Небольшой французский городок Бурж, расположенный при слиянии рек Орон и Эрен, в 200 км к югу от Парижа, сегодня является административным центром департамента Шер. Холм, на котором стоит город, еще в галло-римские времена служил подножием для небольшого галльского укрепления. Сегодня на этом холме гордо высится собор Сент-Этьенн (собор Св. Стефана) – удивительная достопримечательность Франции и четвертый по величине готический собор страны после Амьенского, Реймсского и Шартрского.
Кафедральный собор в Бурже, история строительства
В древнем Бурже (когда ещё он был римским Авариком) в 3 веке уже существовала первая в Галлии христианская община; в это время первый буржский епископ святой Урсин построил монументальные крипты святого Стефана. В 4 столетии на этом месте появился епископский дворец, а в 11 — 12 веке — собор в романском стиле, облик и структура которого периодически дорабатывались.
Однако работы то и дело прерывали, а романскую архитектуру вполне можно было считать вчерашним днём, так как в этот период в Париже и Шартре уже строились великие соборы совершенно другого стиля. Невозможно назвать точную дату закладки первого камня в фундамент нового храма, но известно, что в 1195 году архиепископ буржский Анри де Сюлли внёс серьёзное пожертвование в пользу кафедрального капитула, и началось строительство одного из красивейших готических соборов.
Архитекторов ждали серьёзные проблемы. Во-первых, сравнительно небольшая территория собора была буквально загромождена постройками: дворец наместника, церковь святого Урсина, дворец архиепископа, дома настоятеля и каноников, двор и сад, а также больница для бедняков и десятинный амбар.
При этом участок с востока ограничивала галло-римская крепостная стена. В 1181 король Филипп Август разрешил строиться за пределами укреплений Буржа, но перепад по высоте между территориями внутри стены и вне её составлял около шести метров, что создавало дополнительные трудности.
Во-вторых, строить надо было таким образом, чтобы верующие и духовенство могли посещать либо существующий старый храм, либо новый. С учётом всех факторов в проекте определились два важных этапа: строительство апсиды и возведение нефа.
Первый этап работ проходил с 1195 по 1214 год; начали со строительства нижней церкви (её часто ошибочно называют криптой), которая разместилась за пределами крепостных стен. Затем возвели внешнюю часть деамбулатория, капелл в то время в проекте не было. Чтобы продолжить возведение новой апсиды, потребовалось снести фундамент старой, находившийся на 4-5 метров ниже уровня пола.
В 1214 апсида была готова, учёные предполагают, что установку первых витражей начали в следующем году. Затем работы приостанавливаются примерно на десять лет из-за технических проблем и нехватки денег. Кроме того, было необходимо понять, каким образом использовать оставшиеся части романской постройки.
Второй этап строительства, в ходе которого возвели неф и западный фасад, продолжался с 1225 по 1230. Новый неф вырос буквально вокруг старого, причём во время строительных работ прежняя церковь продолжала функционировать. Был разработан проект фасада с пятью порталами. После 1260 года основные части здания готовы. Денег на дальнейшие необходимые работы снова перестало хватать, из-за этого, например, в окнах нефа вместо цветных витражей поместили целую серию картин из стекла в серых тонах.
Понемногу продолжались работы над фасадом, в частности, над башнями: в 1313 укрепили южную, так как в её стенах внезапно появились трещины (именно из-за этого не получилось поднять сюда колокола, и башню прозвали «глухой»), а позднее принялись и за северную башню.
К концу 14 столетия фасад завершён, на нём появляется четырёхлепестковая «роза» работы архитектора Ги де Даммартена. В это же время добавляются поперечные части крыши, шпиль, совсем маленький ложный трансепт, несколько аркбутанов. В 1424 в собор устанавливают астрономические стенные часы работы Андре Кассара и Жана Фюзори, а в начале 16 столетия перестраивают северную башню, так и не завершённую к моменту освящения собора.
Работы частично финансировали зажиточные горожане; своими пожертвованиями на строительство они искупали грех употребления скоромной пищи во время поста, поэтому башню прозвали «масляной» (так же, как и южную башню фасада Руанского собора). Возглавлял перестройку башни буржский архитектор Гийом Пельвуасен, возможно, при участии королевского зодчего Колина Биара.
Собор украшало множество скульптур, часть их пострадала от протестантов во время Религиозных войн в 1562, но многое и сохранилось. Гугеноты хотели взорвать собор и даже успели заложить порох под северную башню, но поджечь его, к счастью, не смогли. Во время Великой Французской Революции собор собирались снести, но это оказалось слишком дорого, а кроме того, в маленьком городе было бы просто некуда девать такое количество камня.
До 19 века облик здания понемногу дорабатывали, то добавляя, то убирая детали. Так, например, появились балюстрады и декоративные башенки на контрфорсах (по примеру кафедрального собора в Орлеане). После того как в 1862 году буржский кафедральный собор святого Стефана признали памятником архитектуры и истории, в здании велись только реставрационные работы.
Буржский собор Св. Стефана, святыни и достопримечательности
Построенный почти одновременно с Шартрским, собор в Бурже стал одним из первых произведений высокой готики. Однако, в отличие от собора в Шартре, который стал отправной точкой типично французского готического стиля, собор в Бурже имеет свой особенный, совершенно неповторимый стиль. Он стоит особняком и в архитектурном отношении представляет контраст и с Шартрским собором, и с другими французскими соборами, созданными по образцу Шартрского.
Снаружи собор несколько растянут и выглядит тяжеловесным. В то же время здание восхищает гармоничными пропорциями и единством композиции. В облике собора явно присутствует парижская традиция. Источником вдохновения неизвестного архитектора, создававшего проект, мог послужить собор Парижской Богоматери, но внутренняя планировка собора в Бурже совершенно отлична от его парижского собрата.
Прежде всего бросается в глаза отсутствие традиционного трансепта. Величественный западный фасад имеет пять порталов вместо трех, как в других готических французских соборах. Порталы завершаются стрельчатыми арками с вставленными в них ажурными круглыми окнами.
Собор построен по типу базилики, с капеллами, которые окружают неф. Архитектурные объёмы здания расположены пирамидально, отсюда эффект многоуровневой постройки и цельности пространства, интересная наклонная перспектива. Внутри за счёт отсутствия трансепта пространство не дробится, и переходы между различными частями здания смягчены.
Фасад собора с пятью – по числу нефов – порталами считается самым крупным среди готических построек во всей Франции. Если смотреть на порталы издалека, то может показаться, будто верхняя часть фасада подавляет их своей массой. Но вблизи ясно, что композиция уравновешена; дело в том, что собор всегда был окружён домами и улочками, здесь нет широкой площади, как возле главных храмов во многих других городах. Поэтому и фасад не задумывался как нечто монументальное, его функция – встречать верующих и создавать верный настрой.
Над центральным порталом представлена скульптурная сцена Страшного Суда (1240): улыбающийся архангел Михаил, радостные воскресшие души, которых приветствует величественный Христос, резко контрастируют с картиной Преисподней, полной отчаявшихся созданий и кишащей страшными на вид чертями.
Остальные четыре портала также декорированы скульптурными изображениями и посвящены святому Гильому (Вильгельму; одному из архиепископов Буржа, 16 век), Деве Марии (16 век), святому мученику Стефану и первому епископу Буржа святому Урсину, построившему церковь в городе ещё на заре христианства.
Когда в 12 веке выбирали, расширять ли имеющийся собор или строить новый, решили возвести новое здание. Однако некоторые части от древнего романского собора всё же остались, в наши дни можно увидеть северный и южный порталы, щедро декорированные скульптурами романского стиля (например, в южной части портала находится статуя святого Стефана).
Если южная башня фасада оформлена довольно строго, то северная интересна сочетанием готики и элементов, характерных для эпохи Возрождения. Кроме того, на её шпиле можно увидеть необычную птицу – бронзового пеликана, который символизирует Христа, спасающего род человеческий своей кровью. Это единственный случай в религиозной архитектуре, обычно на башнях соборов во Франции помещают скульптуру петуха, символа воскресшего Христа. Первый бронзовый пеликан работы Гийома де Камбре отреставрирован и находится внутри собора, а на башне установлена копия скульптуры. Внутри северной башни 396 ступенек, говорят, по ним когда-то поднимался Людовик XIV (у посетителей собора есть возможность повторить этот подвиг короля).
В просторной нижней церкви (которую иногда ошибочно называют криптой) много интересного. Это помещение построили, чтобы нивелировать разницу уровня, на котором находился романский собор, и оборонительным рвом за галло-римской стеной.
Строго говоря, церковь не подземная, она расположена на уровне пола и освещается через большие окна. Здесь соседствуют причудливые и очень разнообразные предметы.
Например, в коридоре, который ведёт в церковь, есть рельсы. Знаменитые французские TGV (высокоскоростные поезда) по ним никогда не ходили, и даже обычного вокзала поблизости не наблюдается. До 19 века по этим рельсам передвигались вагонетки, которые доставляли уголь для системы отопления собора. В этой церкви находятся части скульптурного амвона, который когда-то стоял в соборе, а также гробница герцога Иоанна I Беррийского (Великолепного), коллекционера книг и мецената.
Сюда же переехали оригиналы некоторых крупных скульптур с фасада собора, оставив «на посту» снаружи свои точные копии. На каменном полу церкви видны следы схем, которые чертили мастера, строившие собор. Ещё глубже нижней церкви расположены несколько подземных галерей и романский храм 11 века, где захоронены архиепископы Буржа.
Наверх, обратно к свету ведёт коридор, украшенный скульптурными барельефами, на одном из которых среди растительного орнамента изображен чей-то зад, видимо, в качестве автографа одного из средневековых художников.
Внутри собора можно наблюдать удивительную гармонию света и пространства, блики живописных витражей буквально раскрашивают стены всевозможными яркими оттенками. Сюжеты витражей 13 и 16 веков разнообразны, от библейских тем до житий святых мучеников, некоторые выполнены по эскизам фламандских художников.
Фасад собора с конца 14 столетия также украшает крупный витраж – дар герцога Иоанна Беррийского. В оформлении собора поучаствовал и королевский казначей Жак Кёр: в 1441 году он получил дворянство и в честь этого пожертвовал значительную сумму на создание витражей. В знак благодарности в храме построили капеллу его имени.
Кроме витражей и скульптур, интересны настенные росписи 15 века в ризнице и капеллах, а также те самые астрономические стенные часы Кассара и Фюзори, расписанные художником Жаном Орлеанским. Часы отреставрированы в 1994 году, уникальный точный механизм до сих пор отсчитывает время, играя хвалебную песнь Богородице «Salve Regina».
Кафедральный собор святого Стефана в 1992 году включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор открыт круглый год, его можно посетить самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Лучше бронировать экскурсии заранее и узнавать их расписание, так как оно может меняться.
Франция, фото Кафедрального собора в Бурже
Франция, карта Кафедрального собора в Бурже