Святые места Тибета, часть 8: Монастырь Самье и пещеры Чимпу

Монастырь Самье, расположенный на высоте 3540 метров — одна из важнейших духовных обителей в центральном Тибете. Эта важная религиозная достопримечательность Китая находится в провинции Цетанг на правому берегу реки Ярлунг Цангпо (Брахмапутры) в 130 км от Лхасы, а также недалеко от города Цетанг, являющегося столицей префектуры Шаннань.

Самье, древнейший монастырь Тибета

Самье, чье название переводится как «Неизмеримый», стал первым буддийским монастырем в Тибете, обладающем множеством специальных особенностей строительства древних храмов, впервые примененных в строительстве комплекса ступ в индийской Бодх-Гайе.

Сейчас Самье является вот уже более 1250 лет центром развития тибетского буддизма. Это – место, где первые санскритские тексты были переведены на тибетский язык, а также святое место, которое посещают много индийских и тибетских ученых. Позже, самые известные ученые всех главных сект буддизма Шакьяпа, Кагьюпа и Гелугпа восстановили монастырь во время раннего периода буддизма.

В это время монастырь был центром буддийской науки и практики в Тибете. Различные буддийские дисциплины были зачаты и развиты здесь, включая исследование буддийской Сутры, Тантры, изучение санскрита, буддийской логики, археологии, медицины, астрологии, поэзии, терминологии и других наук.

Самье был основан в середине VIII-го столетия, во времена правления 38-го короля Тибета Трисонга Децена (Trisong Dhetsan) из династии Тубо, который родился неподалеку. Точная дата основания неизвестна и в различных источниках указывается между 765 и 780 г н.э. Постройка монастыря велась при поддержке короля Трисонга Децена великим святым Шантаракшита (Santarakshita) и тантрическим мастером Падмасамбхавой (Padmasambhava).

Король Трисонг Децен считается воплощением бодхисаттвы Манджушри, монах Шантаракшита был принцем в королевской семье бангладешского короля Коматеха, а Падмасамбхава прибыл сюда по приглашению Трисонга Децена из страны, где сейчас находится Афганистан. В тибетской истории эта троица известна как Триада (Аbbot, Master и Dharma King). Только на пожертвования людей был построен буддистский Колледж в традициях всех сект тибетского буддизма. Колледж сейчас включает 80 обучающихся практикам медитации монахов и около 25 практикующих.

Строительство Самье представляло собой первую попытку буддизма пустить корни в стране, находившейся тогда под властью бонцев. Разумеется, многие члены королевского двора в то время придерживались религии Бон-по, и как могли противодействовали развитию буддизма, а также строительству этого монастыря.

Легенды и мифы монастыря Самье

Легенды связывают его создание с кознями бонских демонов, многократно разрушавших возводимые стены. Считается, что строительство монастыря начал монах Шантаракшита, один из настоятелей индийского монастыря Наланда, который проповедовал в первую очередь буддизм сутры. Считая место для строительства благоприятным, он активно приступил к строительству, но через некоторое время здание обрушилось. Тогда Трисонг Децен пригласил известного тантрического мастера и великого махасиддхи (обладателя волшебных сил) Падмасабхаву. По приезде в Тибет Падмасабхава завёл себе новую жену Ёше Цогель.

Также интересно:  Матобо, "лысые холмы духов"

Поупражнявшись с ней в тантрическом сексе, он произвёл 6 обезьян и с этим воинством двинулся на борьбу с бонскими демонами, разрушавшими монастырь Самье. Учёный-пандит, он легко выиграл теологический диспут с жрецами бон, а следом продемонстрировал и превосходство своей магии. После этого все демоны признали Падмасамбхаву своим властелином и даже стали помогать в строительстве монастыря Самье…

Победа буддизма над религией бон символически представлена в легендах как победа Гуру Ринпоче над полчищем тибетских демонов у холма HepoRi (3720 м), который находится юго- восточнее Самье. Она явилась событием, открывшим дорогу к Кайласу для лам буддизма. На этом холме сохранился небольшой дворец, служивший когда-то резиденцией тибетских королей.

В наше время это храм, внутри которого можно увидеть три образа «Кенлоп Чосум» и статую Теумара – небесного покровителя Самье. Только с этой высоты полностью видна весь план-мандала монастыря. Отсюда её впервые увидел и Падмасамбхава. Позади холма находится Ступа (Tomb) – могила святого Шантаракшиты и Karchung Lhakang Сhapel – келья, «маленькая звезда».

Первый настоятель Самье, индийский монах Шантаракшита, после основания принял в монастырь семь монахов и пригласил индийских и китайских ученых для перевода буддийских текстов на тибетский язык.

Из-за влияния Гуру Ринпоче при основании монастыря его секта ньингмапа была главенствующей в Самье. Когда в XV в. школа сакьяпа взяла контроль над монастырём, влияние ньигмапа уменьшилось, хотя полностью не исчезло. Ламы-красношапочники из секты кагьюпа и поныне считаются искусными магами и заклинателями духов в отличие от их жёлтошапочных коллег из секты гелугпа.

В прежние времена говорили, что в комнате Ламы-прорицателя Тиге Кионга есть специальная колода и нож для «рубки дыхания». Считалось, что демоницы-сингдонгмо (пожиратели дыхания, обитающие в монастыре) улавливали последние вздохи всех умирающих и доставляли их к магу Кионгу на уничтожение. По ночам из комнаты якобы доносились жуткие вопли и стоны. Тибетцы даже предполагали, что зловредные демоницы могут похитить дыхание у того, кто спит с открытым ртом!

Здесь, по тёмным коридорам храмов, когда-то бродили «хранители яда», как называли одержимых отравителей, действующих в бессознательном состоянии. Они травили каждого, кто попадается на пути.

Именно в этом месте по ночам собирались на службу в молельные залы призраки монахов, умерших столетия назад. Их голоса, читающие мантры, можно было слышать уже у входов в храмы.

Раньше обо всех подобных чудесах открыто говорилось самими ламами монастыря, ну а ныне монахи дают уклончивые ответы. Однако никто вам не скажет, что мистических явлений в Самье больше не наблюдается. Кстати, одна из келий, в которой, согласно преданиям, изолированы особые демоны бон, питающиеся жизненной силой умирающих людей, заперта до сих пор печатью двойной ваджры.

Также интересно:  Кафедральный собор в Роскилле, королевский некрополь Дании

Архитектура и планировка монастыря Самье

Монастырь был построен в форме мандалы. Архитектура всего храмового комплекса сочетает индийские, тибетские и китайские элементы. Фактически, монастырь был построен по модели Храма Удантапури в Индии и его строительство проходило в строгом соответствии с так называемым «Тремя Корзинами», или Трипитакой – тремя священными писаниями Буддизма (Винайя Питака, Сутра Питака, Абхидхарма Питака). Самье представляет собой не только храм, но и символическую большую Мандалу, включающую в центре гору Меру, окруженную четырьмя континентами и украшенную солнцем и луной.

В центре мандалы Самье находится центральный Храм Утце, олицетворяющий мистическую гору Меру. Центральный Храм — трехэтажное строение, каждый этаж которого построен в различном архитектурном стиле: первый в тибетском стиле, второй в китайском и третий в индийском стиле. В нём сохранились статуи глав всех четырех школ буддизма и всех святых, которые когда-либо посещали Самье. Позади его алтаря — молодой Будда Шакьямуни (статуя VIII в.).

Вокруг центрального храма находятся постройки, являющиеся структурами храма, символизирующими четыре континента, солнце и луну. На востоке находится Храм Манджушри, на юге Храм Хайягривы, на западе Храм Майтрейи и на севере расположен Храм Боддхисаттв.

Налево и направо от этих четырех континентов находятся святилища, символизирующие восемь субконтинентов. Они расположены соответственно сторонам света. В восточном направлении — Namthak Trimkangling Temple и Dhajor Tsangmangling Temple.

В южном направлении Dhudul Ngakpaling Temple (тантрические практики устранения Дьявола) и Dragyur Gyakarling Temple (где проводятся переводы текстов с санскрита).

В западном направлении находится Lungten Vejaling Temple (храм Вайрочаны) и Miyo Samtenling (Неподвижная медитация / Акшобхья).

В Северном направлениии находятся Renchen Natsokling Temple (Множественные драгоценности ) и Pehar Kordsoy/Pehar storage Temple.

Храмы Солнца и Луны обрамляют центральный Храм справа и слева, соответственно к северу находится храм Луны, а к югу – храм Солнца. Главный храм окружают с четырех сторон четыре больших чортена разных цветов: красный, черный, зеленый, белый, символизируя четыре главных направления по сторонам света. Когда-то на территории монастыря было ещё двенадцать храмов, представлявших большие и малые континенты в соответствии с космологией буддизма.

Кроме этих часовен, в монастырском комплексе имеются и несколько других, включая Dzogchen Lhakang (великое совершенство), Ngotsar Thupehenling (изумительная часовня), Dzogchen Korchen Mani Lhakang (келья высшего совершенства и шестислоговой мантры), Mipham Chodsinling (часовня неукротимого держателя Дхармы), а так же кельи Korchen Mani Lhakangs Dharmakaya, Sambhogakaya и Nirmanakaya и другие. В этих часовнях находятся драгоценные древние картины (тханка), статуи святых и хранятся древние священные писания. На стенах имеются изумительные по красоте оригинальные и отреставрированные фрески, иллюстрирующие историю Тибета.

В главных воротах храма висит древний бронзовый колокол времён первого короля (VII в.). Монастырский комплекс Самье окружен высокой стеной, украшенной сверху по периметру 1028 маленькими ступами.

Также интересно:  Горы Лушань, природный памятник культуры Китая

Три различных храма находятся также за пределами огороженной территории: Kamsum Sangkangling (Медный дворец Трех Земель) – сейчас это зернохранилище. Gegyey Lima Lhakang (Бронзовый дворец добродетелей) – сейчас остались только руины. Wutsal Serkangling (Золотой дворец Серединной Земли) – сейчас это начальная школа для местной деревушки.

За свою долгую историю Самье претерпевал изменения и реставрировался много раз. Несомненно, самый весомый ущерб за последнее время нанесла ему «культурная революция». Учитель школы ньингма Дилго Кьенце Ринпоче (1910—1991) смог восстановить и освятить монастырь к концу 1980-х годов. Сейчас в Самье проживают 300 буддийских монахов.

Здесь, в монастыре Самье царь Трисонг Децен организовал в начале IX века первый медицинский конгресс, на который приглашались врачи и учёные всех окрестных государств. Конгресс дал возможность оформиться традиции тибетской классической медицины.

Святые пещеры Чимпу, место медитаций

На север от центрального храма находится медитационная пещера Yhamalung, а к северо-востоку расположен ретритный комплекс Чимпу. Ретритный центр Чимпу — это важный объект паломничества: здесь в VIII в. Гуру Ринпоче учил своих учеников медитациям. Это также признанное место для кладоискательства. По записям в монастырских книгах, в местных терма хранится немало книг Падмасамбхавы. Уже по дороге, идущей по живописным холмам можно увидеть много полузасыпанных пещер и гротов. В самом пещерном монастыре Чимпу живёт несколько монахов.

Во время основания монастыря Самье по просьбе царя Трисонга Децена Падмасамбхава открыл мандалу учений Ваджраяны в пещерах Чимпу 25 ученикам, среди которых были Трисонг Децен, Еше Цогьял и Вайрочана. Девять из них обрели магические силы (сиддхи) через практики садхан, которые он передал им.

В Самье Чимпу также был обнаружен величественный образ Оргьена (Orgyen Pema Lingpa) (1450—1521) — выдающегося учителя школы Ньингма тибетского Буддизма, принадлежащий к линии воплощений Лонгченпы. Пема Лингпа отыскал 32 так называемых «южных сокровища», спрятанных к югу от тибетского монастыря Самье. Также в Самье Чимпу был открыт текст «Великое Совершенство, собрание устремлений Самантабхадры» (тиб. rdzogs-chen kun-bzang dgongs-‘dus).

В часе ходьбы к западу от Самье на берегу реки стоят пять чортенов «Зукардо», сложенных из больших гранитных валунов. Именно на этом месте король Трисонг Децен когда-то встречал пришедшего из Индии Падмасамбхаву. Повелитель попросил гостя подтвердить чем-нибудь, что он тот, кого ждут. Тогда Гуру Ринпоче поднял руку и из пальцев её в ноги короля ударили пять ослепительных молний, которые сожгли на нём одежду. Это сопровождалось ужасным грохотом и землетрясением. Король и придворные пали ниц перед могучим магом, а позже, в память об этом событии, здесь были сооружены пять чортенов «Зукардо».

Китай, карта расположения монастыря Самье

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика