эльбы холмов стали этруски —- их поселение на месте будущего города уже существовало, по крайней мере, в 3 веке до новой эры.

дома сан-джиминьяно

Тем не менее, «исторический» период для Сан-Джиминьяно начинается лишь к двадцатым годам 10 века. Первым упоминанием о деревушке, названной именем святого епископа Геминиануса, чудесным образом отвратившего от Модены орды гуннов, стала дарственная короля Гуго Арльского епископам города Вольтерры.

окрестности сан-джиминьяно

Сан-Джиминьяно повезло с расположением – возле него сходились шедшая с севера на юг, из английского Кентербери в Рим, Via Francigena, знаменитая дорога пилигримов, и тракт, соединявший Сиену и Пизу. Архиепископ Кентерберийский Сигерик, прошедший по Via Francigena в начале 990-х годов, свидетельствует о «Sce Gemiane» —- под таким именем поселение фигурирует в хронике – уже как о «городке». А в 998 году епископы обносят Сан-Джиминьяно, в котором к тому времени существовали замок и небольшая крепость с торгом на холме Монтестаффоли, каменными стенами.

древняя башня

Постепенно крепнущему Сан-Джиминьяно становилось тесно под рукой епископов. Небольшое контадо – окрестная плодородная холмистая местность, права на которую были закреплены за городом, давало хороший доход. В Сан-Джиминьяно, где не было нобилитета в привычном смысле этого слова, сложился влиятельный слой купцов-землевладельцев, сделавших состояние на торговле вином, оливковым маслом и шафраном и, что было необычно для тех лет, вкладывавших прибыль обратно в сельскохозяйственное производство. Именно из них позднее вышли именитые городские рода.

переулки сан-джиминьяно

К середине 12 века Сан-Джиминьяно достиг поры своего расцвета. Торговые связи местных купцов стали простираться от Пизы и Лукки до Франции, Нидерландов и даже Леванта. Кроме того, богатые городские фамилии стали давать деньги в рост, как правило, под немалый процент. Так что к концу 12 века Сан-Джиминьяно уже был готов к независимости от вольтеррских сеньоров, и 1199 году он эту независимость получил, превратившись в свободный город —- коммуну. Сама же Вольтерра, наряду с соседними Колле-ди-Валь д`Эльса и Поджибонси, стала с тех пор одним из главных соперников Сан-Джиминьяно.

Также интересно:  Костяные шедевры, часть 7: Сан-Бернардино, церковь на костях

средневековая площадь

Расцвет Сан-Джиминьяно пришелся на то время, когда в Италии разгорелась борьба за власть императорского дома Гогенштауфенов и Папского престола. Население Апеннин разделилось на два лагеря – поддерживавших императора гибеллинов и гвельфов, которые выступали на стороне папы. В Сан-Джиминьяно, как и во многих других городах Апеннин, это противостояние раскололо город пополам. Во главе противоборствующих сторон в Сан-Джиминьяно встали семейства Сальвуччи и Ардингелли. Ростовщики Сальвуччи стали предводителями городских гвельфов, а их непримиримые, как часто случалось в Италии, враги Ардингелли, купцы, чьи торговые связи простирались далеко за пределы Италии, возглавили гибеллинов.

средневековые небоскребы

Вражда двух «равноуважаемых» семейств продолжалась в Сан-Джиминьяно не одно десятилетие и определила его ныне хорошо узнаваемый архитектурный силуэт. И Сальвуччи, и Ардингелли возводили в городе укрепленные башни, служившие и обороне от врагов из соседней семьи и противной партии, и демонстрации мощи собственной фамилии. Вслед за ведущими семействами свои башни строили и другие именитые роды – в эпоху расцвета Сан-Джиминьяно количество башен превышало семь десятков, до наших дней дошло четырнадцать.

небоскребы тосканы

Впрочем, междоусобная вражда семейств и партий не мешала финансовой и торговой деятельности жителей города. Пока Via Francigena проходила через Сан-Джиминьяно, приезжие приносили его жителям немалые деньги. Однако этот доход уже давно перестал быть для горожан основным, и, когда пилигримы стали пользоваться иными трактами и их поток через Сан-Джиминьяно сократился, город не обеднел, даже наоборот. На протяжении тринадцатого века там активно формировались цеха и гильдии – скорняков, кузнецов, возчиков, каменщиков, цирюльников, судей, нотариусов и других. Благодаря Крестовым походам уже не только избранные торговцы, но и финансисты, ростовщики и менялы проторили себе путь на Восток. Особенно много предпринимателей из Сан-Джиминьяно оказалось в Сирии.

вид с птичьего полета на сан-джиминьяно

Процветающий город старался расширить свое небольшое контадо — в основном за счет земель соседей и бывших сеньоров, вольтеррских епископов. Однако расположение между двух огней – непрерывно воюющих на протяжении 13 века Сиены и Флоренции – заставило сан-джиминьянцев втянуться в их конфликт и войти в военный альянс с флорентинцами.

древние улицы

Впрочем, отношения сторон в Италии тех лет напрямую зависели от того, какая партия – гвельфы или гибеллины – одержит в городах верх, а те часто сменяли друг друга у власти. В 1251 году флорентийские гвельфы захватывают Сан-Джиминьяно, в котором тогда доминировала гибеллинская группировка, и город на три года оказывается во власти гвельфов.

арки сан-джиминьяно

Но уже после флорентийско-сиенской битвы, случившейся в 1260 году при Монтаперти, в которой гвельфская Флоренция потерпела поражение, сан-джиминьянские гибеллины вернули себе прежние позиции, а городу – независимость от флорентийцев. Впрочем, скоро ситуация опять изменилась в противоположную сторону, лишь к последней трети столетия было на некоторое время достигнуто согласие между сторонами, которое позволило сан-джиминьянцам начать активное строительство в городе и восстановить разрушенные за время последних конфликтов городские укрепления.

Также интересно:  "Город рассвета" Ауровиль: Интернационал духа

старинные небоскребы сан-джиминьяно

Но конец независимости крохотного Сан-Джиминьяно был уже не за горами. Маленькая республика запуталась в геополитических хитросплетениях, ее торговые связи ослабли, а мощная Флоренция, начинавшая собирать Тоскану под своей рукой, стала все чаще вмешиваться в дела коммуны. Упадку города способствовала и прокатившая в 1348 году по Италии опустошительная эпидемия «Черной Смерти» —- бубонной чумы. И Сан-Джиминьяно, и его окрестности-контадо обезлюдели – болезнь унесла больше половины населения республики. И Сан-Джиминьяно в 1352 году признает власть флорентийцев.

панорамный вид сан-джиминьяно

Несмотря на общий упадок гражданской и экономической жизни, город с тех пор начинает привлекать заметных флорентийских художников – Пьеро Полайоло, Беноццо Гоццоли, Доменико Гирландайо и Себастьяно Майнарди приносят на почву Сан-Джиминьяно, ранее находившегося в поле культурного влияния, скорее, сиенского круга, искусство флорентийского кватроченто.

здания сан-джиминьяно

Однако, как и многие прежде самостоятельные и гордые итальянские городки, ставшие провинцией более сильного соседа, в историческом плане Сан-Джиминьяно уснул. Под сильной рукой флорентийских, а затем великих тосканских герцогов, он оставался с тех пор вдали от исторических потрясений. Город жил виноградарством и прошлым. В 17 столетии его властями был принят уникальный документ, «во имя величия земли» предписывавший заботиться о сохранении его знаменитых башен, и благодаря этому мы видим сейчас в Сан-Джиминьяно уникальный пример того, как выглядели тосканские коммуны эпохи гвельфско-гибеллинских междоусобиц. Ведь силуэты других городов были в корне изменены строительством 16-17 веков, а крохотный Сан-Джиминьяно остался таким, каким он был шестьсот лет тому назад.

мощная башня сан-джиминьяно

Достопримечательности Сан-Джиминьяно

История Сан Джиминьяно неразрывно связана с историей Собора. Папа Евгений III, возвращаясь в Рим по Виа Франчигена, в 1148 году лично освятил собор Сан Джиминьяно. На протяжении нескольких веков высокопоставленные церковные лица отмечали этот собор своим особым вниманием, так что настоятель, каноники (священники при соборе) и городская администрация приложили все усилия, чтобы придать базилике соответствующий этому вниманию великолепный вид. В 1238 году началась работа по расширению и украшению собора, в которой приняли участие 600 знаменитейших мастеров того времени. Здесь праздновались дни святых города – св. Фины, св. Бартоло, св. Пьеро-мученика, Блаженного Чардо. Святому Джиминьяно, епископу моденскому, был посвящен особый алтарь, в соборе хранилась реликвия святого, и каждый год 31 января его день отмечался особенно торжественно.

собор сан-джиминьяно

В Соборе сохранились фрески Бартоло ди Фреди Барнабы Сиенского. На входе в центральный неф по сторонам от фрески «Мученичество св. Себастиана» Беноццо Гоццоли – две знаменитые деревянные скульптуры Якопо делла Кверча. Над центральным нефом – фреска Страшного Суда работы Таддео Бартоло. В левом нефе – знаменитая капелла св. Фины, построенная в 1468 году, с фресками Доменико Гирландайо. На них изображены две сцены: св. Георгий предсказывает св. Фине ее скорую кончину, и похороны святой. Там же – прекрасный алтарь работы Бенедетто ди Майано.

деревушка сан-джиминьяно

Недалеко от Собора – здесь вообще все недалеко — церковь Св. Августина, объединяющая черты романского и готического стилей. Строительство ее велось в течение 18 лет при кардинале Маттео Акваспарта (конец XIII в.). Церковь украшают фрески XIV в. Беноццо Гоццоли и его ученика Франческо Флорентино, посвященные жизни св. Августина, работы Пьера дель Полайоло («Мадонна со святыми» в главном алтаре 1483г.) и других творцов эпохи Возрождения.

Также интересно:  Древний город Акко, "ключ от Леванта"

идиллические пейзажи сан-джиминьяно

В Сан Джиминьяно есть такая башня под названием Torre Grassa, что значит Толстая башня. В XV в. она возвышалась над мощной пятиугольной крепостью, но в 1555 году эту крепость разрушили Медичи, только башня не пострадала, очевидно, благодаря своей толщине. Если подняться на эту башню, вы увидите пейзаж, напоминающий задний фон тосканских картин эпохи Возрождения. 

строения сан-джиминьяно

Если же вы окажетесь в Сан Джиминьяно в конце июня, вы увидите, как узкие улочки заполняет средневековая толпа и на площадь Цистерны выезжают рыцари. Ежегодно ассоциация Кавалеров Св. Фины здесь организует рыцарский турнир Giostra dei Bastoni (Палочный турнир). Это колоритное представление собирает огромные толпы зрителей, значительно большие, чем подобные мероприятия собирали в средние века.

античные строения сан-джиминьяно

Исконный центр города – прекрасная Piazza della Сisterna (площадь Водонапорной башни). Рядом —- Piazza del Duomo (Соборная площадь). Собор Сан Джиминьяно или Chiesa Collegiata —- знаменитый памятник романской архитектуры в Тоскани.

тоскана, сан-джиминьяно

Сан Джиминьяно преисполнен музеями: есть картинная галерея, музей орнитологии, музей вина Верначча, и, конечно же, городской музей. Он находится в Palazzo Comunale или Palazzo Nuovo del Podesta. Как и все здания в Сан Джиминьяно, этот дворец построен много веков назад: между 1288 и 1323 гг. Внутренняя лестница во дворе ведет в Зал Данте с чудесными фресками Липпо Мемми. В Пинакотеке есть картины сиенской и флорентийской школы XIII-XV вв.: «Распятие» Коппо ди Марковальди, триптихи Николо Тельячи и Таддео ди Бартоло, работы Гвидо да Сиена, Беноццо Гоццолли, Филиппино Липпи, Пинтуриккьо, Бартоло ди Фредди, Нери ди Биччи.

ратуша Сан-Джиминьяно

В Музее религиозного искусства — знаменитая коллекция деревянной скульптуры XIV в. В Серебрянном зале — богослужебная утварь: чаши, покрывала, ковры. Здесь же – Музей этрусков, очень интересная археологическая выставка местных этрусских и римских находок. Помимо более распространенных предметов быта и культа, как то: амфоры, вазы, блюда, жертвенные чаши, ожерелья – в музее есть интересные погребальные урны вольтеррского типа с лежащей фигурой покойного, который держит в руке монету – плату за перевозку через реку Смерти.

Но самый удивительный музей в Сан Джиминьяно — частный музей средневековой криминологии.

ночной сан-джиминьяно

Сейчас восьмитысячный город живет тем же, чем и при вольтеррских епископах – сельским хозяйством и приезжими – только место пилигримов, направлявшихся в Рим по Via Francigena, заняли туристы, совершающие паломничество уже в сам Сан-Джиминьяно, который был в 1990 году включен в список  объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

вечерняя подсветка небоскребов тосканы

Италия, фото города Сан-Джиминьяно

Италия, карта города Сан-Джиминьяно

 

Также интересно

Похожие статьи

Добавить комментарий