Кафедральный собор в Роскилле, королевский некрополь Дании

Кафедральный собор в Роскилле (Roskilde Cathedral) — расположенный в восточной Дании на острове Зеландия главный собор и достопримечательность Дании, усыпальница датских королей, являющий собой яркий образец кирпичной готики. С 1995 года собор внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия. Из других великолепных готических соборов Европы читателям также могут быть интересны Кельнский и Ахенский соборы в Германии, Амьенский, Реймсский, Шартрский, Руанский и Буржский соборы во Франции, готические монастыри Алкобаса и Баталья в Португалии.

вид на собор в роскилле

Кафедральный собор в Роскилле, сердце Дании

вид сверху на собор в роскилле

История Дании начинается в Роскилле. Именно этот город, расположенный в 40 км к западу от Копенгагена, стал первой столицей страны. По преданию, поселение на месте Роскилле в незапамятные времена основал легендарный король Ро, или Хродгар, чьи владения терроризировало ужасное чудовище Грендель, убитое героем Беовульфом. 

башни собора в роскилле

Многочисленные курганы в окрестностях города свидетельствуют, что в конце I тысячелетия н. э. эта местность был густо заселена, а на месте нынешнего собора, вероятно, находился общеплеменной религиозный центр.

купола собора в роскилле

Судя по данным исторических источников, Роскилле, как город, возник в эпоху викингов, приблизительно в 990 г., и его основателем был король Харальд Синезубый, о чем сообщает руническая надпись, найденная близ города. Король Харальд построил здесь и первую деревянную церковь, в которой, вероятно, он был и погребен.

синезубый харальд

Роскилле стал первой резиденцией датских королей. В XI столетии он уже являлся одним из самых больших и наиболее важных городов Северной Европы. Здесь насчитывалось около 10 тысяч жителей, 14 приходских церквей и пять монастырей. Первое официально подтвержденное строительство на месте собора было начато епископом Вильгельмом между 1060-1073 и было завершено его преемником Свеном Нордмандом около 1080.

внутри собора в роскилле

Церковь была построена с использованием травертина, камня, найденного в изобилии вокруг фьорда Роскилле. Это была базилика в романском стиле с полукруглыми арками и плоским потолком, западный вход обрамляли две башни. Храм обнесли каменными стенами, чтобы он гарантировал при необходимости убежище и безопасность.

потолки собора в роскилле

Городская хроника повествует, что эта церковь была украшена короной, мраморными колоннами и каменной резьбой, а с северной стороны к ней примыкало общежитие-монастырь для священников.

соборный алтарь

В 1157 году начали расширять площадь собора. Монахи с юга принесли в Данию искусство обжига кирпича и новый материал с успехом использовали в строительстве. Проект собора составлялся при активном участии епископа Педера Сунессона, который незадолго до того побывал во Франции и теперь горел желанием воплотить на датской земле великие достижения французской готики. Вероятно, во многом благодаря его влиянию позднероманский в целом собор Св. Луки приобрел готические черты.

интерьер собора в роскилле

В 1170 году основатель Копенгагена, епископ Абсалон, не только священнослужитель, но и политик и воин, строит на месте церкви новый кирпичный храм, которому суждено стать важнейшим собором Дании.

детали роскильского собора

Несмотря на то что здание собора в основном было готово уже к 1300 г., его строительство продолжалось вплоть до XV столетия. В 1443 г. большие повреждения недостроенному собор причинил огромный пожар. В 1513–1529 гг., при епископе Арне, кровлю храма покрыли медным листом, а в XVII в. две четырехугольные башни западного фасада увенчали тонкими медными шпилями.

собор в роскилле, гравюра

Позже к зданию были пристроены подъезды и часовни, выполненные в различных стилях и направлениях, и это позволило собору стать ярчайшим примером изменения стилей и хронологии как датской, так и европейской архитектуры и искусства.

кафедра роскильского собора

Собор в Роскилле был первым готическим собором, построенным из кирпича, способ строительства которого послужил примером для распространения готического стиля на всей территории северной Европы. Архитектура его сочетает в себе как элементы готики, так и черты романского стиля.

алтарь с библией

Собор Роскилле, некрополь датских монархов

череп и ангел

С XIV века собор служит усыпальницей для датских монархов. 39 королей и королев Дании захоронено в различных щедро украшенных саркофагах, находящихся на территории собора и за его пределами. Первым захоронением в соборе стала расположенная сразу за алтарем усыпальница королевы Маргрете I Датской, умершей в 1412 году.

саркофаг маргрет

Сначала она была похоронена в семейной часовне, но через год епископ Педер Йенсен Лодехат, который был канцлером королевы и ее духовником, перенес ее тело в собор Роскилле. Церемония захоронения была масштабной и богатой. В ней приняли участие король Эрик VII, дворяне и все датские епископы.

гробница маргрет

Собору были переданы богатейшие дары: золотые украшения, драгоценные чаши, дворяне раздавали всем находившимся в храме монеты. Так была положена традиция хоронить в соборе Роскилле королевских особ. 14 мая 1443 огонь охватил Роскилле, уничтожив большую часть города. Собор был сильно поврежден, и его не могли восстановить до 1463.

портал собора в роскилле

Епископ Олаф Мортенсен гарантировал отпущение грехов тому, кто поможет в восстановительных работах. Восстановили всем миром, но ненадолго. Времена Реформации и война со шведами не пощадили храм. Имущество, богатейшего в стране собора было беспощадно конфисковано.

барельефы собора в роскилле

Среди наиболее ценных вещей собора была деревянная статуя Святого Луки, покрытая золотом и драгоценными камнями, но отстоять ее не удалось, статую забрали шведы. Вдобавок шведы забрали с собой домотканый стяг королевы, ее парадное парчовое платье и точильный камень, посланный ей в свое время шведским королем Альбрехтом Мекленбургским (он был главным конкурентом королевы на шведский престол, и его войска Маргрете разобьет, захватив его трон; широко известно высказывание шведа, что, мол, «Маргрете – король без штанов»).

герб монархов

Платье было подарено шведской королеве Элеоноре и в настоящее время находится в Упсале. Позади саркофага королевы Маргарет имеется гробница ее брата, Кристофера, умершего в 1363 г. Усыпальница украшена печальным рыцарем и герцогским гербом.

статуя викинга

Все гробницы монархов, членов королевских семей в соборе создавались индивидуально и каждое из них настоящее произведение искусства. Могилы с надгробиями отличаются друг от друга по стилю – от сдержанного скромного до эксцентрично-вычурного.

гробница фредрика четвертого

Самые роскошные надгробья – у королей Кристиана III и Фредерика II, выполненные лучшими голландскими мастерами в ренессансном стиле. Скорее всего, мастеров вдохновили античные мавзолеи – саркофаги обильно украшены скорбящими скульптурами. На вершине усыпальницы Фредерика II имеется слон – символ Ордена слона.

часовня кристиана третьего

А вот первому представителю династии Ольденбургов, Кристиану I и его супруге, королеве Доротее, памятника, по сути, как бы и нет – его заменяет великолепно расписанная фресками капелла Волхвов. Замысел основателя династии как раз и состоял в том, чтобы создать королевскую усыпальницу, но история рассудила иначе – и сыновья и внук короля были похоронены в Оденсе и Шлезвиге, и только после Реформации их прах перевезли в Роскилле.

часовня монархов

В капелле Волхвов, построенной в XV веке, можно увидеть колонну, на которой сделаны зарубки с отметками роста некоторых монархов, самым высоким из которых, судя по всему, был Кристиан I, имевший рост 2.1 метра.

гробница луизы

Рядом с часовней прадеда король-строитель Кристиан IV построил свою часовню, украшенную семью фигурами, изображающими христианские добродетели. Орнамент кованой решетки весьма затейлив, также попадаются изображения мифических животных и таких существ, что есть даже поверье, что дизайнером был сам дьявол.

силуэт черта

Правда, легенду тут же опровергает подпись вполне земного мастера возле боковой двери – «Моя имя – Каспар Финк, и своей известностью я обязан этой работе». Кстати, именно этот мастер выполнил решетки для Круглой башни в Копенгагене.

ажурные решетки

На стене часовни изображено морское сражение при Колбергерхейде, когда король, командовавший датским флотом, был ранен в глаз. На другой – изображения сподвижников короля-строителя, таких, к примеру, как астроном Тихо Браге. Обе картины появились здесь после реставрации 1866 г.

морское сражение

В капелле Кристиана IV находятся также саркофаги Кристиана V и Фредерика IV и их жен – на гробницах изображены сами короли и события из их жизни. Вторая — морганатическая — жена короля Фредерика IV, дочь канцлера Ревентлов, также погребена в соборе, но в часовню к королям ее не допустили – сын короля решил, что мачеха недостойна, и она с тремя своими детьми от короля похоронены в северной башне собора.

часовня королей

А начиналось все романтично — не разведясь с первой женой, король выкрал 19-летнюю графиню из замка Клаусхольм (около Раннерса) и тайно женился на ней в Сканнерборге… Только спустя 9 лет, когда умерла официальная жена, король повторно женился на Анне-Софии и официально объявил её королевой.

усыпальницы монархов

В противоположность пышной часовне Кристиана IV можно привести сравнительно новую пристройку 1972 года — непритязательную часовню из кирпича восьмиугольной формы короля Фредерика IX, находящуюся вне стен церкви. К числу примечательных надгробий можно отнести и саркофаг королевы Маргрете I, выполненный из белого мрамора.

гробница кристиана 6

Капелла короля Фредерика V выполнена архитектором Харсдорфом в стиле неоклассицизм, что послужило поводом к распространению этого стиля в Дании. Она украшена римской колонной, медальонами с портретами и погребальными урнами – настоящий, классический памятник скорби! У ног короля – две женские фигуры, символизирующие Данию и Норвегию. Примечательны также стойки для церковного хора, каждая из которых украшена замысловатыми сюжетами из Старого и Нового Завета.

гробница короля

В часовне 12 надгробий, хотя рассчитано пространство явно на меньшее количество, поэтому тут несколько тесновато. Хоронили здесь в течение целого столетия, поэтому саркофаги разные по стилистике – гробница Софии Магдалины аскетичная, а саркофаги Кристиана VII и его жены выполнены в стиле ампир.

гробница кристиана седьмого

Запрестольный образ был выполнен фламандскими мастерами около 1560 г. для одного из испанских городов, и его история появления в Роскилле весьма поучительна: как известно, датчане брали со всех проходящих через пролив Зунд судов т.н. «датскую пошлину», установленную еще Эриком Померанским. Размер налога определялся стоимостью груза, которую капитан корабля озвучивал таможне.

узорные саркофаги

Хитрость была в том, что таможня могла либо поверить на слово и корабль пропустить, либо приобрести груз за указанную цену. Так алтарь был куплен у пожадничавших испанцев за символическую сумму и передан собору в Роскилле. Картины на крыльях алтаря изображают сцены из жизни Иисуса с рождения и до распятия. После того, как собор пострадал от пожара в 1968 году, известной художницей Анной Томмесен было создано новое полотно алтаря.

фрески роскильского собора

Часовни, а их множество, построены в готическом стиле под стать собора, памятники выполнены лучшими скульпторами. Например, Эдвард Эриксен, автор знаменитой «Русалочки» вырезал из белого мрамора для одной из часовен статуи под названием «Горе», «Память», и «Любовь». А его жена Элин Эриксен была моделью и для морской принцессы и для скорбящих ангелов. Гробы монархов разрабатывались по индивидуальным проектам из мрамора или редких пород древесины.

саркофаг собора в роскилле

Есть у собора и связь с Россией. После смерти Марии Федоровны в 1928 году, и после короткой церемонии в церкви Александра Невского в Копенгагене, гроб вдовствующей императрицы был помещен в часовне рядом с могилой ее родителей. В 1957 году гроб был помещен в склеп под часовней и находился там до сентября 2006 года, когда он был возвращен в Россию.

скульптуры собора в роскилле

Особого внимания заслуживают также часы, датируемые началом XVI века, расположенные на внутренней стороне южной стены, над входом в собор. Крошечная фигура Святого Георгия верхом на лошади отмечает каждый час, повергая дракона, который издает громкий рев, отдающийся глухим эхом в церкви. А фигурка женщины трясется в ужасе от страха, но вскоре берет себя в руки и замирает, чтобы часы могли отбить четверть часа. Рассказывают, что это жительница Роскилле по имени Кирстен Кимер, которая приставала к занятым людям с праздными разговорами, и за ней в одно прекрасное утро явился сам сатана, утащив ее в ад.

часы роскильского собора

Собор является привлекательным местом для посещения туристами, количество которых ежегодно составляет около 125 000. Именно этот собор, возвышающийся над скромным городским пейзажем словно мираж, сделал Роскилле духовной столицей Дании и северной Европы. В храме в течение всего года проводятся концерты.

план королевских захоронений

Дания, фото Кафедрального собора в Роскилле

Дания, карта расположения Кафедрального собора в Роскилле

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Изображение защищено