«Зеркало Мира»: Самарканд, древняя столица империи Тамерлана

Один из двух знаменитых городов Узбекистана, удивительный Самарканд раскинулся в живописной долине реки Зерафшан, в окружении Памиро-Алайских гор на юго-востоке Узбекистана.

Самарканд, наряду с Бухарой, является одним из древнейших городов мира. Его история берет свое начало несколько тысяч лет назад и не уступает таким древним городам, как Афины, Вавилон, Рим и Мемфис. Какие бы эпитеты не придумывали для него философы и поэты — «Зеркало Мира», «Сад души», «Жемчужина Востока», «Лик Земли» — выразить всю его красоту и богатство словами, пожалуй, невозможно. Можно лишь воочию насладиться всем его блеском и великолепием.

За свою многовековую историю этот легендарный город на Великом Шелковом пути пережил времена подъема и упадка, подвергался разрушительным набегам иноземных завоевателей, возрождался заново, становясь еще краше. Торговые пути на Запад — к Персии, на Восток — к Китаю и на Юг — к Индии переплетались здесь и формировали перекрестки Шелкового пути.

Среди завоевателей, вписавших своё имя в историю города, – Александр Македонский, Чингисхан и Амир Тимур (Тамерлан), сделавший Самарканд столицей своей огромной империи. Во времена правления Улугбека, внука Тимура, Самарканд превратился в научный и культурный центр Среднего Востока.

Сегодня Самарканд – место, где бережно хранятся реликвии древности. Город внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря обилию сохранившихся здесь материальных и духовных ценностей. Уникальные памятники древнего зодчества, наследие научных и художественных школ, центры национальных ремесел, имеющиеся в древнем городе, славятся сегодня во всем мире.

Самарканд, история города

Город – само олицетворение древности и истории. Не зря его называют Городом Знаменитых Теней, свидетелем смены многих исторических периодов. Хотя споры по поводу истинного возраста города до сих пор не утихают. Согласно священной книге зороастрийцев «Авесте», Самарканду более 2750 лет. По версии арабского историка Абу ан-Несефи Самарканду 3700 лет, а по версии некоторых других не менее авторитетных арабских историков ему 4700 лет. Сами же узбеки говорят, что Самарканд такой же старый, как сама Земля. Современная наука выяснила, что древняя Мараканда, на месте которой сейчас располагается Самарканд, была основана около VII века до н. э., в качестве столицы царства Согд.

На протяжении веков город страдал от вторжения войск персидского царя Кира и армии Александра Македонского, входил в состав государства Селевкидов и Кушанской империи, тюркского каганата и арабского халифата. В 1220 г. город был разграблен и почти полностью разрушен монголами Чингисхана.

Чингисхан умрёт через семь лет, разделив незадолго до этого свою империю между своими сыновьями (Самарканд перейдёт к Чагатаю, второму сыну Чингисхана). Империя будет агонизировать почти полтора века, пока к власти не придёт Амир Тимур (Тамерлан), и не создаст свою империю с востока на запад — от Кашмира до Средиземного моря, и с севера на юг – от Аральского моря до Персидского залива, установив в 1370 году Самарканд в качестве имперской столицы.

За неполные сто лет Самарканд превратился в сказочно красивый город, поражавший своими изящными голубыми куполами и величественными минаретами, а большинство архитектурных памятников, известных сегодня, были построены Тамерланом или его потомками. Во время правления тимурида Улугбека Самарканд стал крупнейшим культурным, научным и торговым центром своего времени. Сюда стекались богатства всей Центральной Азии. После Улугбека Самаркандом будут править его потомки и совсем недолго тимурид Захириддин Бобур — основатель государства Великих Моголов в Индии. Во времена Бухарского ханства (XVI-XX вв.) Самарканд был княжеским центром и получил новый виток возрождения. В 1868 г. Самарканд был завоеван русскими войсками и включен в состав Российской империи.

В 1925-1929 гг. Самарканд был столицей Узбекской ССР. Но даже после перехода столичных функций городу Ташкенту, он продолжал сохранять свое важное значение в культурной и экономической жизни региона. После обретения Узбекистаном независимости (1991 г.) Самарканд стал одним из важных промышленных, культурных и туристических центров Узбекистана. До наших дней в Самарканде сохранились уникальные по своей архитектуре шедевры средневекового зодчества, которые стоят в одном ряду с величайшими памятниками Индии, Египта, Греции и древнего Рима.

Самарканд, достопримечательности

Площадь Регистан: Медресе Улугбека, медресе Шер-Дор, медресе Тилля-Кари

Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Она возникла задолго до монгольского вторжения (XIII в.) как центр ремесел и торговли. Само слово «Регистан» означает песчаное место.

В составе ансамбля Регистан — медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Тилля-Кари (1646-1660 гг.) и медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.). Медресе — это мусульманское учебное заведение для подготовки духовенства, государственных служащих и ученых.

В XIV-начале XV в. Регистан стал официальным центром Самарканда. Здесь сходились шесть главных улиц, на пересечении которых женой Темура — Туман-ака — был построен купольный торговый пассаж.

Во время правления Улугбека (1409-1449 гг.) Регистан меняет свое назначение и из базарной площади превращается в парадно-официальную площадь. Для этого по велению Улугбека и его ближайших преемников были произведены масштабные строительные работы, и площадь была оформлена тремя зданиями.

На западной стороне в 1417-1420 гг. было возведено здание медресе (высшая духовная школа), на восточной — ханака (обитель для дервишей), с севера — караван-сарай (прибежище для караванов). Сделав Регистан ансамблем, Улугбек развил и обогатил архитектурно-градостроительные идеи XIV-XV вв., а эта территория стала средоточием экономической, политической и культурной жизни города.

Размеры медресе Улугбека (81×51 м, двор 30×30 м) создавали образ самоутверждающегося величия, не уступавшие постройкам эпохи Тимура. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь.

Исключительно богат и разнообразен декор внешних и дворовых фасадов — мраморные панели в основании, резные наборные мозаики, майоликовые панно с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами.

Особенно эффектно мозаичное панно над входной аркой, имитирующее стилизованное звездное небо. К началу XX в. медресе представляло собой руины. Реставрационные работы проводились с 30-х по 90-е гг. XX в.

В XVII в. по приказу удельного правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура (наместник бухарских ханов в Самарканде) здесь осуществляются большие перестройки: в 1619-1636 гг. напротив медресе Улугбека на месте руин ханаки было возведено медресе Шер-Дор, а в 1646-1660 гг. на месте караван-сарая было построено медресе Тилля-Кари.

Медресе Шер-Дор почти зеркально отражает фасад противоположного медресе Улугбека: почти те же размеры, та же схема портала со стрельчатым сводом, ребристые купола по бокам. Площадь медресе составляет 70×56 м, двор 30×38 м. Композиция двора традиционна: он обведен двумя этажами худжр (помещений, где жили обучавшиеся в медресе), четыре айвана, по главному фасаду — две дарсхоны (учебные помещения). Медресе Шер-Дор задумано архитектором в стиле «кош» (композиция из двух противолежащих зданий).

В решение других фасадов с 54 худжрами (кельями) зодчий применил более развитые методы строительной техники. Здесь минареты поставлены лишь по переднему фасаду, два других угла оформлены массивными угловыми башнями. Особенно примечательна декоративная композиция над портальной аркой. Слева и справа на портале зеркально повторяется геральдическая эмблема: тигр (лев), преследующий лань, на фоне человеколикого солнца. Отсюда и название Шер-Дор — «Львов имеющее».

С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. В архитектурном декоре применены облицовки из глазурованного кирпича, мозаичные наборы и росписи с обилием позолоты. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов в фигурных вазонах, символическое «древо жизни» часто используется в архитектурной орнаментике.

Закончив строительство медресе Шер-Дор, Ялангтуш Бахадур десятью годами позже начал сооружение медресе-мечети, которое в дальнейшем получило название Тилля-Кари (1646-1660 гг.). Здание, соединявшее функции медресе и соборной («пятничной») мечети композиционно завершило оформление Регистана.

Чтобы достичь единства и цельности всех сооружений площади, зодчий подчинил архитектуру медресе Тилля-Кари уже существующим постройкам и растянул фасад таким образом, чтобы получилось зрительно замкнутое пространство. Архитектура фасадной части Тилля-Кари воспринимается как достойный фон двум расположенным друг против друга медресе.

Мечеть композиционно сбита с главной оси и расположена с западной стороны замкнутого двора с худжрами в один этаж. Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями. Западную часть постройки занимает купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре — квадратное, крестообразное в плане помещение.

В интерьере мечети широко использована живопись «кундаль» (техника многокрасочной, с позолотой росписи на рельефном орнаменте). Позолочен был михраб (направление на Мекку) и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника — имама).

Чрезмерная насыщенность центрального зала мечети рельефной росписью и позолотой, вплоть до нанесения ее на мраморные панели, свидетельствует о стремлении поразить роскошью и богатством. Обилие позолоты и определило название медресе — Тилля-Кари, что означает «Покрытое золотом».

Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.

Ансамбль из трех медресе является уникальным примером искусства градостроительства, замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города.

Регистан следует посетить, как минимум, дважды. Один раз — днем. А другой — вечером, когда летом под великолепно подобранную свето-звуко-панораму можно послушать историю города, которая рассказывается тремя медресе.

Мечеть Биби-Ханум

Мечеть Биби-Ханум — самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире. Размеры ее, по данным раскопок, составляли около 100×140 м. Для сравнения — мечеть султана Хасана в Каире, тоже построенная в XIV в., имеет размер 60×120 м. Если обратиться к памятникам зодчества Западной Европы, то почти совпадающий по времени постройки Дуомо, готический собор Милана, самый большой среди других соборов, оказывается по плану почти равным мечети Биби-Ханум.

Мечеть Биби-Ханум (в переводе «Старшая жена», согласно одной из легенд, строилась старшей женой Тимура Сарай-Мульк-Ханум) имела другое название — пятничная мечеть Самарканда, куда приходили тысячи мужчин-мусульман. В действительности мечеть построена в 1399-1404 гг. по приказу Амира Тимура после возвращения его из индийского похода. По замыслу Амира Тимура мечеть Биби-Ханум должна была затмить все виденное им в других землях. Мастера и ремесленники, собранные со многих стран мира, вносили в ее строительство свой творческий опыт и традиции.

До наших дней уцелело несколько строений: портал; напротив него, в глубине двора — большие мечети; по сторонам — малые мечети; минарет. Обширный внутренний двор был выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев.

Вход во двор был оформлен в виде высокого портала с двумя круглыми минаретами, достигавшими пятидесяти метров высоты. Фасад соборной мечети был также украшен величественным порталом с двумя минаретами.

Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветными глазурованными кирпичами, образовавшими геометрический орнамент и религиозные изречения. Роскошная и богатая отделка внутренних помещений состояла из облицовки майоликовой мозаикой, резным мрамором, тиснением на папье-маше, позолоченными узорами.

Мавзолей Гур-Эмир

Гур-Эмир (в переводе — могила эмира, повелителя, т.е. Тимура) — место, где похоронены Тимур, его сыновья и внуки. Первоначально мавзолей предназначался лишь для внука Тимура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 г., во время военного похода. Тимур, потрясенный смертью Мухаммеда Султана, в котором видел наследника престола, распорядился возвести мавзолей на территории ансамбля молодого царевича. Мухаммед Султан был внуком Тимура от старшего сына Джехангира и замещал Тимура в его отсутствие, считаясь его преемником на троне.

Мавзолей (площадь 79,5×51,7 м) расположен в юго-восточной части Самарканда. Здесь были построены ханака с купольным залом мечети и помещениями для дервишей, двухэтажное медресе и объединивший их квадратный четырехайванный двор. Все стороны двора были оформлены ритмически повторяющимися арками и пилястрами и четырьмя стройными двухзвеньевыми минаретами по углам. Планировка этих сооружений выявлена во время археологических раскопок.

В декоре интерьера мавзолея нашли отражение характерные для рубежа XIV-XV вв. композиционные приемы: сплошное декоративное покрытие, насыщенность узорами и цветом, роскошь. Высокая панель из зеленоватого оникса была некогда покрыта орнаментальной росписью синим и золотом. Красочная роспись и позолота украшали мраморные плиты поясов над панелью. На стенах — громадные панно с крупным звездчатым гирихом.

Для убранства купола и яруса парусов были применены рельефы из папье-маше, покрытые золотом и мелким цветочным орнаментом. Интерьер украшали деревянные двери с прекрасной тонкой резьбой, инкрустацией перламутром и серебром, цветные узорчатые витражи в окнах из красного, голубого, фиолетового, зеленого, желтого стекла.

За невысокой узорной мраморной решеткой в строгой последовательности расположены надгробные плиты Амира Тимура, его сыновей Шахруха Мирза и Мираншаха, внуков — Мухаммед Султана и Улугбека, правнуков (двух малолетних сыновей Улугбека). В ногах у Тимура — надгробие Улугбека. Самое большое надгробие принадлежит духовному наставнику Тимура — Мир Сайиду Барака, в ногах у которого Тимур и хотел быть похороненным.

Выделяется выточенный из целой глыбы темно-зеленого нефрита намогильный камень Амира Тимура, установленный Улугбеком и содержащий родословную правителя. Под полом расположен сводчатый склеп с погребениями, в том же порядке, что и декоративные намогильники.

Ансамбль Шахи-Зинда

Удивительно живописный мемориальный комплекс Шахи-Зинда с полным правом может быть назван ожерельем шедевров. Мемориальный ансамбль возник в середине XI в. у крепостной стены Афрасиаба (древнего городища Самарканда). Мавзолей над могилой пророка Кусама ибн Аббаса послужил ядром ансамбля — некрополя Шахи-Зинда.

Гармонично вписываясь в живописную подвижную композицию, разновременные мавзолеи тесно сгруппировались вдоль узкой средневековой улочки, по пути которой совершался зиарат — поклонение главной могиле. Ансамбль складывался почти девять веков и только сохранившаяся часть включает более 20 строений разного времени. Этот комплекс представляет собой не только мастерство мавзолейного зодчества Самарканда, но и фактически всю архитектурную школу Мавераннахра, монументально-декоративное и-прикладное искусство Центральной Азии в эволюции и становлении.

Комплекс по ходу коридора условно делится на три группы: нижнюю, среднюю и верхнюю. Все они связаны между собой арочно-купольными сквозными павильонами (чартак). Наиболее ранние сооружения ансамбля относятся к XI-XII вв. От них сохранились лишь фундаменты, фрагменты стен и склепы. Основная группа существующих сооружений восходит к XIV-XV вв.

В северо-восточной части ансамбля расположена основа памятника, наиболее древняя часть — комплекс Кусам ибн Аббаса (XI-XV вв.). Это группа разновременных сооружений — мечеть, мавзолей, чилляхона (полуподземное помещение для 40-дневного поста) и ряд проходных помещений.

Сквозь деревянную решетку можно увидеть главное украшение мавзолея — ступенчатое со стрельчатым навершием керамическое надгробие Кусам ибн Аббаса, появившееся здесь в 80-х гг. XIV в. при Тимуре. Это один из шедевров среднеазиатских мастеров-керамистов. Грани его ступеней облицованы рельефными майоликовыми плитами — тонкий позолоченный растительный орнамент переплетен с буквенной вязью, содержащей тексты из Корана.

Верхнюю группу ансамбля составляют три обращенных друг к другу мавзолея. Наиболее ранний — мавзолей Ходжа Ахмада (40-е гг. XIV в.) замыкает коридор с севера. Мавзолей 1361 г., стоящий справа, ограничивает его с востока. Слева, на западной стороне, в начале XV в. женой Тимура Туман-ака возведен комплекс, включающий три помещения — мавзолей, мечеть и худжру (келью).

Средняя группа сооружений представлена последней четвертью XIV-первой половиной XV в. и связана с именами ближайших родственников Тимура, военной и духовной знати. Слева, с западной стороны, особо выделяется портально-купольная однокамерная усыпальница племянницы Тимура Шади Мульк-ака (1372 г.). Стройный портал в обрамлении П-образных узких рам сплошь покрыт облицовками из резной поливной терракоты и майолики.

Расписные «ковровые» дорожки завершают внизу поперечную надпись и декоративное панно с фигурной аркой. Интерьер мавзолея от основания стен до вершины купола богато орнаментирован. Особенно эффектна облицовка купола, имитирующая ребра-гурты, образующие в зените восьмилучевую звезду.

Напротив — иной по архитектуре и декоративному оформлению мавзолей сестры Тимура Ширинбек-ака (1485-1486 гг.). Портал его залит глубокими густосиними тонами наборных резных мозаик. Здесь же, на восточной стороне, стоит своеобразная усыпальница первой половины XV в. — граненая ротонда со сквозными арками, условно названная «Восьмигранник».

Входным порталом (1434-1435 гг.), сооруженным от имени малолетнего сына Улугбека — Абдул Азиза, композиционно завершается постройка слагавшегося веками ансамбля. На фоне узора из цветного кирпича выделяются граненые колонки и большая горизонтальная надпись, выполненная резной мозаикой, повествующая о заказчике сооружения.

Мавзолей пророка Ходжи Данияра

На северной стороне холма Афрасиаб, рядом с многоводным арыком Сиаб, у старой стены находится мавзолей Ходжи Данияра. Прекрасный мавзолей, который перестроили в начале XX в., был построен над местом захоронения пророка. Это одно из самых святых мест в Самарканде, т.к. здесь захоронены останки знаменитого коранического и библейского пророка Данияра (Даниила), которого на Востоке называют Ходжа Данияр. Сохранилось предание, что его останки были привезены сюда Амиром Тимуром.

Мавзолей был сооружен самаркандскими мастерами и составляет пятикупольное современное сооружение. Внутри этого здания находится надгробие Ходжи Данияра длиной 18 м, которое занимает почти все внутреннее пространство.

Архитектурные исследования показали, что до сооружения мавзолея камень находился под открытым небом. Предполагают, что изначально место захоронения было обложено речным камнем. Исторические данные также свидетельствуют о перестроении могилы — священные туги располагались на верхней ее части, тем самым обозначая расположение могилы пророка.

Мавзолей Рухабад

Недалеко от мавзолея Гур-Эмир находится небольшой мавзолей Рухабад, что в переводе означает «Обитель духа». Здесь погребен шейх Бурхониддин Сагарджи, его жена Биби-Халифа и их 10 детей. Шейх был родом из села Сагардж (современный Иштыханский туман (район) Самаркандского вилоята (области).

Бурхониддин Сагарджи вел исключительно праведный образ жизни и почитался за высокие моральные качества. Он был женат на китайской принцессе и умер в Китае. Тело святого было доставлено в Самарканд и погребено здесь его детьми. Этого хотел сам Сагарджи, который называл Самарканд «городом Бога».

Мавзолей построен в 1380 г. по заказу Тимура и по совету Мир Сайида Барака. Мавзолей Рухабад заметно выделяется на фоне монументальных и ярких средневековых памятников Самарканда своей аскетичностью и компактностью. Здесь нет пестрой облицовочной мозаики и роскошных орнаментов — все предельно просто и строго.

Мечеть Хазрет Хызр

На южной стороне холма Афрасиаб, на перекрестке дорог, у базара стоит мечеть, носящая имя Хазрет Хызра — легендарного исламского святого и вечного странника, культ которого уходит в доисламские времена. Считалось, что встреча с Хазрет Хызром бывает нежданной и всегда приносит счастье людям.

Здание изобилует датами, указывающими на время его реставрации, что не свойственно для архитектурных памятников. Мечеть ныне включает в себя портальный вход, дарвазахану (привратное помещение), вестибюль, перекрытый ребристым куполом на многогранном барабане, ханаку (обитель для дервишей) и колонный айван (крытый навес).

Над михрабом (направление на Мекку) ханаки сделана надпись, указывающая, что ранний ремонт был осуществлен в 1271 г. хиджры (1854 г.). Возможно, это дата времени основной перестройки. Ниже находим другую дату — 1302 г. хиджры (1884 г.), что относится ко времени отделки ханаки.

В 1889 г. был перестроен айван, к этому же времени относится пристройка здания дарвазаханы с входом с восточной стороны. Дата на входных воротах — 1338 г. хиджры (1919 г.) — указывает время перестройки дарвазаханы с юго-восточным и возведением восточного минарета.

В декоре использованы резной ганч и потолочная роспись. Мечеть является прекрасным образцом народной архитектуры Самаркандской школы. Хазрет Хызр считался святым, способным даровать богатство, удачу в дальних странствиях и торговле.

Обсерватория Улугбека

На холме Кухак по велению Улугбека в 1428-1429 гг. было возведено величественное здание обсерватории, равной которой в то время не было в мире. Однако после убийства Улугбека (1449 г.) обсерватория была обречена на разрушение. В 1908 г. археологом В.Л.Вяткиным были найдены остатки обсерватории.

Обсерватория сооружена в форме цилиндра высотой 30,4 м, диаметром 46,40 м, имела три этажа и вмещала грандиозный мраморный угломер -секстант радиусом 40,21 м, на котором производились измерения координат Солнца, Луны и планет при прохождении их через меридиан. Секстант открыт раскопками и хорошо сохранился. Предполагается, что его дуга составляла шестую часть окружности (60°).

Дуга секстанта ограничена двумя барьерами, облицованными мрамором. Секстант точно ориентирован по меридиану. На каждом градусе круга по мрамору вырезаны деления и цифры. Азимутальные наблюдения производились на горизонтальном круге наверху здания и другими не сохранившимися инструментами. В обсерватории были и малые измерительные приборы: солнечные и звездные часы, астролябии, армиллярные сферы и др.

Здесь были большие залы, множество больших и малых комнат. Абд ар-Раззак Самарканди и Бабур свидетельствуют об изображении на внутренних стенах обсерватории девяти небес, девяти небесных сфер с градусами и минутами, семи планет, неподвижных звезд, земного шара с делением на климаты, с горами, морями, пустынями и т.п. Выдающееся достижение самаркандских астрономов — составленный ими каталог звезд, так называемый «Зидж Улугбека», или «Зиджи Гурагони». Ценность каталога прежде всего в том, что в нем определены координаты 1018 звезд. Над этими таблицами самаркандские астрономы работали долго и закончили их к 1437 г., но изменения и добавления Улугбек вносил до самой смерти.

Узбекистан, карта расположения Самарканда

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика