Сапта Пури: Священные города Индии

Каждая религия имеет свой священный город, представляющий собой место массового паломничества и несёт первостепенную культовую значимость. В иудаизме – Иерусалим, в католичестве – Ватикан, в исламе – Мекка, в буддизме — места, связанные с жизнью и учением Будды (Лумбини, Бодх-Гая, Сарнатх, Кушинагар). В индуизме также почитаются особые места, которые считаются святыми или священными, объединенные названием Сапта Пури (Sapta Puri). Это те места, которые упоминаются в древних текстах, где родился или жил аватар одного из божеств, или же проходили битвы, подобные описанным в Махабхарате и Рамаяне. Кшетра – священная земля или поле битвы.

Практически каждый храмовый город является кшетрой и, соответственно, местом паломничества (ятры). Ну а для путешественников — все эти места представляют собой яркие достопримечательности Индии, обязательные для посещения всеми интересующимися культурой этой страны.

Святых мест в Индии немало, они посвящены самым различным божествам и событиям духовной жизни. Но самыми святыми являются те, где человек может достичь мокши — освобождения духа от пут иллюзорного существования майи (ложного представления о существующем мире) и выход из сансары (круговорота рождений и смертей). В священном тексте Гаруда-пурана таких мест в Индии всего семь – это города Айодхья, Матхура, Майя (Харидвар), Каши (Варанаси), Канчипурам, Авантика (Удджайн) и Дваравати (Дварака).

Город Айодхья (не путать с Аютхайей) – место рождения полулегендарного царевича Рамы, героя древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата» и шестого воплощения индуистского бога Вишну. В этом городе, согласно легендам, он жил со своей женой Ситой и здесь же оставил свою телесную оболочку, вознесшись прямо на небеса. Паломники верят, что совершив омывание в Ганге на том же самом месте, возможно, при наличии достаточной святости, по примеру царевича Рамы также попасть на небеса.

Кроме того, по легендам этот город был основан Ману, первым из людей, а земля, на которой стоит Айодхья, была пожалована ему богом Вишну. Это не простой город, а «город, построенный богами», согласно Ведам. И где же, если не здесь, в священном месте, должны были родиться джайнские святые — тиртханкары…

Город Матхура – место рождения Кришны. Когда-то этот город, согласно легендам, был «прекраснее, чем сад богов». Здесь родился Кришна, здесь он рос и здесь же сразил своего демонического дядю Камсу, который так достал людей и богов, что однажды к Вишну пришла богиня Земли с просьбой избавить мир от этого чудовища. Матхура является важным паломническим центром для всех последователей Вишну – вайшнавов – со всего мира, почитающих его аватары.

Также интересно:  Айодхья, эпический город Индии

Также сюда приходят для поклонения последователи учения кришнаизма, для которых Кришна является верховным божеством. Матхура является отправной точкой для путешествия по местам, где проходило детство Кришны, таким как Вриндаван и холмы Говардхан и Варсана. Когда-то город был одним из важных центров буддизма в Индии, где сам Будда основывал монастыри. Двое из двадцати четырех джайнских святых ведут отсюда свое происхождение.

 Харидвар – одно из четырех мест, где на землю пролилось несколько капель нектара бессмертия из сосуда, который нес сын Индры, защищая его от демонов. Остальные три места — это Праяг (Аллахабад), Удджайн и Насик. В честь этого события раз в двенадцать лет (именно столько продолжалась битва небожителей и демонов за драгоценный кувшин) в городе проходит масштабный религиозный фестиваль Кумбха Мела.

По преданиям, здесь ходил сам Вишну, оставивший отпечатки своих божественных стоп на камне. В этом месте священная река Ганга, которая сама является божеством, спускается с гор на равнину. Опять же согласно легендам, прежде, чем выйти в мир, священная река начинает течь из сосуда в руках Брахмы, омывает стопы Вишну и далее проходит через спутанные волосы Шивы. Поэтому те, кто совершит омывание в ее водах, освященных тремя богами, смогут очиститься от всякой скверны. А присутствие высшей матери Майядеви умножает духовную силу этого места, чье название обозначает «Врата (или Дверь) Богов».

Город Варанаси – город, осененный святостью и полный духовной силы, место, где человек, согласно представлениям индусов, может достичь просветления, просто находясь внутри. Это город, где смерть будет равнозначна освобождению от телесных пут и воротам в высшие миры, поэтому многие стремятся закончить свой земной путь именно здесь. Воды реки Ганга в этом святом городе имеют силу очищения от грехов души любого смертного.

Варанаси – это место пребывания бога Шивы, которое, по преданиям, он никогда не покинет. Это город святых подвижников и мудрецов. В этом месте зародилась Аюрведа и, по мнению историков, именно в Варанаси были созданы Упанишады. Все философы, пророки и религиозные деятели Индии посещали этот город, дабы поведать всем о своих доктринах и усовершенствовать их в спорах между собой. Также это город гхатов и погребальных костров, место, куда приходят те индийцы, чей час уже близок в надежде умереть в святом месте и попасть в божественный мир.

Также интересно:  Майяпан, древняя столица майя

Город Канчипурам – город тысячи храмов и гопур, единственный из семи сакральных индийских городов, посвященный сразу двум божествам — Вишну и Шиве. Вишну в этом месте поклонялся творцу Брахме, а творец, в свою очередь, совершал жертвоприношение брахма-яджну, дабы явить миру божество, особо почитавшее его. Здесь находится одно из трех святилищ богини Шакти – шакти-питха, самых почитаемых в Индии.

Шакти – мать-богиня, одно из проявлений Дэви, женской божественной сущности, силы космоса и созидательной энергии вселенной. Для индуистов женское и мужское начала неразделимы и не могут существовать друг без друга, поэтому мужское божество обязательно имеет жену-богиню.

Толпы паломников приходят к шакти-питха поклониться божественному духу Великой матери. В Канчипураме верующие, что идут на поклонение в Тирупати, обязательно останавливаются, чтобы совершить ритуал пуджи и выразить почтение двум богам, которым посвящен этот город.

Шакти Питха

Город Удджайн – древний город, на протяжении своей богатой истории бывший столицей различных империй. Как и Харидвар, Насик и Праяг – это место, куда пролились на землю капли нектара богов амриты. Река, на которой стоит город, считается почти настолько же благословенной, что и река Ганга – она также может смыть все грехи благодаря тому, что ее воды вспенены богами. Сюда приходят паломники для поклонения богине Шакти. По преданиям, этот город основал бог Шива, и поэтому, наряду с Варанаси, Удджайн считается одним из мест, где Шива пребывает на Земле.

Здесь же находится один из Джъотирлингамов (форма Шивы в виде «лингама света»), установленный, по преданиям, самим творцом Брахмой, в благодарность за то, что Шива спас мир, выпив яд, получившийся при пахтании океана. Энергия этого Джъотирлингама исходит из самой земли и считается исключительно мощной благодаря тому, что он обращен на юг.

С незапамятных времен это был научный и просветительский центр. Он считается местом зарождения в Индии таких наук, как математика и астрономия. В Удджайне Кришна и Баларама, его старший божественный брат, получали учение у гуру Махариши Садипани.

Также интересно:  Храм Лотоса: Перекресток всех религий

Город Дварка — город, чье название переводится как «ворота к вечному счастью», древняя столица, где жил и царствовал Кришна после того, как покинул Матхуру. Это одна из четырех обителей (Чар-дхам) бога Вишну на Земле, расположенных в соответствии с четырьмя сторонами света. Дварка находится на западе, Пури — на востоке, Рамешварам — на юге, а на севере – Бадринатх.

А сам Кришна является восьмой инкарнацией бога Вишну, который воплотился в этом месте для того, чтобы чтобы избавить подлунный мир от демонического царя Камсы. Один из двенадцати Джъотирлингов Шивы, явленных одновременно в разных частях Индийского субконтинента, освящает город Кришны своим присутствием. Другие великие «лингамы света» (джьотирлингамы), высоко чтимые шиваитами, расположены помимо Дварки и Удджайна в Рамешвараме, Сомнатхе, Мандхате, Веруле, Шришайламе, Деогархе, Варанаси, Дакини, Кедарнатхе и Насике.

Не менее святыми являются также сакральные места северной Индии, входящие в так называемый Чота-Чар-дхам, или малый Чар-дхам — гималайские святыни Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх и Бадринатх.

Что же привлекает индусов в эти овеянные легендами места? Ведь проходят тысячелетия, а они все стремятся сюда в надежде прикоснуться к вечному и обрести хотя бы толику праведности. Они обходят по паломническому маршруту все кшетры и тиртхи, что имеются в Индии. Они верят, что все это может приблизить их к богам. Что это – фанатизм, слепая вера в легенды или по-настоящему верный путь к праведности? И ведь у христиан и мусульман есть святые места, которые они посещают, в основном по праздникам. Но ни у тех, ни у других нет такого естественного почитания богов, органично вплетенного в повседневную жизнь. Ведь они действительно любят своих богов и радуются, как дети, отмечая различные события из жизни многочисленных богов индуистского пантеона. Сложно представить Индию и индийцев в отрыве от их религии. Но это является скорее достоинством, ведь если у народа не будет той духовной базы, на которой основана вся его жизнь и которая объединяет его, то недолгим будет его век.

Похожие статьи

Добавить комментарий