Сакро-Конвенто, «Райский холм» францисканцев

Ассизи, город в Умбрии, известен во всем мире как крупный паломнический центр и популярная культурная достопримечательность Италии. Это – родина св. Франциска Ассизского (1182–1226), одного из самых знаменитых христианских святых, популярного в среде не только католиков, но и атеистов. На протяжении восьми веков его личность привлекает людей самых разных взглядов и мировоззрений. Здесь, в Ассизи, где в 1208 г. св. Франциск основал орден францисканцев, находятся важнейшие святыни, связанные с его именем.

Святые места Ассизского Бедняка

Ассизи расположен приблизительно в 100 км к северу от Рима, на западном склоне горы Субазио. Принадлежавший в эпоху раннего Средневековья герцогам Сполето, в XII столетии город стал независимой коммуной. В историю он вошел прежде всего как место, с которым была связана жизнь и деятельность св. Франциска Ассизского.

Сын зажиточного торговца тканями Пьетро Бернардоне, Франциск родился в Ассизи в 1181 или 1182 г. Беззаботный, веселый и даже буйный, он в возрасте 24 лет пережил обращение и с тех пор полностью посвятил себя Богу. В жизни и служении св. Франциска, по сути, не было ничего, кроме точного следования евангельскому идеалу и подражания Христу – настолько совершенного, что его называют Alter Christus, «Второй Христос».

Эта готовность следовать за Христом, несмотря на страдания, презрение и испытания, готовность нести любовь – ненавидящим, примирение – враждующим, веру – сомневающимся, надежду – отчаявшимся, прощение – обижающим, радость – скорбящим, нести свет во тьму снискали св. Франциску огромную популярность повсюду в Европе. Вскоре у него появились сподвижники, и в 1209 г. папа Иннокентий III одобрил устав нового братства. Так родился францисканский орден.

Франциск Ассизский был первым известным христианином, получившим стигматы – спонтанно открывающиеся раны на руках, ногах и боку, соответствующие ранам Христа на кресте. Эти раны вызывали боль и страдания, но Франциск переносил их с характерным для него спокойствием, держа это в секрете, чтобы не привлекать к себе ненужного внимания. Вошедший в историю под именем Ассизского Бедняка, 3 октября 1226 г. он завершил свой земной путь. Меньше чем два года спустя папа Григорий IX причислил Франциска к лику святых. Почти одновременно с этим событием в Ассизи началось строительство монументальной базилики над могилой св. Франциска (La Basilica di San Francesco d’Assisi). Она была в основном завершена к 1253 г, а вокруг нее вырос монастырь Сакро-Конвенто. Такой короткий период строительства, редкий для храма подобных размеров, следует рассматривать как меру любви, которую питали к св. Франциску его современники.

Местом для возведения базилики был избран холм в западной части Ассизи, ранее известный как «Холм Ада»: здесь в прежние времена казнили преступников. Сегодня этот холм называют «Холмом Рая» (Colle del Paradiso).

Краеугольный камень в основание постройки заложил 17 июля 1228 г. папа Григорий IX, хотя, как считается, к этому времени работы по сооружению храма уже велись. Автором проекта и строителем базилики был брат Илия Бомбардоне (Илия Кремонский), один из сподвижников св. Франциска Ассизского. 25 мая 1253 г. папа Иннокентий IV освятил новопостроенный храм.

Богатые горожане подарили этот участок земли францисканскому ордену, но устав не позволял братьям иметь собственность. Участок и построенная на нем церковь стали собственностью Ватикана и принадлежат ему до сих пор. Монастырь и базилика, являющаяся одной из шести великих базилик Католической церкви, включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются духовным центром ордена францисканцев, оставаясь одной из наиболее посещаемых христианских святынь.

Сакро-Конвенто и базилика св. Франциска, духовный центр францисканцев

Базилика, врезанная в склон холма, включает в себя две церкви, известные как Верхняя и Нижняя, а также подземный этаж – крипту, где покоятся останки св. Франциска Ассизского. С юга к храмовому комплексу примыкает 60-метровая колокольня в романском стиле, построенная в 1239 г.

Напротив атриума Нижней базилики находится бывшая капелла св. Бернардина, построенная ломбардскими мастерами в середине XV в. За порталом располагается вход в монастырь, где в настоящее время помимо собственно монастыря размещается Теологический институт и Центр документации с архивными и библиотечными фондами.

Внешний облик базилики представляет собой синтез романского стиля и готики, причем в последней присутствуют черты как французской, так и итальянской архитектуры. Обе церкви – и Верхняя, и Нижняя – представляют собой однонефные базилики с трансептом. Верхняя церковь строилась в 1239–1253 гг. В ее облике ярче выступают готические черты; интерьер Верхней церкви представляет собой ранний пример готического стиля в Италии. Над созданием витражей Верхней церкви (XIII в.) работали немецкие, французские, итальянские мастера.

Сооружение Нижней базилики завершилось в 1230 г. Она почти целиком врезана в толщу холма, единственная часть, остающаяся наверху, – это южный портал, выходящий на Нижнюю площадь. Нижняя базилика целиком построена в романском стиле. Между 1350–1400 гг. она была значительно расширена и усложнена за счет добавления многочисленных капелл.

Папский алтарь в апсиде вырезан из  единого каменного блока, привезенного из Комо в 1230 г. Под главным алтарем нижней части базилики находится склеп, где был перезахоронен Святой Франциск. В течение двух веков ходом к гробнице святого служил узкий коридор, шедший от хоров.

В 1442 г. перуджинцы совершили набег на монастырь с целью похищения мощей. Попытка взять святыню силой провалилась, но в целях безопасности коридор к усыпальнице замуровали. Только в 1818 г., по повелению папы Пия VII, в крипте начались раскопки, и был обнаружен каменный саркофаг с мощами святого, а в 1822 г. на этом месте по проекту архитектора Паскуале Белли была сооружена крипта (перестроена в 1925–1932 гг.). Над могилой святого установлено простое надгробие, вполне соответствующее жизни и взглядам св. Франциска, но резко контрастирующее с окружающим его великолепием.

Храм получил всемирную известность благодаря знаменитым фрескам XIII в. по мотивам жития Св. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками. Фреска, а не витраж – главная декоративная особенность итальянской средневековой архитектуры. На создание знаменитого фрескового цикла базилики Сан-Франческо в Ассизи потребовалось более полутора веков. Фрески, украшающие неф Нижней церкви (1260–1263 гг.), являются самыми древними во всем ансамбле. На правой стене им написано пять сцен из цикла «Страсти Христовы», на левой – пять эпизодов из жизни св. Франциска. Эти фрески признаны сегодня лучшими образцами тосканской живописи периода, предшествующего Чимабуэ. К слову, сам Чимабуэ также расписывал Нижнюю базилику (правое крыло трансепта). Эти росписи относятся к 1280-м гг.

Заслуживают внимания и капелла св. Себастьяна декорированная Мартелли (XVII в.),  капелла Богоматери исцеляющей Оттавиано Нелли (XVв.), капелла св. Екатерины с фресками Андреа Бартоли (1368 г.), фрески капеллы св. Мартина 1313-1318 гг., выполненные художником из Сиены Симоне Мартини, капелла святого Стефана (фрески выполнены в 1570 г. художником Доно Дони), капелла святого Антония Падуанского (расписана Чезаре Сермеи в 1610 г.) и капелла святой Магдалины (фрески 1296 – 1329 гг. Джотто). Базилика обладает и богатой коллекцией средневековых витражей XIII в.

У раки св. Франциска погребены четверо его первых последователей: Массео, Анджело, Руфина и Льва. У лестницы, ведущей к гробнице, в 1932 г. были погребены останки «брата Якопы» (Джакомины дей Сеттесоли). Перед ракой с мощами горят лампады от итальянских городов.

Базилика Сан-Франческо была серьезно повреждена 26 сентября 1997 г. в результате землетрясения, во время которого рухнула часть сводов. На восстановление здания потребовалось два года, однако некоторые росписи (включая фрески Чимабуэ) были утрачены безвозвратно.

Архитектурно базилика объединена с францисканским монастырем Сакро-Конвенто («Священный монастырь»). Его внушительные стены, сложенные из розово-белого камня, с романскими арками и мощными опорами, придают ему вид крепости. Хотя монастырь уже в 1230 г. был населен монахами, сооружение основных его построек было завершено только в 1474–1476 гг. Результатом долгого строительства стала некоторая разнородность облика монастырских зданий: романский стиль соседствует здесь с готическим.

Ассизи, прочие достопримечательности города

Романо-готическая базилика Святой Кьяры была построена сразу после смерти Святой Кьяры – последовательницы Франциска, также, покинувшей свою богатую семью и ставшей основательницей женского монастыря. В базилике покоятся важнейшие для католического мира реликвии – тело Кьяры и Распятие Святого Дамиана, молясь на которое, Франциск, по легенде, услышал обращенный к нему свыше призыв отстроить церковь.

Новая церковь (Chiesa Nuova) построена на месте родительского дома Святого Франциска. Церковь в том виде, в котором мы видим ее сегодня, возведена в XVII веке в стиле барокко, на месте средневековой церкви XIV века. Внутри сохранилась небольшая клеть, в которой, по преданию, отец Франциска запирал его, не желая отпускать сына из дома и препятствуя его пути к Богу. Там же можно увидеть дверь дома семьи Франциска.

Собор Сан-Руфино является главным в городе, так как Святой Руфино – покровитель Ассизи. Уже в 412 году на его месте была базилика, в которой хранились одеяния святого. Собор был построен примерно в VIII веке и является классическим примером романской церкви, хотя он не раз реставрировался и достраивался, меняя свой облик вплоть до XVI века. Очень интересен его фасад, полный аллегорических фигур львов и грифонов, каждая из которых несет в себе особый смысл.

Италия, карта расположения Сакро-Конвенто

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика