Во время прогулки по аллеям этого фантастического парка, густонаселенного диковинными скульптурами, наверняка на ум приходят пушкинские строки – те, в которых повествуется о сидящей на ветвях русалке, прекрасных витязях и других чудесах. И хоть в Сала Кеоку нет ни русалок, ни лешего, ни избушки на курьих ножках, колоритных персонажей там предостаточно – за сказочную атмосферу в этом парке отвечают многочисленные герои индуистской и буддийской мифологии.
У всякого, кому доведется побывать в Сала Кеоку, не останется сомнений в том, что автор этого грандиозного проекта – большой фантазер, неистощимый выдумщик и невероятно талантливый человек. Только неисправимого мечтателя могла озарить мысль о создании такого яркого и живого сказочного мира, только вдохновенному энтузиасту могло оказаться по силам воплотить блестящую идею с помощью прозаичных и бездушных средств, вроде бетона, кирпича и арматуры.
Казалось бы, откуда у монаха, посвятившего всю свою жизнь религии и даже возглавившего одно из новых буддийских течений, такое безудержное стремление к сказке? Однако природа одарила этого человека таким пышным букетом многогранных талантов, что в личности Луанг-пу Бунлыа Сулилата вполне органично сплелись полярные ипостаси: художника и религиозного лидера, мистика и реалиста.
С разработкой масштабного проекта он справился играючи, а средства на приобретение земли под парк и возведение мифических скульптур были собраны воодушевленными последователями зодчего-энтузиаста. И в 1978 году неподалеку от граничащего с Лаосом таиландского города Нонг Кхаи был воздвигнут – нет, даже не парк, а настоящий мифический город, бродить по улочкам и кварталам которого можно бесконечно. Но самое удивительное, что это не первое творение скульптора — двадцатью годами ранее, на противоположном, лаосском берегу Меконга им был воздвигнут Будда-парк, или Ват Сиенгкхуан, похожий скульптурный парк религиозной тематики, содержащий более 200 буддийских и индуистских статуй.
По одной из легенд, Бунлыа Сулилат, будучи еще очень молодым, упал в пещеру, где его встретил отшельник Кэо Ку, ставший его духовным наставником. И вот, в 1958 году, Бунлыа, основатель своего собственного культа, собрав своих последователей, создает этот парк, вдохновленный символикой древнего буддизма и индуизма. Таиландский же Сала Кеоку явился логическим продолжением идей, выраженных в своем лаосском близнеце.
Равнодушных зрителей в «театре» Сала Кеоку не найти: бетонные «актеры» идеально справляются со своими ролями, порождая в зрителях десятки чувств и эмоций – от восхищения до умиления. На каждую из монументальных скульптур посетители могут взглянуть издали, а могут рассмотреть и с самого близкого расстояния – планировка сказочного городка позволяет приближаться к мифическим героям почти вплотную. А посмотреть есть на что – каждая фигура вылеплена с громадной любовью и содержит сотни мельчайших деталей.
Если это многоглавый змей или огнедышащий дракон, то будьте уверены, что руки скульптора старательно поработали над каждой чешуйкой облачения чудовища, искусно отшлифовали каждый зубец смертельного жала. Если сюжетом скульптурной композиции предусмотрено несколько действующих лиц, можете не сомневаться – внешность каждого героя наделена индивидуальными чертами, выражающими его характер и выдающими роль в происходящем действе.
Кстати, пристального зрительского внимания заслуживают не только персонажи сказочного парка – постаменты к некоторым статуям выполнены с великим мастерством: они украшены сложным орнаментом и представляют собой подлинные шедевры. Некоторые скульптуры имеют средние размеры, габариты других поражают воображение – встречаются и такие гиганты, высота которых достигает 20 и более метров.
Сала Кеоку – великолепное место отдыха, где нескучно ни детям, ни взрослым. Помимо множества скульптур, здесь имеется живописный пруд и ухоженные клумбы. Кстати, на территории чудесного парка нашел свой последний приют и его гениальный создатель: в стеклянной сфере, открытой для свободного посещения, покоится его забальзамированное тело.