Святые места Тибета, часть 24: Самдинг, монастырь «Алмазной Свиньи»

…Легенда о монастыре Самдинг гласит, что в 1716 году, во времена вторжения джунгарских племен, командир отряда захватчиков проник в главный зал монастыря и увидел на троне огромного свирепого вепря, а вместо монахов и монахинь в зале сидели только дикие свиньи. Воин был в ужасе от древнего колдовства и в панике бежал, а монастырь не подвергся разорению. Эта история, о которой упоминает Далай Лама XIV в своей книге «Свобода в изгнании», рассказана на стенах главного зала древней гомпы.

Самдинг, монастырь женского божества

Монастырь Самдинг, или Самдинг Дордже Пагмо (тиб. ཡར་འབྲོག་བསམ་སྡིང་དགོན།, кит. 桑丁寺), — уникальный монастырь, который расположен в 10 километрах к востоку от Нагарце на гряде холмов, отделяющих северный рукав озера Ямдрок Цо и небольшое озеро Думо Цо. Это любопытная культурная и историческая достопримечательность Китая и Тибета и хорошая база для прогулок по окрестностям. От монастыря открываются прекрасные виды на озеро Думо Цо и снежные вершины гор на юге.

Основное божество в этом монастыре – Дордже Пагмо или Ваджраварахи (букв. «Алмазная свинья») – дакини мудрости, духовная супруга Чакрасамвары (Херуки). Согласно легенде, воплощение Ваджраварахи обладало телом женщины и лицом свиньи. Она является самым высоким женским божественным воплощением в Тибете и одной из трех самых высокопоставленных человеческих проявлений в ламаистской иерархии после Далай-Ламы и Панчен-Ламы. В соответствии с данным фактом монастырь Самдинг всегда возглавлялся женщиной – перерождением ламы Дордже Пагмо.

Ваджраварахи

Первая Дордже Пагмо (монашеское имя – Чокъи Дронма) родилась в начале 15 века в семье царя Лхаванга Гъялцена. Она родилась, когда все ждали появления наследника трона, и придворный лама предположил, что девочка – это инкарнация какого-то божества. Свое первое имя она дала себе сама во сне своей матери: оно переводится как Драгоценная Королева. Когда принцессе было шесть лет, у нее родился брат, будущий король, и девочка впервые заявила желание уйти от мира. Тем не менее, детство и юность принцессы прошли в родительском доме, она росла волевой и умной, рано научилась читать и писать. Когда пришло время, девушку выдали замуж за царя соседнего царства Лато Лхо – сильного потенциального союзника ее отца. И принцесса отправилась в путь к будущему мужу.

Также интересно:  Буддийские святыни: Сарнатх, запуск Дхармачакры

Несмотря на то, что в царстве мужа сильна была традиция Бон, девушка осталась верной буддизму. После трагической смерти маленькой дочери, молодая королева окончательно решилась оставить мирскую жизнь и принять монашество. Несмотря на суровое сопротивление семьи своего мужа, девушка достигла цели – ее отпустили из замка и позволили принести клятву. По прибытии в монастырь принцесса получила свое монашеское имя – Чокъи Дролма. Духовного учителя Чокъи Дролмы нередко критиковали, что он принял женщину в монастырь, но он всегда вставал на ее защиту. Благодаря ему и прочим своим учителям, она достигла высшей ступени в обучении. С самого начала своей монастырской жизни, она подчеркивала равенство между мужчинами и женщинами перед религией и помогала обучать новых монахинь.

Чокъи Дролма помогала улаживать споры, поддерживала новых учеников, после смерти своего учителя, она много сил положила на сбор и издание его записей, параллельно поддержав новую для Тибета технологию типографской ручной печати с помощью деревянных блоков. Чокъи Дролма прожила насыщенную активную жизнь, активно поддерживая искусство, архитектуру, передовую инженерную мысль. Она основала несколько монастырей, особенно поддерживая женское монашество. Её жизнь оставила большой след в истории Тибета.

После смерти Чокъи Дролмы в возрасте 33 лет, ее ученики отправились на поиски девочки, в которую переродилась её душа. Так появилась линия перерождения Лам-женщин, первая и самая известная в Тибете. Дордже Пагмо очень почитаема, она находится на третьем месте в иерархии после Далай и Панчен лам. Как и первым двум ей было разрешено передвигаться в паланкине или на носилках – королевская привилегия, недоступная прочим религиозным деятелям. В отличие от обычных монахинь, Дордже Пагмо может отпускать длинные волосы. Однако она не может спать лежа: ей позволено спать сидя в течение дня, но ночи она проводит в медитации.

Также интересно:  Ват Па Луангта Буа Янасампанно, "тигриный храм" Канчанабури

Дордже Пагмо по легенде совершала и чудеса: так, монастырь Самдинг она основала на озере Ямдрок, чтобы усмирить свирепое наводнение в Тибете. А в 18 веке во время вторжения джунгар, она превратила 80 монахинь своего монастыря в свирепых кабанов и захватчики, напуганные ее волшебной силой, повернули назад, оставив награбленные богатства в дар монастырю.

Монастырь Самдинг, достопримечательности и святыни

Нынешняя Дордже Пагмо – двенадцатая в линии перерождений. Несмотря на свою позицию настоятельницы монастыря Самдинг, она много времени проводит в Лхасе и занимает высокую должность в правительстве ТАР. Несмотря на отсутствие знаменитой настоятельницы, сам монастырь Самдинг достоин посещения. Он принадлежит к традиции Бодонг (одна из мелких школ тибетского буддизма) и всего в монастыре проживают 30 монахов и монахинь.

Здесь можно посмотреть большой молельный зал со статуей Будды Шакьямуни. Здесь также хранятся фотографии, статуя и даже отпечаток ноги девятой Дордже Пагмо. Здесь же есть еще несколько храмов, например, Сангок Пходранг, в котором располагается библиотека и Тханка, посвященная Манчжушри.

Особый интерес представляет комната защитников, которая содержит уникальные реликвии а также маски для проведения мистерии Чам.

Монастырь был разрушен после 1959 года и сейчас частично восстановлен. Группы туристов, следующие из Лхасы в Гьянгдзе, и далее – на кору вокруг священной горы Кайлас не часто посещают этот монастырь. Поэтому его обитатели живут в Самдинге – храме высочайшей медитации, спокойной жизнью.

Китай, карта расположения монастыря Самдинг

Похожие статьи

One Response

  1. Козинец Валентина

Добавить комментарий

Добавить комментарий для Козинец Валентина Отменить ответ